Мы знаем, что все чувствующие существа обладают природой будды, и нам не нужно тратить так много времени, ведь буддизм говорит, что нужно лишь верить учениям Будды и применять их в повседневной жизни. Вот почему дзенская школа делает такой упор на опыт и практику Дхармы в повседневной жизни.

Шен Янь. Будда в уме, речи и делах

Что такое мудрость (по отношению к осознанности и самадхи)?

Вопрос:

Разъясните, пожалуйста, матчасть. Занимаясь Четырьмя основами осознанности, я отучаюсь от тленного кайфа чувств и приучаюсь к более взрослому кайфу самадхи. Что тогда в этой схеме мудрость? Это как бы способность находиться в самадхи, находясь в социуме?

Ответ:

Что мы обычно подразумеваем под мудростью?

Может быть —

— наилучшее использование того, что есть?

 

В буддийских учениях «высшая мудрость» — праджня

— это видение всего, как оно есть.

 

Что «на самом деле есть»?

Как оно отличается от иллюзий?

То, что воспринимается — это и есть то, что есть.

 

Например, когда в темноте идёшь по лесной тропинке, иногда видишь впереди высокий силуэт и пугаешься: это человек? Или просто куст у тропинки такой формы?

Ответ: на самом деле, там видится вот такая форма. Неизвестно, человек это или куст.

Вот буддийская «мудрость» (в таком простом объяснении).

 

То, что воспринимается — это «первично», это то, что есть.

Когда мы решаем, что там на самом деле — додумываем — то можем ошибаться. Ибо полагаемся на свои знания, опыт, желания себя успокоить (или наоборот, возбудить) и т.д. То есть, наши суждения — это вторично, это догадки и ярлыки...

Если мы путаем суждения с реальностью, то это не мудрость.

Итак: праджня — это видеть, что впереди, и осознавать, что мы видим вот так. И понимать, что мы принимаем это за такой-то объект, но это именно додумка.

 

То, как я сейчас понимаю мудрость и практику — это мои додумки на данный момент.

Сейчас я сосредоточен на практике, которую называю «остановкой».

То есть, я наблюдаю, чем охвачен мой ум.

Например, когда я иду в магазин — выйдя из подъезда, ощущаю, что «ноги меня несут». По привычке, я включил этакий автопилот — и несусь вперёд, чтобы побыстрее дойти. Мой ум наполовину уже там. Мне не терпится оказаться в месте назначения. Поэтому здесь идти мне скучно. И я начинаю забивать голову разными кручениями мыслей, воспоминаний, воображений.

Если не практиковать, то жизнь так и проходит: целый день я погружён в охваченности ума, наполовину не присутствую, погружён во привычки, развлечения, размышления (на 90%, по кругу, всё одно и то же).

А если практиковать осознанность, то замечаешь, что погрузился во привычку «потока», тебя несёт куда-то, полу-неосознанного, полу-«не здесь».

Поэтому, выйдя из подъезда, я останавливаюсь на несколько мгновений. Осознаю: вот, в этот миг, здесь. Тело, пространство с окружающим. Как если всё остановилось и ждёт движения, из положения неподвижности.

Тогда следующий шаг будет сделан из этой неподвижности, из полноты ощущения всего. Всё тело расслабленное, вся вселенная вокруг не отдельна от тела. Весь «ум» — это всё вместе, внутри и вокруг, как одно.

Из «неподвижности» делается шаг. И я воспринимаю всё вокруг, всё вместе, как всеохватную реальность.

И каждый миг из этой цельности всего происходит следующий миг движения.

Во всеобъемлющей реальности происходит шаг. Он естественно получается мягкий, цельный, грациозный. В полноте ароматов цветов, кустов и травы у дорожки. И асфальта и бензина немножко. И свежего ветра после дождя. И всё это вокруг — земля под ногами, небо и дома, люди, деревья и прочее — всё это та вселенная, которая воспринимается сейчас и из цельности которой складывается это движение тела. Это положение тела. Его расслабленность и общая картина натяжений мышц. Это состояние ума, когда он ничем не забит, а просто в этот миг входит то, что есть.

 

Вот так я сейчас «додумываю», накладываю на реальность понятия мудрости и осознанности.

«Тленный кайф чувств» — это погрузиться в поток чего-то, не замечая остального, или даже отгораживаясь от остального. Как обжора погрузился в ощущение сладкого на языке и продолжает есть, «не замечая», что брюхо уже набито и телу это не нравится. Это погружение в сансару — в горшочки-санскары — это всегда нечто двойственное, потому что кайф с одной стороны сопровождается некайфом по другую сторону [внутреннего разделения].

Освобождённость от самскар — это как подвешенность в этом мгновении, не убежав от цельности. Свобода создать один шаг в этой вселенной.

 

Точнее, создать один миг движения.

Ещё точнее — не деля время на мгновения; и не собирая время во мгновения; не деля действия на шаги; и не собирая действия в шаги — отпустить движение происходить из полноты вселенной.

 

Восприятие цельности — действие цельности.

Без деления на восприятие и движение; явления отпущены течь.

 

Из остановленности ума. В то же время, с осознанием, что эта остановленность не удерживается на месте, каждый миг она своя.

 

(То есть, «остановленность ума» нигде не останавливается).

 

С пониманием, что слова, которые мы употребляем — «ум», «вселенная» — это только набрасывание форм (на то, что воспринимается на самом деле).

На самом деле — вот что: вот это.

Всё понятия — это обобщённые, добавленные поверх, конструкции. На самом деле, нет «ума», «вселенной», «тела» и так далее. Это как силуэт впереди мы называем «куст». (На самом деле, в этот миг, это просто силуэт впереди). Представляем форму прохода перед собой и называем «тропинка».

Практикуя мудрость, мы пользуемся этими словами, но осознаём, что это добавления мысленных форм к тому, что на самом деле. На самом деле — всеохватное восприятие того, что есть.

Самадхи, просветление, социум — это добавления, умственные конструкции, к восприятию того, что есть. Суть практики — это полное отпускание понятий. (То есть, их использование, но не пытаясь найти в них конечную опору).

Мы знаем понятия и пользуемся ими, но, в конечном счёте, исходим из восприятия в целом в это мгновение.

Остановившись, даём «телу» произвести шаг.

Даём «уму» произвести мысль.

 

Открытость всего —

— без помех приходит ощущение.

Складывается изо всего — приходящих в этот миг воспоминаний, намерений, окружающих явлений.

Единое шевеление «вселенной».

 

И мы не отгораживаемся ото прошлого и будущего, чтобы быть в этом мгновении; мы принимаем всё как единое. Продление текущего мгновения в будущее — здесь; и вся сумма прошлого опыта — здесь.

Всё — в едином восприятии.

Один миг «остановки» — из него исходит всё.

Осознанность тела — входит в это восприятие. Осознанность эмоций-ощущений — входит. Осознанность состояния ума. Осознанность явлений, как они проявляются, развиваются (от «одного» ко «другому»)...

Упражнение в осознанности помогает полноте, охвату восприятия — и не захваченности чем-то частным.

Поскольку это не захваченность ничем, можно назвать эту практику созерцанием непостоянства.

Мы не держимся за какие-то отдельные ощущения, за понятия и идеи.

Они все «остановлены» и поэтому все не остаются на месте.

 

Наконец, социум. Что это такое?

Я и люди вокруг — это единое поле восприятия.

Накопилось «в голове» много нашлёпок на эту картину. Я, они, социум, порядки и правила...

Это всё — конструкции, наросшие в уме.

Практикуя, возвращаемся от конструкций к восприятию вот этого всего поля в целом: телесного восприятия, эмоционального и т.д. — Это «я, люди, предметы»... — это единое поле явлений.

В этом видении какие-то понятия осознаются как поверхностные, надуманные — не следующие необходимо из реального восприятия (всеохватности здесь сейчас).

А какие-то понятия-идеи — осознаются как применимые. Помогают что-то поправить, укрепить, сделать течение явлений естественнее и свободнее.

Так, из праджни всего здесь сейчас, выходит видение, какие понятия пригодятся для высказывания (а какие — просто потеря времени и сил, болтания во круговоротах).

Например, может осознаться, насколько надумано ценностное деление на себя и других.

Насколько произвольны обязанности и правила социума.

И каким образом они всё же имеют смысл.

Страдания существ —

Реально и иллюзорно одновременно.

«Праджня» — осознание реального как реального и иллюзорного как иллюзорного.

Не пойманность принятыми идеями.

Не пойманность накрученными чувствами.

Сейчас, вот — остановленность этого мига.

Бесконечная остановленность этого мига.

Бесконечная невозможность остановки.

Перетекание бесконечности пространства в бесконечность пространства.

Открытость ума, потому что пустота.

Всё входящее.

Происходящее.

 

Поэтому тут можно отбросить все понятия: ум, самадхи, социум...

(Это будут лишь комментарии).

«Явления» «шевелятся».

Осознанность.

 

Равно: отпущенность всякой осознанности.

Практика отпущена.

Входит, что входит.