Вопрос:
Разъясните, пожалуйста, матчасть. Занимаясь Четырьмя основами осознанности, я отучаюсь от тленного кайфа чувств и приучаюсь к более взрослому кайфу самадхи. Что тогда в этой схеме мудрость? Это как бы способность находиться в самадхи, находясь в социуме?
Ответ:
Что мы обычно подразумеваем под мудростью?
Может быть —
— наилучшее использование того, что есть?
В буддийских учениях «высшая мудрость» — праджня —
— это видение всего, как оно есть.
Что «на самом деле есть»?
Как оно отличается от иллюзий?
То, что воспринимается — это и есть то, что есть.
Например, когда в темноте идёшь по лесной тропинке, иногда видишь впереди высокий силуэт и пугаешься: это человек? Или просто куст у тропинки такой формы?
Ответ: на самом деле, там видится вот такая форма. Неизвестно, человек это или куст.
Вот буддийская «мудрость» (в таком простом объяснении).
То, что воспринимается — это «первично», это то, что есть.
Когда мы решаем, что там на самом деле — додумываем — то можем ошибаться. Ибо полагаемся на свои знания, опыт, желания себя успокоить (или наоборот, возбудить) и т.д. То есть, наши суждения — это вторично, это догадки и ярлыки...
Если мы путаем суждения с реальностью, то это не мудрость.
Итак: праджня — это видеть, что впереди, и осознавать, что мы видим вот так. И понимать, что мы принимаем это за такой-то объект, но это именно додумка.
То, как я сейчас понимаю мудрость и практику — это мои додумки на данный момент.
Сейчас я сосредоточен на практике, которую называю «остановкой».
То есть, я наблюдаю, чем охвачен мой ум.
Например, когда я иду в магазин — выйдя из подъезда, ощущаю, что «ноги меня несут». По привычке, я включил этакий автопилот — и несусь вперёд, чтобы побыстрее дойти. Мой ум наполовину уже там. Мне не терпится оказаться в месте назначения. Поэтому здесь идти мне скучно. И я начинаю забивать голову разными кручениями мыслей, воспоминаний, воображений.
Если не практиковать, то жизнь так и проходит: целый день я погружён в охваченности ума, наполовину не присутствую, погружён во привычки, развлечения, размышления (на 90%, по кругу, всё одно и то же).
А если практиковать осознанность, то замечаешь, что погрузился во привычку «потока», тебя несёт куда-то, полу-неосознанного, полу-«не здесь».
Поэтому, выйдя из подъезда, я останавливаюсь на несколько мгновений. Осознаю: вот, в этот миг, здесь. Тело, пространство с окружающим. Как если всё остановилось и ждёт движения, из положения неподвижности.
Тогда следующий шаг будет сделан из этой неподвижности, из полноты ощущения всего. Всё тело расслабленное, вся вселенная вокруг не отдельна от тела. Весь «ум» — это всё вместе, внутри и вокруг, как одно.
Из «неподвижности» делается шаг. И я воспринимаю всё вокруг, всё вместе, как всеохватную реальность.
И каждый миг из этой цельности всего происходит следующий миг движения.
Во всеобъемлющей реальности происходит шаг. Он естественно получается мягкий, цельный, грациозный. В полноте ароматов цветов, кустов и травы у дорожки. И асфальта и бензина немножко. И свежего ветра после дождя. И всё это вокруг — земля под ногами, небо и дома, люди, деревья и прочее — всё это та вселенная, которая воспринимается сейчас и из цельности которой складывается это движение тела. Это положение тела. Его расслабленность и общая картина натяжений мышц. Это состояние ума, когда он ничем не забит, а просто в этот миг входит то, что есть.
Вот так я сейчас «додумываю», накладываю на реальность понятия мудрости и осознанности.
«Тленный кайф чувств» — это погрузиться в поток чего-то, не замечая остального, или даже отгораживаясь от остального. Как обжора погрузился в ощущение сладкого на языке и продолжает есть, «не замечая», что брюхо уже набито и телу это не нравится. Это погружение в сансару — в горшочки-санскары — это всегда нечто двойственное, потому что кайф с одной стороны сопровождается некайфом по другую сторону [внутреннего разделения].
Освобождённость от самскар — это как подвешенность в этом мгновении, не убежав от цельности. Свобода создать один шаг в этой вселенной.
Точнее, создать один миг движения.
Ещё точнее — не деля время на мгновения; и не собирая время во мгновения; не деля действия на шаги; и не собирая действия в шаги — отпустить движение происходить из полноты вселенной.
Восприятие цельности — действие цельности.
Без деления на восприятие и движение; явления отпущены течь.
Из остановленности ума. В то же время, с осознанием, что эта остановленность не удерживается на месте, каждый миг она своя.
(То есть, «остановленность ума» нигде не останавливается).
С пониманием, что слова, которые мы употребляем — «ум», «вселенная» — это только набрасывание форм (на то, что воспринимается на самом деле).
На самом деле — вот что: вот это.
Всё понятия — это обобщённые, добавленные поверх, конструкции. На самом деле, нет «ума», «вселенной», «тела» и так далее. Это как силуэт впереди мы называем «куст». (На самом деле, в этот миг, это просто силуэт впереди). Представляем форму прохода перед собой и называем «тропинка».
Практикуя мудрость, мы пользуемся этими словами, но осознаём, что это добавления мысленных форм к тому, что на самом деле. На самом деле — всеохватное восприятие того, что есть.
Самадхи, просветление, социум — это добавления, умственные конструкции, к восприятию того, что есть. Суть практики — это полное отпускание понятий. (То есть, их использование, но не пытаясь найти в них конечную опору).
Мы знаем понятия и пользуемся ими, но, в конечном счёте, исходим из восприятия в целом в это мгновение.
Остановившись, даём «телу» произвести шаг.
Даём «уму» произвести мысль.
Открытость всего —
— без помех приходит ощущение.
Складывается изо всего — приходящих в этот миг воспоминаний, намерений, окружающих явлений.
Единое шевеление «вселенной».
И мы не отгораживаемся ото прошлого и будущего, чтобы быть в этом мгновении; мы принимаем всё как единое. Продление текущего мгновения в будущее — здесь; и вся сумма прошлого опыта — здесь.
Всё — в едином восприятии.
Один миг «остановки» — из него исходит всё.
Осознанность тела — входит в это восприятие. Осознанность эмоций-ощущений — входит. Осознанность состояния ума. Осознанность явлений, как они проявляются, развиваются (от «одного» ко «другому»)...
Упражнение в осознанности помогает полноте, охвату восприятия — и не захваченности чем-то частным.
Поскольку это не захваченность ничем, можно назвать эту практику созерцанием непостоянства.
Мы не держимся за какие-то отдельные ощущения, за понятия и идеи.
Они все «остановлены» и поэтому все не остаются на месте.
Наконец, социум. Что это такое?
Я и люди вокруг — это единое поле восприятия.
Накопилось «в голове» много нашлёпок на эту картину. Я, они, социум, порядки и правила...
Это всё — конструкции, наросшие в уме.
Практикуя, возвращаемся от конструкций к восприятию вот этого всего поля в целом: телесного восприятия, эмоционального и т.д. — Это «я, люди, предметы»... — это единое поле явлений.
В этом видении какие-то понятия осознаются как поверхностные, надуманные — не следующие необходимо из реального восприятия (всеохватности здесь сейчас).
А какие-то понятия-идеи — осознаются как применимые. Помогают что-то поправить, укрепить, сделать течение явлений естественнее и свободнее.
Так, из праджни всего здесь сейчас, выходит видение, какие понятия пригодятся для высказывания (а какие — просто потеря времени и сил, болтания во круговоротах).
Например, может осознаться, насколько надумано ценностное деление на себя и других.
Насколько произвольны обязанности и правила социума.
И каким образом они всё же имеют смысл.
Страдания существ —
- Реальны как действительно проживаемое. Вот.
- И надуманны — как продукт собственного накручивания ума.
Реально и иллюзорно одновременно.
«Праджня» — осознание реального как реального и иллюзорного как иллюзорного.
Не пойманность принятыми идеями.
Не пойманность накрученными чувствами.
Сейчас, вот — остановленность этого мига.
Бесконечная остановленность этого мига.
Бесконечная невозможность остановки.
Перетекание бесконечности пространства в бесконечность пространства.
Открытость ума, потому что пустота.
Всё входящее.
Происходящее.
Поэтому тут можно отбросить все понятия: ум, самадхи, социум...
(Это будут лишь комментарии).
«Явления» «шевелятся».
Осознанность.
Равно: отпущенность всякой осознанности.
Практика отпущена.
Входит, что входит.