Время, проведенное с ним, оказалось одним из самых сложных периодов моей жизни. Он постоянно обескураживал меня. Это напоминало мне то, как Марпа обращался со своим учеником Миларепой. Например, приказав мне перенести все мои вещи в одну комнату, затем он заставлял меня перебраться в другую. Потом мне приходилось возвращаться обратно.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Шен Янь

Благодарность и передача заслуги

Из бесед Мастера Шен Яня. Перевод Постоянного Озарения по http://www.chancenter.org/chanctr/ddp/chanmag/fal1999.html#gratitude

Прим. пер.: «Передача заслуги» – это дарение энергий, развитых нашей практикой, на благо всех существ. Подробнее о заслуге см. Упражнение ума в не-эгоистичности


Как и покаяние, практика благодарности и передача заслуг полезны для уменьшения самоцентрированности и волнений – и на затворении, и в повседневной жизни. Когда мы не получаем желаемого, возможно, это потому, что условия и причины не созрели, или потому, что нам не хватает заслуги. Размышляя об этом, нам следует чувствовать стыд, скромность и раскаяние. Когда мы получаем что-то полезное – неважно, что и сколько – нам следует быть благодарными. Но обычно, когда мы не получаем, чего хотим, то переживаем несогласие, а когда всё идёт по-нашему, становимся высокомерны, забывая о тех, кто помогал нам на пути. Мы чувствуем собственную важность и гордость, своим эгоизмом снова создавая проблемы. Первая ошибка – отвращение к тем, кто мешает нам; вторая ошибка – не ценить помощь, которую мы получаем. Эти отношения – крупнейшие источники волнений.

В Махаяне практика благодарности очень важна. Нужно быть благодарными четырём благодетелям: нашим родителям, Трём Драгоценностям, окружающей среде и всем чувствующим существам. Мы благодарны родителям, поскольку они дали нам эту жизнь, в которой мы можем помочь себе и другим. Мы благодарны Трём Драгоценностям – Будде, Дхарме, Сангхе – поскольку они дали нам Буддадхарму, учения и средства их практиковать. Если наша окружающая среда неустойчива, опасна и беспорядочна, практиковать трудно; поэтому мы благодарны, если живём в относительно безопасной среде. Наконец, всё, что мы получаем – это благодаря прямой или косвенной помощи других чувствующих существ. Поэтому следует быть им благодарными.

Практика благодарности удерживает нас от впадения в высокомерие, отвращение и неблагодарность за то, что у нас есть. Поэтому нам нужно сделать благодарение частью практики, частью нашей повседневной жизни. Быть по-настоящему благодарным значит признавать наши блага, делая подношения нашим родителям, Трём Драгоценностям, окружающей среде и всем чувствующим существам – не только материальные подношения, но и наших времени и сил.

Как мы можем отблагодарить наших родителей? Мы делаем это, исправляя свои недостатки, меняя отрицательное отношение и поведение, развивая сострадание и делясь с ними нашим богатством Дхармы. Как мы можем отблагодарить Три Драгоценности? Становясь хорошими практикующими и вдохновляя других узнавать о Будде, Дхарме и Сангхе. Как мы можем отблагодарить окружающую среду? Помогая влиятельным людям использовать буддийское отношение: сострадание, ненасилие, заботу обо всех чувствующих существах и об окружающей среде – и помогая им использовать мудрость во предпринимательстве и в правительстве. Как мы можем отблагодарить чувствующих существ? Действуя с состраданием: развивая любовь и защиту, и помогая тем, кого встречаем. Это активные способы передачи того, что мы обрели благодаря Дхарме.