Шен Янь
Бегство от мира или отречение
Перевод Постоянного Озарения (оригинал – гл. 50 книги Мастера Шен Яня «Частые вопросы о буддийской практике» 學佛群疑; пер. с англ. по «Shunning or Renouncing the World» /Chan Magazine, Spring 2018).
От переводчика: Что такое отречение?
Объясняя своим первым ученикам пробуждение (см., напр., Запуск Колеса Дхармы), Будда Шакьямуни сказал:
Нужно избегать двух крайностей:
- цепляния за удовольствия от «приятных вещей» – что было бы примитивно, ошибочно и бесполезно;
- и изнурения себя – что было бы тяжело, ошибочно и бесполезно.
Срединный путь, открытый Татхагатой, не впадает в эти крайности. Он дарует видение, знание, умиротворение, постижение, пробуждение и освобождение.
Объяснение срединного пути начинается с исходной точки – с Первой благородной истины – о том, что люди живут в неудовлетворённости. Кто-то хорошо осознаёт это, кто-то нет; но факт, что люди страдают: рождаясь, старея, болея, умирая; страдают при печалях и горестях, разлучаясь с любимым и сталкиваясь с ненавистным. Страдают, не получая желаемого.
Все удовольствия и приятные ощущения от вещей временны. Молодость, здоровье и жизнь этого тела временны. Не понимая этого, мы цепляемся за «приятные вещи» и, в попытках поймать счастье, развиваем страсти. А эти цепляния и страсти, в конце концов, ведут к страданиям.
Источник страданий, неудовлетворённости именно в этом: мы сами развиваем цепляния и жажду, сами вкладываем энергию для будущих страданий.
Но мы можем освободиться от неудовлетворённости: перестав цепляться за что-либо и развивать страстную жажду.
Практикующие переходят от обычного, тщетного поиска счастья – в мирских вещах и страстях – к освобождению от неудовлетворённости. Именно это ведёт к истинному счастью – полному и постоянному.
Это прекращение цепляний за ложные источники счастья называется «отречением от мирского», или просто отречением.
Поэтому говорят, что буддийский путь начинается с отречения: вместо погони за удовольствиями и развития жажды мы идём путём свободы и непринуждённости.
Мастер Шен Янь. Бегство от мира или отречение
Вопрос: В чём разница между бегством от мира и отречением от него?
Ответ: Обычно новичкам в буддизме нужны чувства усталости и отречения, чтобы оценить важность и необходимость практиковать Буддадхарму. Они устают от волнений и болей, возникающих из противоречий и трений в их теле и уме, в их отношениях с людьми и с окружающей средой.
Однако, если они могут преобразовать свой ум, то пройдёт усталость от чувств, связанных с этими явлениями, а когда не от чего уставать, не от чего будет отрекаться. Поэтому ощущение усталости и отречения – их первый шаг в изучении и практике буддизма; это распознание страданий и желание отречься, или выйти за их пределы.
Обычно думают, что устать от отношений и желать отречься от них или от мира значит отвергать ценность и смысл людей. На самом деле, наоборот – ибо тот, кто устал от мира, захочет возвысить смысл и ценность бытия человеком. Это как торговец уходит из дома, чтобы заработать для содержания семьи, или ребёнок уходит из дома, чтобы получить образование, обрести знания и навыки для карьеры, семьи, на благо себе и другим. Поэтому усталость и отречение, которые связывают с буддизмом – это первый шаг к изучению буддизма, но не конечная цель.
Желание убежать от мира – это не то же, что отречение. Человек, убегающий от мира, не хочет выполнять своих обязанностей и встречать лицом к лицу реальность жизни; он предпочтёт убежать от долгов и быть подальше от своей жизненной среды. Такие люди похожи на беглецов из тюрьмы, ибо их умы полны страха, принуждённости и неуверенности; их всегда будет обременять стресс отсутствия места в этом мире. Это совсем не то, что отречение от мира волнений путём изучения и практики верной Буддадхармы. Если ты утомлён своими омрачениями и отрекаешься от них, то постепенно сможешь от них отойти. Чем больше ты отходишь от омрачений, тем больше ощущаешь свободы и непринуждённости; чем больше непринуждённости, тем больше облегчаются омрачения. В конце концов, ты достигаешь полного освобождения, а когда ты достиг освобождения, то не будет никаких проблем с усталостью или отречением.
Когда ты убегаешь от проблем, это их не решает. Убегание означает, что человек осознаёт свои страдания, но боится встречать их лицом к лицу; вместо этого, он выбирает бегство. А при ощущении усталости и отречения, наоборот, человек знает о своих страданиях и стремится облегчить их, и поэтому практикует Буддадхарму для освобождения от них. Вместо убегания от проблем он старается проработать их. Убегание от проблем не только игнорирует закон причин и следствий, но и не имеет оснований в Буддадхарме. Ощущать усталость и отречение не означает обязательно уйти от мира; скорее, важно, чтобы это вело к выращиванию тщательного понимания мирских явлений, благодаря ведущим принципам Буддадхармы и её методов практики.
Нагарджуна писал в «Коренных стихах о Срединном пути» (санскр. «Мула-мадхьямака-карика»): «Что бы ни происходило из причин и условий, я скажу, что оно пустотно». Поначалу человек ощущает усталость и отречение; в конце, он осознаёт, что все явления пустотны и иллюзорны. Как таковой, он больше не имеет волнений или привязанностей, и, таким образом, больше не нуждается в том, чтобы от чего-то уставать или отрекаться.
Но одно лишь рассудочное понимание этого не обязательно позволит выйти из сферы страдания. Поэтому можно временно покинуть мирскую среду и сосредоточиться на практике и соблюдении трёх учений: предписаний, самадхи (сосредоточения) и мудрости. Таким путём будет легче достичь цели превосхождения страданий.
Итак, люди с наивысшими кармическими способностями могут достичь внезапного просветления, едва познакомившись со Дхармой; потом, практикуя в качестве монахов или мирян, они могут продолжать помогать другим в этом обыденном мире. Для людей со средними кармическими способностями может оказаться эффективнее всего покинуть обыденный мир и быть монахами. Но быть монахом – это непростой вызов, к которому способны лишь храбрейшие. Прежде всего, у большинства людей нет ощущения усталости и отречения. И, во-вторых, хотя у некоторых есть ощущения усталости и отречения, они не могут достичь отречения по-настоящему.