Казалось, что сам наставник тоже старается обращаться со мной пожёстче — нередко он приказывал своим помощникам поколотить меня. Изо всех людей там я был самым образованным, и он часто говорил: «У вас, учёных, много эгоистичных привязанностей и омрачений. Ваши препятствия велики».

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Const2018may (Другая версия автобиографии: https://ddm.zen-do.ru/constant. In English: https://ddm.zen-do.ru/en/constant).

Родился в СССР, назвали Алексеем.

В возрасте пяти лет пережил просветление, сравнив две линейки. 20 см на деревянной оказалось равно 21 см на алюминиевой. Показал папе: «Как так?»

Он попытался объяснить это и сделать вид, что всё нормально – хотя я видел, что он сам в замешательстве.

Так я осознал, что мир «не настоящий», и люди лишь делают вид, что верят в собственные «истины».

Представляете? «Истина» не соответствует реальности, но её продолжают считать «истиной».

Поэтому я перестал принимать обычные нормы и стандарты за чистую монету.

Например, я уже не здоровался с людьми – не понимая: зачем этот бессмысленный обычай? Я же пришёл, вот он я. Вот ты. Чего ещё надо, зачем говорить «Здравствуйте»?..

Кстати, здравствуйте!

Взрослые, однако, не понимали моего нон-конформизма. Родители заволновались и потащили меня ко психиатору... А некоторые люди стали говорить, что у меня, маленького ребёнка, глаза старого мудреца...

Так я и жил: не веря в истины, а просто непосредственно наблюдая всё происходящее – что есть.

В возрасте 10 лет познакомился с буддизмом и ощутил огромное вдохновение. Я понял, что я не один такой – пытаюсь понять этот мир... Понять глупость, страдания, и как с этим бороться. Оказалось, что уже был такой человек, Будда, который многое изучил, и смог изменить жизни многих людей. Но в то время я узнал о буддизме совсем чуть-чуть – лишь начал практику наблюдения причин и следствий.

Сейчас это важная часть метода, которому я учу. Не пытаться манипулировать какими-то теориями, а непосредственно видеть, что из чего возникает на твоих глазах. Это не сразу даёт понимание, это требует длительной практики, но постепенно это даёт реальное видение.

Ты начинаешь видеть взаимосвязи – причины и следствия – без слов.

В 1993-94 годах, когда у нас печатали первые книжки на эту тему, я узнал метод хуатоу и соединил его со своим исследованием мира. Поскольку учителей не было, я думал, что практикую нормальное хуатоу; но на самом деле получилось не столько углубление в Великое Сомнение, сколько всё то же созерцание-осознание. Только сконцентрированное в каждом мгновении. Так развивался всё тот же мой метод.

В 1995-2002 я учился в традициях тибетского буддизма. Только в эти годы я, наконец, получил какое-то систематическое представление о буддийском (и, в частности, махаянском) Учении. Занимался и шаманскими, даосскими и др. практиками. Могу говорить на кастанедовском языке: очистка тоналя, раскрытие второго внимания...

С 2001 года преподаю буддизм по классу Сутры. Проводил публичные лекции в московских эзотерических магазинах-клубах («Пути к себе», «Белых облаках»), а также теоретические и практические занятия в Центре Риме, храме Дальмаса, на фестивале «Рейнбоу» в России и на Украине и пр.

С 2003 года практикую дзенский метод мочжао, согласно учениям Чаньского Мастера Шен Яня.

Я не отношу себя к каким-то старым традициям, поскольку учился в разных школах, и по большей части практиковал самостоятельно. Поэтому у меня сложился свой подход, и я считаю, что в России начал развиваться свой собственный буддизм – так же, как когда-то от индуса Бодхидхармы и других буддистов в Китае начали развиваться свои стили Учения.

Во практике и преподавании я использовал всё, что попадалось под руку: методы китайских школ Чань и Тяньтай, тибетский Ламрим, палийские сутры, даосские и другие техники. Мой любимый Учитель – Шен Янь. Могу рекомендовать и таких авторов как Тик Нат Хан, Аджан Сумедхо, Келсанг Гьяцо, Лю Гуань Юй...

Итак, мой подход к обучению центрирован на созерцании намерения и на осознании за пределами слов. Я назвал этот подход Путь Осознания, или метод чжидао.

Осознанность уравновешивается отпусканием, принятие – дарением.

Из классических авторов я ощущаю близость с Бодхидхармой (Четыре практики), Хуэйненом (пробуждение без Учителя, опора на пустотность), Сюй Юнем (возрождение и интеграция древних методов в современных условиях).

Сейчас (к маю 2018) я более-менее выполнил первый этап, который наметил для развития Дхармы в России: перевёл и выложил на этом сайте более сотни важных текстов по дзенской практике. Теперь русским практикующим есть, где найти глубокое Учение.

Следующий этап – обустройство мест для практики. Таких мест, куда стабильно смогут приходить новички (и старички). Эти места могут становиться сердцевиной, которая собирает воедино эпизодические действия разных людей. Без этого развитие мудрости среди людей может оставаться разрозненным. Это как капли дождя в пустыне: по отдельности они лишь смочат песок, а в едином русле уже могут утолить чью-то жажду.

Поэтому я приглашаю к общению всех желающих изучать и практиковать духовный путь.

Все книги и учителя дают лишь кусочки знания – не исключено, что главные кусочки вы найдёте здесь.

И тогда вы сможете лучше помочь не только себе, но и окружающим.

И особенно на этом этапе, сейчас – для развития культуры мудрости вокруг нас – ваша помощь может очень пригодиться!

Пишите.

 


Старая версия моих автобиографических заметок здесь.

 

На сайте Zen-Do.Ru есть следующие работы Постоянного Озарения:

Буддийская микро-энциклопедия. 01. Что такое буддизм
Метод Пути Осознания – третий способ дзенской практики
01. Путь Осознания. Намерение практики
Упражнение ума в не-эгоистичности (объяснение основ Махаяны)
Четыре подхода к пробуждению (что мы упражняем в нашей практике)
Практика в будничных делах
Коренная проблема Земли
The root problem of the Earth ("Коренная проблема Земли", англ. яз.)
Три препятствия для пробуждённости
Личные советы по дзадзену на затворении
Интервью
Моё
Православной сестре
Понятие Бога и дзен
Назначение культуры и свобода человека
Пять искусств ума
Жить стратегически
Регулярность творческой практики
Философия как личный путь
Буддийский календарь 2015
Буддийский календарь 2016
Буддийский календарь 2017
Буддийский календарь 2018
Стихи
Медитация расслабления (аудио)
Краткая медитация расслабления (видео)
Как наши модели решают проблемы или создают их (видео)
Принятие как основа практики (видео)
Пробуем дзенские практики (видео)

 


 

Комментарии   

0 # RE: Постоянное ОзарениеВера 21.03.2015 21:56
Спасибо, было интересно. Но хотелось бы немного более подробно о вашем методе дзенской практики.
0 # Метод дзенской практикиПостоянное Озарение 22.03.2015 20:33
См. zen-do.ru/texts/102-zhidao - Метод Пути Осознания – третий способ дзенской практики.

Для комментирования зарегистрируйтесь и войдите. In order to post comments, register and login.