В случае старика Шиботавы, он был старый практикующий, и у него была крепкая основа самадхи и практик сосредоточения. Так что, когда он был почти буддой, он отложил ум – у него была основа, чтобы сделать это, и он пережил шуньяту и увидел саму пустоту, увидел, что нет закреплённого неизменного «я».

Шен Янь. Вводная беседа

Можно ли действительно освободиться от страданий, или на этом пути цель будет бесконечно отодвигаться?

Вопрос: Здравствуйте! У меня вопрос.

Как желание следовать Пути соотносится со Второй Благородной Истиной? Если учитывать, что Дхарма не имеет границ, то и желание постичь тоже безгранично… Не является ли желание избавиться от одного из «трёх ядов» попыткой достичь линии горизонта?

Заранее прошу извинить, если по собственному неведению я оскорбил чьи-то чувства. С глубоким уважением и благодарностью создателям сайта...

Ответ:

Здравствуйте!

Как я понял, суть вашего вопроса:

Можно ли действительно освободиться от страданий? Или на этом пути цель будет бесконечно отодвигаться?

Чтобы ответить, давайте рассмотрим Вторую и Третью благородные истины:

Как говорил Будда, причина страданий – то, что мы сами развиваем в себе страсти. Иными словами, мы привыкли как бы жить в состоянии постоянной страстной жажды.

Иногда эта жажда слабеет, но потом возвращается – часто создавая атмосферу озабоченности, а то и обречённости.

Мы сталкиваемся с этим, когда печалимся по какому-то поводу, болеем, стареем и умираем. В самой болезни может быть не так уж много боли, но из-за страстного несогласия с тем, что происходит, мы накручиваем себя, и маленькая боль вырастает в большое страдание.

Откуда же взялось это накручивание, развитие страстной жажды?

Может быть, мы когда-то стали усиливать свои желания, чтобы лучше добиться своих целей. Или чтобы сильнее насладиться при удовлетворении желания. Но в итоге вырабатывается привычка не удовлетворяться этим мгновением, жаждать какой-то стимуляции – и вот, мы живём в постоянной неудовлетворённости.

Как с этим справиться?

Упрощённо говоря, нужно отпустить цепляния.

Если мы прекращаем накручивания, не разжигаем в себе жажду, а естественно чувствуем всё – без преувеличений, без зажиманий и отгораживаний – то приятное и неприятное приходят и уходят, не нарушая нашей гармонии.

Вместо «мира перетягивания канатов», жизнь становится живым, свободным миром.

Мы можем к этому прийти, реально и в обозримые сроки.

Я сам, более-менее, прошёл этот путь на своём опыте. Мне ещё есть, над чем поработать, но в целом – страсть, принуждённость и неудовлетворённость потеряли свою власть.

Конечно, этот путь редко получается простым и быстрым. Нужно ведь устранить привычки, которые мы вырабатывали почти всю жизнь. Нужно выработать другие способы мышления и отношения к себе и другим, к нашим нуждам.

Но, если мы установили себе такую цель – и исследуем, как её достичь – то постепенно получается не только пройти этот путь, но и узнать много полезного, из своего личного опыта, чтобы помогать другим на этом пути.

В этом смысле Дхарма и называется безграничной. Это не то, что цель постоянно отодвигается, а то, что безграничны способы практики, способы помогать себе и другим.

У всех свои склонности и «типы личности», поэтому разные люди могут описать путь Дхармы по-своему.

Так и я, из личного опыта, выработал новые полезные упражнения и новые способы описания Четырёх благородных истин. (Собственно, и Будда описывал освобождение многими разными способами и предлагал много разных практик). Вот, например, можно описать всё это так:

Страдания и глупости вызваны нашей шаблонностью.

Пример: мы цепляемся за что-то приятное и начинаем переживать, когда не можем это получить или удержать. «Приятное — хочу» стало шаблоном, который стал править нами.

Можно было бы не переживать, а относиться ко всему легко: что получается, то и получается. Но мы приняли шаблон «хочу это», будто обязательную цель, и возникла принуждённость.

Так раскол между желаемым и действительным из простого факта превращается в Трагедию…

Другой пример: мы переживаем, когда кто-то нас ругает. Физически это не ранит, но может «ранить чувства».

Почему так?

Потому, что есть воображаемый шаблон себя – шаблон самозащиты, самоуважения и т.п. А ведь можно не терять самоуважения, даже когда совершил ошибку – а тем более, когда тебя ругают не справедливо.

Итак, нашей психической деятельностью управляют шаблоны – и поэтому наши мысли, чувства и способы решения проблем оказываются ограниченны.

Чтобы освободиться от принуждённости шаблонами, от страданий – нужно осознать иллюзорность шаблонов, научиться не быть их рабом.

Конечно, для этого приходится наблюдать свою психическую деятельность и перестраивать её, и это может занять много лет – но оно того стоит.

Освободившись от психических шаблонов, мы освобождаемся и от «трёх ядов». Первый яд – замешательство, тупость. «Неведение». Когда в центре ума сидят шаблоны, тупость и замешательство естественны. Но, когда шаблонов нет и психическая деятельность свободна – тупости нет. Всё ясно, ненапряжённо и раскрыто. Безграничная пустотность и настоящесть.

Второй яд – ненависть-гнев – возникает от противостояния «хорошего» и «плохого». А когда мы освобождаемся от этого шаблона, фиксированности на противостоянии – то воспринимаем ту же ситуацию как просто реальное положение дел. Живое, цельное положение дел – текущая ткань жизни – а не напряжение противостояний.

Третий яд – привязанность-жадность – это тоже шаблон фиксированности. Когда он отпущен – без накручиваний «я» и «хочу», остаётся безграничный, живой мир.

И мы просто делаем то, что нужно для гармонии.