Омрачения, связанные со взращиванием, более основные, коренные омрачения или недуги. Искоренения омрачений взращивания не происходит до первой ступени, или бхуми, Бодхисаттвы – довольно глубокого уровня развития.

Шен Янь. Биография китайского монаха

Мастер Шен Янь

Борьба с терроризмом
и его предотвращение путём образования и воспитания

Выступление Мастера Шен Яня Следующее обращение было подготовлено Чаньским Мастером Шен Янем для представления на всемирном совещании "Борьба с терроризмом и его предотвращение: образование и воспитание за мир и глобальную этику", в ООНовской Аудитории Дага Хаммаршельда, 12 февраля 2004.

Организованная Мировым Советом Религиозных Лидеров, Этическими Инициативами Всемирной Встречи Тысячелетия за Мир, Колледжем Тоуро, Центром Ресурсов Глобальной Этики и ЮНИСЕФ, эта конференция была устроена Постоянным Представительством Боснии и Герцеговины при ООН под покровительством Её Величества Королевы Рании аль Абдуллы.

Не имея возможности прибыть на совещание лично, Мастер Шен Янь сделал видеозапись своей речи для показа в ходе совещания.


Установление глобальной этики посредством образования

Нарастающая угроза террористических действий вызвала это совещание и наше осознание необходимости Глобальной Этике обратиться к терроризму. Но терроризм — не единственная причина, по которой необходима Глобальная Этика. Установление глобального этического стандарта для руководства человеческими взаимодействиями — это насущное вмешательство, нацеленное на защиту каждого существа от вреда, который мы причиняем друг другу. Цель такого этического стандарта в том, чтобы каждый человек на этой планете был свободен от разрушительного воздействия, происходящего от подозрительности, непонимания, дискриминации, предрассудков, изгнания и нападений, а вместо этого был благословлён уважать, прощать, относиться с терпимостью, учиться и помогать друг другу. Только таким образом мы обретём всеобщий и постоянный мир в этом, нашем мире.

Причины недавнего возрастания терроризма сложны и взаимозависимы. Они включают множество этнических, религиозных, политических, экономических, культурных и исторических факторов. Эти разные факторы создают отличающиеся воззрения на мир среди разных групп. Проблемы возникают, когда эти естественные различия во взглядах (перспективах) воспринимаются как противостоящие и/или опасные для другой группы.

Когда данная группа жаждет защитить свои интересы и обеспечить свою безопасность, то становится трудно заботиться и об интересах и безопасности других групп с умом равностности (беспристрастности). Группы, переживающие себя как угрожаемые, униженные или ставшие жертвами, особенно склонны использовать насилие как средство возмездия, и доходить до того, чтобы воспринимать терроризм как законное средство достижения справедливости.

Поскольку у каждой группы своё видение и критерии для определения термина "справедливость", каждая группа верит, что она стоит на стороне справедливости, и что её противники стоят на стороне неправоты. Такова относительная природа этических ценностей. Именно по этой причине нам нужно установить глобально разделяемый этический стандарт. Нежели настаивать на справедливости, основанной на своём собственном понимании, мы должны искать терпимости по отношению к недостаткам других людей, протягивать руку дружбы каждому, чтобы мы могли жить в мире вместе и расти вместе.

Каков краеугольный камень такой стандартизированной, Глобальной Этики? Говоря просто, это уважение ко всей жизни. Это сознание того, что все и вся имеют право на жизнь, и что мы все разделяем ответственность любить и защищать других. Такая Глобальная этика не может смотреть сквозь пальцы на защиту одной группы путём причинения вреда любым людям из другой группы. Когда каждый в мире может видеть каждую жизнь на этой планете как своих собственных братьев и сестёр, и упорно работать для развития взаимного уважения и терпимости, то спор о том, кто справедлив или несправедлив, больше не будет иметь смысла.

Как нам следует направить создание этой Глобальной Этики? Её принцип будет:
 заменить противостояние — терпимостью,
 насилие — уважением и любовью,
 а ненависть возмездия — способами исцеления боли.
Если в священных текстах или древних учениях каких-нибудь людей есть утверждения, идущие против принципов мирного сосуществования со всем человечеством, то эти тексты следует заново истолковать в свете Глобальной Этики. Это потому, что мир 21 века будет развиваться как открытая и разнообразная среда взаимной зависимости. Это также будет среда взаимного уважения и учёбы. Если процитировать древнюю китайскую поговорку, это мир "поиска общности при сохранении различий".

Как только эта Этика высказана, мы будем настойчиво распространять её повсюду, через многоуровневые образовательные организации, такие как школы, общественные организации, религиозные заведения и семьи. Центром будет

Как это можно воплотить? Я предлагаю, чтобы ЮНЕСКО приняло развитие

как главный проект для этого столетия. Мы, Мировой Совет Религиозных Лидеров, конечно, будем всем сердцем поддерживать и побуждать лидеров на всех уровнях всех религий, по всему миру, участвовать в этой обязанности.

Тема сегодняшнего обсуждения — укрепить ознакомление с Глобальной Этикой путём формального школьного образования и семейного образования. Мы все знаем, что сейчас формальное школьное образование склонно делать упор на передачу знаний и умений, часто пренебрегая областями, которые облегчают развитие у учащихся чувства безопасности и здоровой личности. Семейное образование также сталкивается со многими проблемами по всему миру. Эта область должна включать образование родителей (parental), образование по воспитанию детей (child-rearing), брачное образование, семейное финансовое планирование, образование по регулировке повседневной жизни и т.д. Глобальную Этику, однако, можно использовать как организующий принцип для краткого семейного образования. Образование в контексте этой этики включает уважение каждого к каждому человеку, и исполнение своих обязанностей по улучшению личного роста при одновременной помощи другим.

Распространение этой Глобальной Этики в школьном образовании будет зависеть от образовательной политики, установленной правительством каждой страны и специалистами образования. Родители играют решающую роль в семейном образовании, беря на себя ответственность за обучение своих детей развитию уважительного сердца, когда они защищают их нежные души от семян ненависти, террора и насилия. Родителей нужно вдохновлять на ведение детей в развитии терпимого и прощающего сердца. Например, я на протяжении своего детства часто слышал, как мои родители напоминали мне взаимодействовать с членами семьи гармонично, а также проявлять гостеприимство к странникам издалека. Так что в своей жизни я встречал только друзей, и не знаю врагов.