Вопрос:
Есть ли в дзене понятие ответственности?
Не только за себя, близких и т.п., а глобально – ответственность, которую я ощущаю во всём. Вообще, это же нормальное качество человека – быть ответственным… Но… меня иногда называют «в каждой бочке затычка» :). Может быть, потому, что во мне это качество превратилось в навязчивость?..
Расскажите, пожалуйста, как к этому относятся в дзене.
Ответ:
Один монах расставался со своим учителем на несколько лет и на прощание сказал:
– Не беспокойтесь, я не подведу Учение!
Мастер ответил:
– Какое ещё учение, шмучение?.. Не подведи себя!
Люди часто ориентируются по неким идеям и идеалам. Например, когда-то я принял к руководству слова: «Буддист должен вести себя достойно, чтобы не позорить своё Учение». И через год-другой я заметил, что стараюсь «достойно выглядеть». Вместо того, чтобы вести себя естественно. На самом деле, стремление «достойно выглядеть» – чем отличается от лицемерия?
Старый Мастер, который сказал «Не подведи себя» – почему он так пренебрежительно отозвался об Учении?
Ведь, на самом деле, к Учению нужно относиться уважительно. Тогда оно становится крепче в твоём уме и сильнее помогает всем существам.
Значит, Мастер совершил промашку? Я думаю, нет: он отверг не Учение, а блуждание в идеях. «Ответственность перед Учением» – это просто идея.
Учение нужно для того, чтобы найти и воплощать себя настоящего. Поэтому цель не в Учении и не в каких-то других идеях, а в том, чтобы воплощать истинное намерение Вселенной здесь и сейчас. Не терять целостности в погоне за идеями и идеалами.
И тогда, оказывается, можно не цепляться за достойное поведение, за достойный вид и прочее, а просто действовать естественно, в открытой мудрости.
Когда я пережил «единство Вселенной», ощущение огромного счастья и понимания, я решил делиться этим счастьем и пониманием с другими. Но через некоторое время я почувствовал себя в тупике. Я объясняю кому-то, в чём его ошибка и как действовать правильно; он выслушивает, но продолжает поступать глупо.
Как тут быть?..
Я думал, что с моим великим прозрением могу решить все проблемы, но с этой проблемой справиться не мог…
В итоге, я решил, что моё дело – объяснить; а если человек не послушал – это уже его дело.
Так мне удалось, вроде бы, примириться с логикой: делаю зависящее от меня, а за других не отвечаю.
Но вопрос остаётся не решённым: как же всё-таки помочь в этом случае?.. Когда человек продолжает делает глупости, страдает и умножает страдания других…
Шло время, я учился дальше, и моё понимание изменилось. Теперь я считаю, что нельзя снимать с себя ответственность ни за что.
Во всём, что происходит здесь, есть и моё участие. Даже если я «просто присутствую».
Можно сказать так: происходящее творится нами вместе.
Глупо разгораживать «себя» и «других», глупо думать: «Я отвечаю за это, а за то не отвечаю».
Если люди поступают мудро, с добротой и так далее – это повод порадоваться за них. И энергия этой радости может потом помочь и другим. Если же люди поступают глупо, зло и так далее – это можно видеть как учебную ситуацию, в которой участвуют все присутствующие.
Это повод что-то понять; укрепиться в каких-то решениях; крепче на что-то вдохновиться и так далее.
Понимая процесс как учёбу и развитие, можно не беспокоиться, что сейчас что-то «несовершенно».
И можно не отгораживаться от участия во происходящем. Мы делаем сейчас то, что можем. Стараемся учиться, чтобы потом действовать ещё лучше. Не беспокоимся зря оттого, что пока не всё получается.
И стараемся действовать гармонично, без лишнего насилия.
Один молодой монах сказал мне: «Знаешь, что мне особенно нравится в моём Учителе? Он не тянет, не давит… Он даёт пространство для роста».
Когда я сам стал заниматься с учениками, сначала мне казалось: главное – это учебная программа. Но постепенно я стал всё лучше понимать важность свободного пространства и дружелюбной, открытой, творческой атмосферы.
Даже когда ребята просто играли, вместо того, чтобы что-то изучать – я видел, как это несёт пользу, потому, что этой атмосферы им не хватало в остальной жизни.
Растениям нужна почва, вода, свет и тепло… Их не нужно тянуть – в подходящих условиях они растут сами. Так же и то, что мы выращиваем в нашем уме, так же и дела, что мы делаем. Создаём условия – и они развиваются.
Итак, с точки зрения дзена, что такое ответственность? Перед кем? За что?
Лао-цзы говорил:
У Неба и Земли нет человечности – они позволяют всем существам жить собственной жизнью. У Совершенномудрого нет человечности – он позволяет народу жить собственной жизнью. [5]
Когда утерян великий Путь, появляются «человечность» и «справедливость». Когда появилось мудрствование, возникает и большое лицемерие. Когда семья в раздоре, появляются «сыновняя почтительность» и «отцовская любовь». Когда в государстве царит беспорядок, появляются «верноподданные». [18]
Иными словами, когда утеряна единая гармония, появляются отдельные понятия: человечность, справедливость, уважение… Ответственность.
Действуй естественно, исходя из цельности всего мира. Без подчинения каким-то идеям и идеалам. Ведь любые идеи и идеалы ограниченны. Это как формулы в физике: у любой формулы ограниченное число членов. А мир безграничен. Поэтому любая формула приблизительна и чего-то не учитывает.
Поэтому, даже если руководствуешься правильной идеей, не цепляйся за неё настолько, чтобы терять видение остального. Не формула должна руководить человеком. Она лишь указывает взаимосвязи и направления. За что потянуть, куда двинуться – окончательное решение пусть принимает сердце.
- Живи в реальности, не становясь рабом идей и желаний.
- Действуй без разделений себя и других, «моей» и «твоей» ответственности.
- Без делений на «моё» и «твоё», пусть действия исходят из живой потребности ситуации.
Тогда нужна ли ещё какая-то «ответственность»? Сможет ли появиться безответственность?