Постоянное Озарение
Буддийская микро-энциклопедия
02. Учёба и практика
(старая версия; вероятно, переработаю)
От чего зависит эффективность нашей учёбы и практики?
Буддизм как наука о реальности
Кратко о главных идеях предыдущей серии:
Наука
Можно сказать, что буддизм – это наука. Но не теоретическая наука, как массив отделённых от человека знаний, а практическая наука, как умение что-то делать. Это первоначальный смысл русского слова «наука»: научиться чему-то.
Суть буддийской науки в том, чтобы преодолеть ограничения нашей психической деятельности, наложенные своего рода шаблонами.
(Забегая вперёд: в буддийских терминах, мы ограничены санскарами).
С другой точки зрения, можно сказать, что это дурные привычки мышления и чувствования: связывающие и заблуждающие нас.
Поэтому в основе буддийской науки – осознание психической деятельности и освобождение от калечащих её шаблонов.
Дхарма
Буддийское учение часто называют словом Дхарма. Также это слово означает явления – то, из чего состоит мир.
Так что, общий смысл слова Дхарма – «то, как есть».
Поэтому буддизм не зависит от древних писаний, не зависит от чьих-то слов: это исследование реальности, как она есть.
Чистая Дхарма
Для нашего времени – особенно, XXI века – характерно информационное изобилие. Но качество информации не всегда высокое. Поэтому людям трудно найти самые эффективные подходы в потоках разных идей и мнений.
Для практики – овладения буддийской наукой – один из главных факторов – Чистая Дхарма.
Чистая Дхарма – это учение, обладающее тремя качествами:
Во-первых, оно соответствует пути ко пробуждённости до конца. Есть много учений, которые в чём-то помогают и дают облегчение, но при этом нагружают человека новыми заблуждениями и ограничениями. Поэтому, следуя им, человек может оказаться в тупике. Такие учения не являются чистой Дхармой.
Во-вторых, чистая Дхарма объясняет путь без ошибок.
В-третьих, чистой Дхарме присуща определённая атмосфера. Ясное, открытое, свободное состояние ума. Об этом говорят, что в учении есть энергия пробуждённости, или «благословения Будды».
Если же правильные идеи излагаются смутно, поверхностно, с примесью дурных эмоций – то это не считается чистой Дхармой, даже если содержание идей, как будто, правильное.
Дело в том, что в речи и даже в письменном тексте передаётся не только логический смысл, но и атмосфера ума. Если, слушая нечистую Дхарму, впитать атмосферу поверхностного отношения, то это будет мешать глубине понимания и искренности практики.
Итак, чистая Дхарма – это:
- путь до конца,
- излагается без ошибок,
- передаёт дух пробуждённости.
Чистое сердце
Для эффективного научения надо поддерживать чистоту сердца, что значит:
- свобода от удержания неправильных взглядов,
- вера в учителя и преподаваемую Дхарму,
- правильные побуждения.
Первое здесь – не цепляться за свои взгляды. Если человек в чём-то убеждён, но учитель говорит иное, то сразу выбрасывать старые взгляды не нужно; но надо уметь отложить их в сторону. Надо исследовать систему, которую тебе излагают, исходя из самой этой системы, а не втискивая во прокрустово ложе своих идей.
Так можно найти другую точку зрения – и, может быть, понять, что она лучше старой. Тогда можно будет уже отпустить старые взгляды, или пересмотреть их и найти какие-то элементы, совместимые и с новым мировоззрением. Но, если человек цепляется за свои мнения, а не старается понять Дхарму, то это не чистое сердце ученика; это называется «полная чашка» или «перевёрнутый горшок»: новые знания туда не помещаются.
Второе – вера в учителя и преподаваемую Дхарму – не значит слепого принятия без размышлений. Напротив, вера развивается благодаря размышлению над учением и осознанию его ценных качеств. Вера даёт вдохновение, энтузиазм, ощущение внутренней силы и уюта. Без веры трудно было бы отпускать старые взгляды и привычки. Мы отпускаем их именно потому, что знаем, ради чего.
Поэтому без веры серьёзной практики не получится. Если же веры недостаёт, то что делать? Проверять, размышлять, советоваться с учителем. Если Дхарма чиста, и вам понятен и близок способ её изложения, то, благодаря проверке и пониманию, естественно разовьётся убеждённость.
Третье – правильные побуждения. Иными словами, искренность. Это развивается благодаря глубокому пониманию своих стремлений и нужд. Если твои стремления поверхностны, эгоистичны, то тебе просто не хватает осознания, чего на самом деле хочет сердце.
Итак, вот что значит чистота сердца ученика: свобода от удержания старых взглядов; вера в учителя и учение, развивающаяся на основе опыта; верные побуждения.
Выводы
Пусть у нас будет чистая Дхарма – полная, безошибочная, с духом пробуждённости.
Пусть у нас будет чистое сердце – не цепляющееся, с верой, с искренним осознанием своих побуждений.
Так наша практика будет стремительной, глубокой и полезной для всего мира.
Картинки с http://www.chuckthemonk.com/
"Какие есть виды буддизма? Чем отличаются Тхеравада, Махаяна, Тантрический буддизм?" и другие темы см. во следующих выпусках Буддийской микро-энциклопедии.