Мы просто сидели там, не произнося ни слова. Я был чрезвычайно счастлив. Это была одна из самых приятных ночей в моей жизни. На следующий день я продолжал переживать огромное счастье. Весь мир был свеж, как если бы я увидел его впервые.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Болезни — это тоже результат причинно-следственных явлений? Выйдя из этого круга, мы избавляемся от них, так? Получается, практикуя, мы излечиваемся?

Всё можно видеть как следствие каких-то причин.

Но на самом глубинном уровне рассмотрения можно заметить, что «причина и следствие» – это наши предположения.

Например, электрочайник кипит потому, что мы включили его и пошёл ток. Такие у нас представления. Но на самом деле мы не знаем абсолютно точно. Может быть, это не чайник, а разведывательный корабль инопланетян, который замаскирован под наш чайник. И кипит он не из-за тока, а просто чтобы не выдать себя, когда мы нажали на кнопочку.

Пример шутливый, но и на самом деле, все наши знания – это гипотезы. Они подтверждаются опытом, но иногда бывает, что и не подтверждаются. Возникает новый опыт, противоречащий старым знаниям. Поэтому стоит помнить, что даже «твёрдо зная» что-то, мы лишь имеем гипотезу, обобщившую наш ограниченный опыт.

Так что и представления о причинах и следствиях – это условности. Мы принимаем их за истину, но это не абсолютные, а условные истины – созданные нашим мышлением.

С учётом этого – да, у всего можно находить причины.

У болезней тоже. Например, один мой знакомый восьмиклассник ходил с напряжёнными мышцами живота. Он думал, что напряжённый пресс – это круто, это делает его сильным, мужественным. На самом деле, чтобы при таком сжатии мышц туловище не согнулось, ему приходится напрягать и мышцы спины. Только так туловище останется ровным. И в итоге у парня шло лишнее сжатие позвоночника – выжималась жидкость из межпозвоночных дисков, развивался остеохондроз. Внутренние органы в брюшине были хронически сжаты, из-за этого страдали почки, жёлчный пузырь, поджелудочная железа и т.д. Чтобы удержать полости внутренних органов, в них возникало повышенное давление, это давало лишнюю нагрузку на сердце. От напряжений характер у парня становился вспыльчивым и неуравновешенным, он легко лез в драку. Вот так из-за одной маленькой причины, неправильного обращения с телом, можно развить целую кучу трудностей со здоровьем, от нефрита до невроза и от невралгии до аневризмы.

Что касается лечения, то правильная духовная практика ведёт к естественности образа жизни, тела и ума. Мы замечаем: что у нас неправильно, что чувствуется неестественно; и исправляем свои привычки, убирая вредные воздействия.

Но тело – материальный объект, он меняется медленнее и не так легко, как психическое пространство. Поэтому, если какие-то проблемы засели в теле, может не хватить просто медитаций. Желательно ещё делать какие-то оздоровительные упражнения: разминающие, расслабляющие, убирать мышечные блоки, и чтобы дыхание наполняло каждую клеточку тела. Нужна чуткость к сигналам тела: захотелось отдохнуть – отдыхать, а не увлекаться какими-то деталями и пренебрегать здоровьем. Поэтому одного лишь отпускания и осознания пустотности для полного выздоровления может быть недостаточно. Нужно здоровое, естественное обращение с телом, гармоничный образ жизни.

Пробуждаясь, мы отцепляемся от порабощавших нас деталей, поэтому исправлять привычки и возвращаться к естественности становится легко.

Что касается «выхода из круга» – вы имеете в виду круг сансары, сансарического существования. Суть этого круга в том, что из ограниченности восприятия возникают страдания, а из страданий – снова ограниченное восприятие. Поэтому страдания повторяются снова и снова.

Если мы отпустили зацепленность деталями, то остаёмся в естественном состоянии. Мы видим, что «я» и другие обозначения – иллюзии. Поэтому мы не вовлекаемся в страдания. Однако причины и следствия продолжают действовать. Например, если нога наступила на колючку, то почувствует боль. Причина и следствие. Разница в том, что мы не наворачиваем на эту боль дополнительные трагедии, не создаём себе страданий. Просто и естественно рука вынимает колючку, и мы спокойно живём дальше.

Иногда этот круг называется «кругом существования», или бытия. Но выход из него не значит, что мы гибнем. Мы просто отбрасываем жёсткость ума, отходим от иллюзий. Например, мы осознаём, что вчерашнего «я» уже нет. Каждый миг – что-то новое. Новорождённый мир снова и снова. В этом смысле, всякое «существование» текуче, иллюзорно, постоянно рождается заново.

Поэтому пробуждение не отменяет причин и следствий. Но мы видим всё как есть: неуловимое, условное, без разделений и противостояний.

В потоке причин и следствий нет «меня», нет «друзей» и «врагов», поток свободен от преград и каждый миг рождается с чистого листа.

Поэтому болезни излечиваются, а если какие-то и остаются, то перестают вызывать страдания.

Всего доброго, здоровья и мира всем!