Откуда мне знать, что это было?
Я могу только гадать.
Например, у меня был такой случай. В сентябре 2003 в Подмосковье было небольшое затворение под руководством монахов – учеников Тик Нат Хана.
Местные ребята организовали всё это не очень тщательно, поначалу возникали некоторые накладки, расписание не полностью соблюдалось, и у участников копились усталость и недовольство.
Представь себе мою реакцию. Я, такой весь серьёзный практикующий, уже сам где-то учу, приехал обменяться опытом, а тут сплошной бардак и трата времени – и непонятно, за что я заплатил такие большие для меня деньги.
Перед обедом я подошёл к учителю с намерением высказать своё недовольство и уйти, забрав деньги. Он сказал:
– Садись за наш столик, поговорим за обедом.
Я удивился, по-дзенски же за обедом надо есть, а не разговаривать. Ну, ладно.
Вот мы сели, и учитель говорит:
– Ты счастлив?
Только я возмущённо открыл рот, как он жестами показывает на мою тарелку: дескать, молчи и ешь.
Что за фигня? Сам же задал вопрос, и тут вдруг «молчи и ешь»?
Я ел и размышлял. Ну, я «несчастлив», так понятно же, почему. В том же самом доме отдыха в мае уже было затворение, в другой дзенской традиции, так там всё было организовано прекрасно. Привезли на автобусах, а не добирались полдня, так что никто не устал. Заселение уже было согласовано заранее, не приходилось ждать чего-то на рюкзаках. Расписание соблюдалось по секундам, всё было гладко, плотно и эффективно… Переводчики были отличные, а не болтавшие, что захочет их левая нога… А тут какой-то балаган, и мне просто жалко этих оторванных ото всего денег. У меня ботинки разваливаются! Я практиковать приехал!..
Но постепенно размышления за едой привели меня к мысли, что даже в таких неудачных условиях пыхтеть гневом как-то неправильно. Ну, фигня кругом, и что? Вполне можно принять это спокойно, точно так же распрощаться и уехать, а кипятиться-то зачем?
И вот, пока мы обедали, раздражение ушло, и возникло принятие всего, что происходит – как нормального жизненного процесса.
В итоге, я почему-то остался. И, надо сказать, потом не пожалел об этом.
Я понял, что неприятные, трудные ситуации на пути можно впитывать в себя как полезные уроки и *принимать* как должное.
Эти двое монахов помогли мне научиться жить в несовершенстве. Оставаться спокойным и счастливым, не париться и даже бардак использовать на благо.
И впоследствии на каких-либо практиках и затворениях я оставался расслабленным и беззаботным, и это отношение очень способствовало их гладкому и мощному течению.
Вместо того, чтобы стараться всё контролировать «в совершенстве», маниакально «удерживать марку» и т.д.
Со временем это привело ещё к одному осознанию: какая бы ерунда ни происходила вокруг меня, не стоит отстраняться с отношением: «Это не я творю, я здесь ни при чём».
Я-то здесь!
«Правильно» или «неправильно» идут события, всегда можно постараться проявить мудрость. Тогда в любой «неправильной ситуации» будет мой мудрый ответ.
Возвращаясь к тому затворению, с учениками Тик Нат Хана:
Итак, многие люди были усталы и недовольны. Учитель заметил наше напряжённое состояние и велел нам лечь в «позе трупа» и расслабляться. А сам стал петь колыбельные – по-английски, по-вьетнамски…
Народ расслабился и стал засыпать. И я тоже погрузился уже почти в сон, как вдруг сработал какой-то «сторожок» внутри, и я спохватился. Меня вынесло из состояния дрёмы обратно в осознанность.
Что это было? Вероятно, некое намерение оставаться осознанным, или контролировать себя… Так я не отпускал себя и не уснул, хотя остальные спали. А я просто лежал и расслаблялся.
Надо сказать, что это помогло. Дальше затворение шло гладко, с лёгкостью и удовольствием. Люди медитировали, учились. Общение с этими монахами было интересно – так что я и через 14 лет вспоминаю и рассказываю об этом.
Вот ты говоришь: почувствовал, что на грани – прыжок в пропасть неизвестного.
«Но Эго остановило».
Что такое это Эго?
По-моему, нет никакого «эго» – есть определённые процессы.
Есть намерения, которые «включают» определённые процессы в определённых условиях.
Если мы постепенно разбираемся в этих намерениях и процессах, то можем всё правильно организовать «у себя в уме».
Не будет никакого «Эго», которое где-то «сидит» и что-то «контролирует».
Вообще, этого Эго уже нет, это иллюзия: есть некие намерения и процессы. С которыми мы можем сами разбираться, что-то регулировать, перестраивать и т.д.
И в конечном счёте мы приходим к такому состоянию, когда «весь мир» работает естественно и гармонично. Его не нужно «контролировать», потому что весь он целиком и создаёт лучший контроль. Чем если маленький отгороженный кусочек будет пытаться всё контролировать, видя мир из своей узенькой норки.
Все омрачения и страдания происходят от ограниченного восприятия. Мы начинаем прыгать от плода ко плоду, вместо того, чтобы просто жить в открытости и полноте. Начинаем воспринимать мир как фиксированные объекты, хотя на самом деле мир текуч каждый миг. Начинаем развивать жажду, болезненное стремление: «Ещё!», и болезненное сопротивление: «Не хочу!», вместо того, чтобы отпустить все вещи жить свободно.
Настоящая свобода тогда, когда нет противопоставлений.
Поэтому практикуй растворение напряжений и противопоставлений.
Тогда не будет резких прыжков в пропасть, всё откроется мягко. Весь мир будет путешествовать в неизведанное и творить небывалое.
Каждый миг.