Чтобы помогать чувствующим существам, будда принимает вид неведения, то есть, он должен говорить на уровне тех чувствующих существ, которым поможет. У будды нет неведения, он лишь отразит неведение чувствующих существ; он не вернётся в неведение и никогда не будет подвержен волнениям.

Шен Янь. Будды, чувствующие существа и неведение

Постоянное Озарение

Что ведёт твою практику

1. Чего ты ищешь?

У многих дзенских практикующих – в частности, с которыми мне довелось общаться в последнее время – есть одна крупная ошибка, которая делает практику неэффективной.

Они хотят руководиться указаниями «настоящих учителей с Востока». То есть, ставят на первое место назначения, приказания и их выполнение. Так они теряют суть дзенской практики.

Эта суть – исследование собственного сердца, по собственному желанию, чтобы найти его глубочайшую природу. Если следование каким-то правилам, указаниям или идеям уводит вас от этого, то вы отходите от настоящей практики.


На первый взгляд, особой разницы нет: из стремления собственного сердца, или из стремления выполнить указания учителя – практика-то одна и та же?

На самом деле, стараться подстраиваться под указания – это тупиковый путь.

Практикующие, попавшие на этот путь, описаны в книге Янвиллема ван де Ветеринга «Япония. Год в дзенском монастыре». Рекомендую почитать, её можно найти в интернете. Сам Янвиллем очень старался выдержать и жёсткое расписание, и особенно трудный период Рохацу (хотя всё это немного не нравилось его свободолюбивой личности). Он старался всё это выдержать, научиться дзену, найти свободу. Но чувствовал, что продвижения нет. В конце концов, меньше, чем через два года, он бросил практику и уехал.

Другие подобные практикующие стараются нажать на себя посильнее, но в итоге попадают в депрессию и доходят до самоубийства:

Но пока я развлекал себя новизной, Джеральд зашел на своем пути в тупик и выглядел очень подавленным. Взгляд у него стал тусклым, он ходил ссутулившись, речь его стала невыразительной и негативной. (…)

— Я знаю историю о другом монахе, жившем не так давно, которому дали современный вариант старинного коана. Старинный коан звучит так: «Останови дикую лошадь, несущуюся прямо на тебя», его современный вариант: «Останови скорый поезд, идущий из Токио». Знаешь, что сделал этот монах? — спросил Джеральд. — Он годами медитировал над этим поездом, а однажды он пришел на пути и кинулся под скорый поезд из Токио. В одну секунду от него ничего не осталось — он погиб.

Наконец, некоторые умудряются всё-таки продолжать такую «практику» — много лет — но это приводит не к пробуждению, а к развитию пессимизма и пассивности.

Но у де Ветеринга есть и пример человека, который отбросил требования и стандарты – и пробудился – Бобо-роси.

Поэтому, на самом деле, это очень важно: хочешь ты прийти в соответствие с заданным идеалом – или найти глубинную суть своего сердца?

Как говорили древние: различие, тонкое, как волосок – но из-за него Небо отделяется от Земли.

Когда ты пытаешься практиковать дзен, что ведёт тебя?

Чего ты ищешь?..