Когда вас возбуждает окружающее, возникают реакции, возникают волнения, и ваши мысли в состоянии постоянного изменения. Это авидья; нечто постоянно меняющееся, миг за мигом.

Шен Янь. Будды, чувствующие существа и неведение

Постоянное Озарение

Практика с выходом и без выхода

Орёл

Большинство людей то и дело погружается в заблуждения, излишние волнения и дурные привычки. Вместо того, чтобы быть «истинным собой» и жить свободно, всем сердцем, мы как бы отбываем повинности, полу-живые, полу-осознанные. Забыв настоящую волю сердца, тратим время без мудрости.

На буддийском языке всё это называется «попадать в ловушки санскар». Санскара — слово того же корня, что и «санскрит». Санскрит — «искусственный», сконструированный язык, созданный древними учёными-грамматиками Индии на основе нескольких местных диалектов, «пракрита». Из нескольких диалектов создали упорядоченный вариант, причёсанный, уточнив правила грамматики и так далее. И слово «санскара» значит конструкция, нечто сотворённое.

Говоря по-другому, санскара — это ситуация в нашей жизни, как мы воспринимаем эту ситуацию. Это наше представление о себе и об окружающем; представление о проблеме и о том, чего мы хотим. Всё это создаёт конструкцию в нашем психическом пространстве, представление о происходящем: я такой-то, в таких-то обстоятельствах, хочу того-то... Эта конструкция отражает наше понимание и, на самом деле, не отражает всю реальность в её полноте. Например, думая о проблеме, я считаю себя добрым человеком и не могу никому отказать, позволяю манипулировать собой во вред. Или я считаю себя независимым, самостоятельным человеком и отталкиваю окружающих, когда мне кажется, что они несправедливы ко мне и пытаются мной манипулировать. В обоих этих примерах я теряю себя естественного — который не противопоставляется другим, но и не забывает слушать волю собственного сердца.

Итак: жить в заблуждениях — значит попасть в ловушку санскар. Принять нечто ограниченное за истину и жить в этой колее, в этом ящике ограниченных взглядов.

Жить в излишних волнениях — значит быть в ловушке санскар. Когда ты поверил в «условия игры» и принимаешь эти условия всерьёз, снова и снова переживая их — когда на самом деле жизнь безгранична, и в ней найдутся возможности переживать и любые другие эмоции.

Жить в дурных привычках — значит прыгать из одной привычной санскары в другую. От постылой работы к тупому телевизору, от телевизора к пиву, от пива к болтовне по телефону, от телефона к койке... Никогда не удовлетворяющие полностью занятия, но они кажутся лучше, чем всё отпустить и скучать от бытия с собой. Поэтому вместо оборачивания к сердцу и открытия настоящего себя мы убиваем время унылыми привычками. Но фокус в том, что скука и тягота бытия с собой — это тоже привычка, иллюзия, ложь.

На самом деле, можно сбросить все привычки, включая привычку воспринимать мир как скучный и ограниченный.

Выйти из колеи заблуждений и волнений. Это называется «пробудиться», выйти из ловушек санскар на свободу.

Можно сказать, что в этом смысл дзенской и вообще буддийской практики. Мы выходим из ограниченных колей, вылазим из горшков санскар, из наших ограниченных представлений о ситуации.

Выходим за рамки конструкций, в которых находились.

Сиддхартха Гаутама, которого стали называть Буддой — Пробуждённым — был исключительно талантливым человеком. Он обратил внимание на то, что люди живут не свободными, хронически озабоченными, часто погружаясь во принуждённость и неудовлетворённость. Если бы Гаутама жил сейчас, он увидел бы всё то же самое. Блуждая из ситуации в ситуацию, мы раним себя и других, мы не живём нашу жизнь по-настоящему, полноценно и открыто, удовлетворённо и в мире с собой.

У Гаутамы ушло шесть лет полной самоотдачи, чтобы открыть причины заблуждений людей и найти способ освобождения. Эти шесть лет он отчаянно искал выход, исследовал причины и следствия и вырвался на свободу.

Его практика была практикой с выходом. А как практикуете вы?

У вас есть возможность провести ваше собственное исследование, так же, как это смог сделать Будда.

Например, когда вы ищете выход из дурной привычки, вы можете наблюдать: в каком состоянии вы находитесь, когда погружены в дурную привычку? А каково состояние, когда эта привычка отступает? Сравнивая ощущения, качества состояний, вы можете научиться осознавать захваченность санскарой и освобождаться от захваченности.

Вы можете осознавать причины своих состояний, их смыслы — и способы выходить из них в состояния непривязанности. Можете осознавать погружение в ограниченности и принуждённости — и освобождение от них.

Такие исследования — это практика с выходом, когда вы учитесь раскрывать оковы, используя для этого каждую проблему. Не просто решаете проблему и справляетесь с ситуацией, но познаёте пути освобождения вообще.

Если же вы просто принимаете некий совет из книжки или от учителя, без собственного исследования и стремления освободиться — возможно, это практика без выхода. Просто добавление к ситуации каких-то дополнительных условий. Например, вы сидели в ящике такой-то санскары, таких-то представлений о мире и себе, и просто добавили в ситуацию ещё одно условие: выполнять такую-то практику, такой-то совет учителя. Это не выводит из санскары, а лишь добавляет ещё что-то в горшочек несвободы, в котором вы варитесь.

Итак, принимая совет учителя или метод из книжки, думая, что вы практикуете и решаете какую-то проблему, проверяйте: так ли поступил бы Гаутама?

Ваша практика — это часть вашего исследования и освобождения? Или это просто добавление чего-то всё в ту же рабскую жизнь? Это практика с выходом или практика без выхода? Освобождение из санскары или продолжение варки в собственном соку?

Вы учитесь освобождению или просто делаете, что положено?

Читая эти слова, вы понимаете, как применить их, или просто пробегаете по тексту?