Когда я жил с ним, он запрещал мне пользоваться покрывалом, потому что ночью монахи должны заниматься медитацией. Если устанешь, можно поспать, но нельзя пользоваться такими удобствами, как постель или покрывало.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Постоянное Озарение

Что ведёт твою практику

1. Чего ты ищешь?

У многих дзенских практикующих – в частности, с которыми мне довелось общаться в последнее время – есть одна крупная ошибка, которая делает практику неэффективной.

Они хотят руководиться указаниями «настоящих учителей с Востока». То есть, ставят на первое место назначения, приказания и их выполнение. Так они теряют суть дзенской практики.

Эта суть – исследование собственного сердца, по собственному желанию, чтобы найти его глубочайшую природу. Если следование каким-то правилам, указаниям или идеям уводит вас от этого, то вы отходите от настоящей практики.


На первый взгляд, особой разницы нет: из стремления собственного сердца, или из стремления выполнить указания учителя – практика-то одна и та же?

На самом деле, стараться подстраиваться под указания – это тупиковый путь.

Практикующие, попавшие на этот путь, описаны в книге Янвиллема ван де Ветеринга «Япония. Год в дзенском монастыре». Рекомендую почитать, её можно найти в интернете. Сам Янвиллем очень старался выдержать и жёсткое расписание, и особенно трудный период Рохацу (хотя всё это немного не нравилось его свободолюбивой личности). Он старался всё это выдержать, научиться дзену, найти свободу. Но чувствовал, что продвижения нет. В конце концов, меньше, чем через два года, он бросил практику и уехал.

Другие подобные практикующие стараются нажать на себя посильнее, но в итоге попадают в депрессию и доходят до самоубийства:

Но пока я развлекал себя новизной, Джеральд зашел на своем пути в тупик и выглядел очень подавленным. Взгляд у него стал тусклым, он ходил ссутулившись, речь его стала невыразительной и негативной. (…)

— Я знаю историю о другом монахе, жившем не так давно, которому дали современный вариант старинного коана. Старинный коан звучит так: «Останови дикую лошадь, несущуюся прямо на тебя», его современный вариант: «Останови скорый поезд, идущий из Токио». Знаешь, что сделал этот монах? — спросил Джеральд. — Он годами медитировал над этим поездом, а однажды он пришел на пути и кинулся под скорый поезд из Токио. В одну секунду от него ничего не осталось — он погиб.

Наконец, некоторые умудряются всё-таки продолжать такую «практику» — много лет — но это приводит не к пробуждению, а к развитию пессимизма и пассивности.

Но у де Ветеринга есть и пример человека, который отбросил требования и стандарты – и пробудился – Бобо-роси.

Поэтому, на самом деле, это очень важно: хочешь ты прийти в соответствие с заданным идеалом – или найти глубинную суть своего сердца?

Как говорили древние: различие, тонкое, как волосок – но из-за него Небо отделяется от Земли.

Когда ты пытаешься практиковать дзен, что ведёт тебя?

Чего ты ищешь?..