Вы можете стать просветлённым путём практически любой деятельности. Вы можете пробудиться, когда устанавливаете свой телевизор, или когда вас ударили. Это на самом деле зависит от вашей готовности пробудиться. Согласно чаньской традиции, всё может стать катализатором, в зависимости от вашей способности и зрелости.

Шен Янь. Биография китайского монаха

Мастер Тик Нат Хан

Запуск колеса Дхармы

Мастер Тик Нат Хан рассказывает о знаменитой первой проповеди Будды Шакьямуни, где он объяснил четыре благородные истины и восьмеричный путь друзьям, с которыми раньше учился у лесных отшельников.

Отрывок из книги «Древний путь». Перевод сверен и отредактирован Постоянным Озарением по английскому оригиналу.


Ассаджи практиковал аскезу в Оленьем парке. Однажды, закончив сидячую медитацию, он заметил вдали монаха, идущего в его сторону. Когда незнакомец подошёл ближе, Ассаджи узнал в нем Сиддхартху и быстро сказал об этом своим четверым друзьям.

Бхаддия сказал:

– Сиддхартха бросил практику на полпути. Он ел рис, пил молоко и общался с деревенскими детьми. Он подвёл нас. Я так скажу, нам не стоит даже здороваться с ним.

И пятеро друзей договорились не встречать Сиддхартху у ворот парка. А если он сам войдет в Олений парк, они решили не вставать и не приветствовать его. Но случилось совсем по-другому.

Когда Сиддхартха вошёл в ворота, его сияющий вид так впечатлил пятерых товарищей-аскетов, что они встали все сразу. Казалось, Сиддхартху окружает аура света. Каждый его шаг говорил о редкой духовной силе. Его проникновенный взгляд опрокинул их намерение отнестись пренебрежительно. Кондання подбежал к нему и взял чашу для подаяний. Маханама принес воды, чтобы Сиддхартха мог вымыть руки и ноги. Бхаддия поставил для него сиденье. Ваппа нашёл веер из пальмовых листьев и стал обмахивать его. Ассаджи стоял рядом, не зная, что делать.

Пятеро товарищей встречают Сиддхартху

Когда Сиддхартха вымыл руки и ноги, Ассаджи сообразил, что может наполнить чашу прохладной водой и поднести ему. Пятеро товарищей расселись вокруг Сиддхартхи, он ласково посмотрел на них и сказал:

– Братья мои, я нашёл Путь и покажу его вам.

Ассаджи наполовину верил словам Сиддхартхи, наполовину сомневался. Наверное, остальные чувствовали то же самое, так как долгое время они молчали. Наконец Кондання выпалил:

– Гаутама! Ты бросил практику на полпути. Ты ел рис, пил молоко и проводил время с деревенскими детьми. Как же ты мог найти путь к освобождению?

Сиддхартха посмотрел Конданне в глаза и спросил:

– Дружище Кондання, ты уже давно меня знаешь. За все это время я солгал тебе хоть раз?

Кондання признался, что нет:

– В самом деле, Сиддхартха, я никогда не слышал от тебя ничего, кроме правды.

Сиддхартха сказал:

– Тогда, пожалуйста, послушайте, друзья мои. Я нашёл Великий Путь и покажу его вам. Вы первыми услышите мое Учение. Эта Дхарма исходит не из размышлений. Это плод непосредственного опыта. Слушайте же в глубоком спокойствии, со всем своим осознанием.

Голос Будды был полон такой духовной силы, что пятеро его друзей сложили ладони и в ожидании смотрели на него. Кондання сказал за всех:

– Пожалуйста, друг Гаутама, прояви сострадание и научи нас Пути.

Во глубоком спокойствии Будда начал:

– Братья мои, есть две крайности, которых следует избегать на пути. Одна – погружаться в чувственные удовольствия; вторая крайность – суровая аскеза в ущерб потребностям тела. Обе эти крайности ведут к поражению. Путь, что я открыл – это Срединный Путь, избегающий обеих крайностей и способный привести к пониманию, освобождению и миру. Это Благородный Восьмеричный Путь правильного понимания, правильного мышления, правильной речи, правильного действия, правильного образа жизни, правильного усилия, правильной осознанности и правильного сосредоточения. Я следовал этому Благородному Восьмеричному Пути и осуществил понимание, освобождение и мир.

Братья, почему я называю этот путь Правильным Путём? Я называю его Правильным Путём потому, что он не избегает и не отрицает страдания, но позволяет прямую встречу со страданием как способ преодолеть его. Благородный Восьмеричный Путь – это путь жизни в осознании. Осознанность – это основа. Практикуя осознанность, вы можете развить сосредоточение, которое позволяет вам достичь понимания. Благодаря правильному сосредоточению вы осуществляете правильное осознание, мышление, речь, действие, образ жизни и усилие. Открывающееся понимание может освободить вас от любых оков страданий и породить истинные мир и радость.

Братья, вот четыре истины: существование страдания, причина страдания, прекращение страдания и путь, ведущий к прекращению страдания. Я называю их Четырьмя Благородными Истинами. Первая – это существование страдания. Рождение, старость, болезнь и смерть – страдания. Печаль, гнев, зависть, беспокойство, тревога, страх и отчаяние – страдания. Разлука с любимыми – страдание. Встречи с теми, кого ненавидишь – страдание. Страсть, привязанность и цепляние за пять совокупностей – страдания.

(Прим. пер.: Пять совокупностей (скандх) – это пять видов, к которым сводятся все явления: формы, ощущения, восприятия в соотношениях, побуждения и сознание. Иными словами, пять совокупностей – это все явления. Поскольку все явления непостоянны, мы не можем завладевать ими насовсем, не можем удержать их. Поэтому страсть, привязанность и цепляния за явления неизбежно вызывают страдания).

Братья, вторая истина – о причине страдания. Из-за неведения люди не могут увидеть истину о жизни, и оказываются пойманы в пламени страсти, гнева, зависти, горя, беспокойства, страха и отчаяния.

Братья, третья истина – о прекращении страданий. Понимание истины жизни приносит прекращение любого горя и печали и рождает мир и радость.

Братья, четвёртая истина – это путь, ведущий к прекращению страданий. Это Благородный Восьмеричный Путь, который я только что объяснил. Благородный Восьмеричный Путь вырастает из осознанной жизни. Осознанность ведёт к сосредоточению и пониманию, которое освобождает вас от любой боли и печали и ведёт к миру и радости. Я провожу вас по этому пути осуществления.

Когда Сиддхартха объяснял Четыре Благородные Истины, Кондання вдруг почувствовал великий свет, сияющий в его собственном сердце. Он ощутил освобождение, которого искал так долго. Его лицо осветилось радостью. Будда указал на него и воскликнул:

– Кондання! Ты понял! Ты понял!

Кондання сложил ладони и поклонился Будде. С глубочайшим уважением он сказал:

– Досточтимый Гаутама, пожалуйста, прими меня в ученики. Я знаю, что под твоим руководством достигну Великого Пробуждения.

Остальные четверо монахов тоже поклонились к стопам Будды, сложили ладони и попросили принять их в ученики. Будда поднял своих друзей. Когда они снова заняли свои места, он сказал:

– Братья! Дети деревни Урувела дали мне имя Будда. Вы тоже, если хотите, можете звать меня так.

Кондання спросил:

– «Будда» означает «пробуждённый», верно?

– Верно. И они назвали путь, который я обнаружил, Путём Пробуждения. Что вы думаете об этом названии?

– Пробуждённый! Путь Пробуждения! Чудесно! Чудесно! Эти имена истинны и просты. Мы с радостью будем звать тебя Буддой, а путь, открытый тобой, Путём Пробуждения. Как ты сказал, жить каждый день осознанно – это самая основа духовной практики.

Пятеро монахов единодушно решили принять Гаутаму своим учителем и звать его Буддой.

Будда улыбнулся:

– Пожалуйста, братья, практикуйте с духом открытости и разума, и за три месяца вы достигнете плода освобождения.

Будда остался в Исипатане, чтобы вести своих друзей. Следуя его учению, они прекратили жёсткую аскезу. Каждый день трое монахов отправлялись за подаянием и, вернувшись, делили пищу с тремя остальными. Будда уделял им всем особое внимание, помогая каждому быстро продвигаться по Пути.

Будда учил о непостоянстве и отсутствии я в природе всех вещей. Он учил смотреть на пять совокупностей как на пять постоянно текущих рек, где не содержится ничего, что можно назвать отдельным или неизменным. Пять совокупностей – это тело, чувства, восприятия, умственные формации и сознание.

(Прим. пер.: Четвёртая совокупность – самскара – может называться и побуждениями, и умственными формациями, поскольку может рассматриваться и так, и этак).

Медитируя на пяти совокупностях в себе самих, они пришли к видению тесной и чудесной связи между собой и всем во вселенной.

Благодаря своему усердию, они все прошли Путь. Первым достиг Пробуждения Кондання, через два месяца – Ваппа и Бхаддия. Вскоре после них Маханама и Ассаджи тоже достигли Архатства.

В великой радости Будда сказал им:

– Теперь у нас настоящая община, которую мы будем называть нашей Сангхой. Сангха – это община тех, кто живёт в гармонии и осознании. Мы должны взять семена пробуждения и рассеять их повсюду.