Но следующий раз может оказаться не так приятен, а то и намного хуже. Но этот человек привязался к приятному переживанию – а привязанность, как вы помните, это тоже блуждающая мысль. И в итоге всех этих ожиданий человек не будет сосредоточен на методе практики. Когда вы привязываетесь к приятному, то подставляете себя под удары разочарований.

Шен Янь. В сидении нет «меня»

Как правильно держать взгляд в сидячей дзенской медитации?

Вопрос:

Когда я сижу в дзадзене, то глаза закрываются практически полностью. Остаются щёлки. И я не уверен, что смотрю именно вниз и под каким-то определённым углом. Такое ощущение, что глаза смотрят прямо. Но что-то ухитряются видеть через щёлки. Если начинаю смотреть вниз, то в них и в веках появляется напряжение и неестественность.
Как правильно?

Ответ:

Шен Янь говорил прикрыть на 80%, так что, щёлки и есть. Рекомендация опускать взгляд – для того, чтобы он расслаблялся. Поэтому не так важно, на самом деле, куда именно нацеливать глаза; важно спокойное, расслабленное, но бдительное пребывание.

Состояние при медитации регулируется. Например, если надо быть чуть бодрее – можешь приоткрыть глаза пошире. И наоборот: напряжён – прикрыть побольше. Можно вообще закрыть глаза, но тогда легче потерять связь с обстановкой и уплыть в видения.

С другой стороны, если при повороте глаз в веках появляется напряжение – это может быть знак того, что часть тела-ума напряжена, и ты просто вошёл в контакт с этой частью. Это повод проработать состояние тела получше. Чувствовать и расслаблять. В идеале же не должно быть лишних напряжений, куда глаза ни поворачивай?

Поэтому места всех напряжений чувствуй, расслабляй и объединяй в единое, равномерное пространство осознанности.