Глобальную Этику, однако, можно использовать как организующий принцип для краткого семейного образования. Образование в контексте этой этики включает уважение каждого к каждому человеку, и исполнение своих обязанностей по улучшению личного роста при одновременной помощи другим.

Шен Янь. Борьба с терроризмом и его предотвращение путём образования и воспитания

Постоянное Озарение

Зелёный конь

Зелёный конь

Жил да был некогда отважный юноша, который полюбил прекрасную девушку и решил позвать её замуж. Но её согласие было ему так важно, он так боялся отказа, что, встречая эту девушку, не осмеливался сказать ей ни слова. Наконец, он пошёл посоветоваться к мудрецу:

— Как мне быть? — спросил он. — Я люблю эту девушку, но не осмеливаюсь ей признаться.

Мудрец ответил:

— Собери такие-то травы, растолки и свари из них зелёную краску. Покрась своего коня. Когда эта девушка увидит тебя с зелёным конём, она удивится: «Эй, смотри, у тебя конь зелёный!» А ты махни рукой и отвечай: «Да ну его! Давай лучше поженимся».

Юноша поблагодарил мудреца, собрал такие-то травы, растолок их, сварил зелёную краску и покрасил коня. Когда та девушка встретила этого парня, она сказала: «Эй, давай поженимся!» А он махнул рукой и ответил: «Да ну его! Лучше смотри: у меня конь зелёный».

. . .

У любой истории можно найти несколько разных смыслов. Один из смыслов истории с зелёным конём — то, что нам не всегда помогает подготовка.

Иногда наоборот: человек чему-то учится, готовится, и ему кажется, что он стал настоящим профессионалом и готов овладеть определёнными ситуациями. Но, когда реальная жизнь выходит за рамки ожидаемого, эта подготовка может больше помешать, чем помочь.

Обучаясь чему-то, мы вырабатываем определённые взгляды, учимся на чём-то фокусироваться. И, сфокусировавшись на известных деталях, можем не обратить внимания, что от нас начало ускользать что-то другое. Чем больше нам становится известна ситуация, тем больше в тени оказывается что-то ещё. Рядом с глубоко известным оказывается его оборотная сторона: глубоко неизвестное.

. . .

Однажды, беседуя с преподавателем логики в университете, я пригласил его на вечерние занятия по самопознанию и саморазвитию. Он удивился: «Мне почти тридцать лет! Какое ещё развитие?..»

Так думают многие: «Я уже не маленький. Знаю, что к чему в жизни. Какое же ещё может быть развитие?»

На самом деле, сталкиваясь с различными ситуациями, эти люди то и дело совершают ошибки. Например, поддаются бурлению эмоций и поступают глупо. Или наоборот: «следуют логике», не слушая голос сердца — даже когда смутно чувствуют, что с их идеями и выводами что-то не так.

А иногда человек совершает поступок, сам не понимая своего выбора — просто потому, что когда-то раньше принял некое решение, на основе былого опыта и старых представлений.

Часто бывает, что обстановка уже изменилась, но былые решения продолжают неосознанно влиять на наше поведение.

Так выходит, что людьми правят

Не хватает живого восприятия текущего мира в его полноте.

При этом человек может считать, что он уже состоялся, что он умеет думать и принимать решения.

. . .

Учёные сравнивали умственные способности обезьян и человеческих детей. Обезьяну привели в комнату, где из-под потолка свисал банан. Она прыгала, прыгала, но не могла его достать. В конце концов, обезьяна остановилась. Задумчиво повернулась туда-сюда… и увидела в углу палку. Она взяла палку и сбила банан.

Следующий испытуемый — ребёнок лет семи. Он долго прыгал, прыгал, но не мог достать банан. Экспериментатор записывает: «Первый этап — неудача. Этап второй: даю подсказку». И говорит: «Остановись, подумай. Оглянись вокруг…» Тот ответил: «Некогда думать, дядя! Банан доставать надо!..»

. . .

Считаете ли вы, что вам уже не нужны учёба и развитие?

Если вы много учились и готовились к чему-то, уверены ли вы, что подготовка не подведёт вас?

Что вам не нужно смотреть вокруг и учитывать наличие неизвестного?

. . .

Когда-то я изучал множество медитаций и духовных практик, в основном, проверяя их на себе. Лет через десять я считал себя уже очень «продвинутым» человеком, постоянно осознанным и внимательным. И вот однажды я попробовал буддийскую практику Восьми обетов чистой жизни. Эти обеты принимаются на рассвете и длятся один день. В течение дня нужно, помимо прочего, воздерживаться от танцев и пения, не украшать себя косметикой и украшениями, не сидеть на высоких сиденьях и ничего не есть после обеда. Основная цель этих обетов — преодоление привычек и развитие осознанности.

И вот в этот день я как-то спохватился, что мурлычу себе под нос некую музыку. Оказывается, у меня была привычка, моя посуду под краном, что-то напевать. А дальше я обратил внимание на то, что мою посуду во второй половине дня. Оказывается, я только что поел, хотя после обеда есть не полагалось. И вот — я ловлю себя на том, что напеваю, и при этом у меня во рту лежит немного недожёванной пищи.

Вот тебе великий практикующий, «постоянно осознанный»! С десятком лет интенсивного опыта, с необычными переживаниями и достижениями… Один день усиленных обетов показал, чего стоила моя постоянная осознанность.

. . .

Мы, люди, считаем себя вершиной эволюции, несравненно выше других существ. Но большую часть времени мы живём механически, слабо осознавая происходящее. Переваливаемся из одной привычки в другую, часто под влиянием дурных эмоций, действуя в рамках однобоких идей и устаревших намерений.

Перед нами — огромное поле возможностей. Мы можем научиться

 

Совет для практического применения:

Какие идеи у вас возникли по ходу чтения?

Какие намерения для себя вы хотите сформулировать?

Произнесите эти идеи и намерения мысленно или вслух, или запишите в дневник.

 

Конь