Человек начинает устранять коренные омрачения на первой ступени Бодхисаттвы. На уровне Буддовости они ушли полностью. Это высший уровень достижений. Первое переживание чаньского просветления, или видение своей истинной природы, включает устранение омрачённых взглядов и омрачений, вызванных видением.

Шен Янь. Биография китайского монаха

Четыре подхода к пробуждению

Тройка

1. Введение. Три упражнения

Пробуждение, или просветление — это видение собственной изначальной природы. Поскольку зерно совершенства ("образ Божий", "психические способности") присуще нам изначально, путь к пробуждению можно представить как единство развития и освобождения. Освобождение — от того, что закабаляет, затемняет свет ума: от заблуждений, привычек, бессмысленных привязанностей. Развитие — навыков естественного и целесообразного восприятия и действия.

Согласно Будде, всякий путь к просветлению можно рассматривать как нераздельное единство Трёх Высших Упражнений:

Те же три стороны можно найти и в других системах раскрытия человека — в иудаизме и христианстве, в психологии и философии:

Например, в Бхагавад-Гите, обобщающей опыт многих школ, названы:

Почему речь идёт именно об этих трёх элементах?

 

2. Сосредоточение

Сосредоточение — это устойчивое направление внимания.

Ясно, что среди множества обстоятельств и энергий, на которые мы можем направить внимание, есть более подходящие и менее подходящие объекты. Например, при переходе дороги с оживлённым движением уместно направить внимание на поток транспорта, а не на облака — так, чтобы не стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

А если мы решили отдохнуть на лужайке от профессиональных забот, то, напротив, созерцание облаков будет уместным, а привычные беспокойства о работе — скорее всего, будут бессмысленной потерей времени и сил, как это обычно и бывает с беспокойствами.

Итак (рис.1), в одно и то же время есть возможность как для беспокойства, так и для отдыха. Что из этого выбирается — зависит от направления внимания:

Рис. 1.а

Когда внимание направлено искусно, то возникающая энергия восприятия создаёт полезные следствия:

Рис. 1.б


3. Мудрость

В практических целях, можно подразделить все объекты сосредоточения на добродетельные, недобродетельные и нейтральные.

"Добродетельным" будет считаться такой объект, сосредоточение на котором ведёт к добродетельным состояниям ума. И наоборот, "недобродетельный объект" - это такой, сосредоточение на котором вызывает недобродетельные состояния (приводящие к страданиям).

Понятно, что один и тот же предмет может оказаться добродетельным или недобродетельным объектом в зависимости от того, какое отношение мы к нему развиваем. Например, предположим, что мы решили сделать какое-то дело, полезное для многих существ. Но не успели начать, как столкнулись с большими трудностями, которые ставят под вопрос успех всего предприятия. Если, глядя на эти трудности, мы сосредоточились на жалости к себе, то в итоге разовьём чувство разочарования, поражения и подавленности.

Глядя на те же трудности, мы можем сосредоточиться на осознании того, насколько полезно и необходимо наше предприятие. Мы можем подумать, например, что, даже если не сумеем преодолеть эти трудности сейчас, то лучше подготовимся в следующий раз; но и сейчас ещё не всё решено; главное — сделать всё, что зависит от нас, вложить все силы. Следствием такого сосредоточения станет воля к победе, крепкая решимость, вдохновение.

Можно сказать, что в первом способе сосредоточения проявилось неведение, нецелостный взгляд на мир — ошибка этого взгляда была в том, что он соединял с неблагоприятными обстоятельствами жалость к себе. А для этого не было никаких оснований, поскольку такое соединение несло не пользу, а страдания.

И наоборот, во втором способе сосредоточения проявилась мудрость, которая направила энергию по конструктивному пути. Посмотрим, как работает мудрость, на том же примере, что и на рис.1. Должны ли мы, отдыхая на лужайке, обязательно избегать того, что вызывало беспокойства?

Или мы можем подумать, например, так: "Свою работу я люблю. Думаю, что буду заниматься ею всю жизнь. Но если я всё время волнуюсь по поводу работы и беспокоюсь, то когда же я буду счастлив? Я так и проведу всю жизнь в беспокойствах".

Подумав так, мы можем оценить, действительно ли наши беспокойства так важны, чтобы всю жизнь быть несчастными. И тогда наши заботы вместо беспокойства могут вызвать, например, смех.

Рис. 2


4. Дисциплина

Некоторые люди могут быть более способны в применении мудрости, другие — в применении сосредоточения.

Об этих двух способах говорит сутра "В одной упряжке" (приведённая в приложении), как о первых двух подходах к просветлению:

Третий путь — одновременное развитие успокоения (то есть правильного сосредоточения) и видения-как-есть (то есть мудрости).

Четвёртый путь — для человека, которому не хватает ни мудрости, ни сосредоточения, вследствие чего возникает его "неугомонность по отношению к Учению". Иными словами, например, человек хватается за своё первое попавшееся понимание чьих-то слов, вместо того, чтобы обдумать, что они значат на самом деле.

Или, допустим, человек наклеивает ярлыки — свои мнения: это похоже на то-то, а это не согласуется с тем-то.

И в итоге он не воспринимает ничего: ни того, что показалось на что-то похоже, ни того, что показалось с чем-то не согласующимся. Другой пример — когда внимание и память человека совсем заблокированы какой-то областью напряжения, в теле или уме, так что он вообще плохо способен к учёбе.

Для таких случаев основой пути к просветлению является практика дисциплины. Например, человеку следует воздерживаться от поспешных суждений — об истинности или неистинности и т.д. Не стремиться всё сразу разложить по полочкам, а оставлять какие-то вещи "на свободе", с мысленной пометкой: ещё не понято, ещё не исследовано, остаётся под вопросом...

В случае блока в теле или уме, могут помочь регулярные телесные практики, которые возвращают телу свободу, осознанность и единство с умом. Например, выдающемуся современному чаньскому Мастеру Шен Яню в отрочестве было прописано делать каждый вечер по 500 простираний — и это после целого дня монашеских практик! Такое "ударное средство" помогло — он избавился от тупости, обрёл ясность и глубину ума, которые сохраняются до сих пор, позволяя ему писать интересные книги и давать исчерпывающие и воодушевляющие наставления ученикам.

(Конечно, начинающим не стоит пытаться делать сразу по 500 простираний, и лучше осваивать их под руководством опытных практикующих; а что это такое — см. в тексте Практика простираний или, например, на сайте центра Дальма-са.)

Вообще телесные практики — Тенсегрити, Тайцзи и т.п. - пробуждающие и объединяющие тело и ум, я считаю практически необходимыми всем, кто идёт по пути самонахождения и самораскрытия. Даже людям "сновидческого" типа, которым якобы не нужны телесные упражнения, приходится жить в окружении других людей, поэтому, чтобы не "потеряться" в различных потоках энергии, полезны практики выстраивания правильной формы тела, объединения телесных энергий и т.д.

 

5. Приложение. В одной упряжке.
(Aнгуттара Никая IV.170: Юганаддха сутта)

Только для бесплатного распространения
(Перевод с английского © Дмитрия Ивахненко
по переводу с пали Тханиссаро Бхикху)


Однажды досточтимый Ананда остановился в Косамби, в монастыре Гхоситы. Там он обратился к монахам:

-- Друзья!

-- Да, друг, — ответили монахи.

Досточтимый Ананда сказал:

-- Друзья, каждый раз, когда кто-то объявляет в моем присутствии о достижении архатства,  — будь то монах или монахиня, — все они достигают этого с помощью того или иного из четырех путей. Каких именно четырех?

Бывает, что монах развивает видение-как-есть (випассана) после успокоения (саматха). По мере того, как он развивает видение-как-есть после успокоения, рождается путь. Он идет по этому пути, развивает его, придерживается его. И когда он идет по этому пути, развивая его и придерживаясь его, — его пороки отбрасываются, его скрытые склонности устраняются.

Кроме того, бывает, что монах развивает успокоение после видения-как-есть. По мере того, как он развивает успокоение после видения-как-есть, рождается путь. Он идет по этому пути … его пороки отбрасываются, его скрытые склонности устраняются.

Кроме того, бывает, что монах согласованно развивает успокоение и видение-как-есть. По мере того, как он согласованно развивает успокоение и видение-как-есть, рождается путь. Он идет по этому пути … его пороки отбрасываются, его скрытые склонности устраняются.

Кроме того, бывает, что неугомонность по отношению к Дхамме (Комм.: пороки видения-как-есть) в уме монаха находится вполне под контролем. Приходит время, когда его ум становится внутренне устойчивым, успокаивается, объединяется и сосредоточивается. В нем рождается путь. Он идет по этому пути … его пороки отбрасываются, его скрытые склонности устраняются.

Каждый раз, когда кто-то объявляет в моем присутствии о достижении архатства,  — будь то монах или монахиня, — все они достигают этого с помощью того или иного из этих четырех путей.