Говорят, что прошло 28 поколений передачи со времён Махакашьяпы до Бодхидхармы, который считается Первым Патриархом китайского чаня. Его учение передавалось по одинарной линии в течение пяти поколений, до Шестого Патриарха Хуэйнэна (638-713), чьи многочисленные ученики основали много ветвей, некоторые из которых дожили до наших дней.

Шен Янь. В духе чаня

Каково значение и польза целибата (безбрачия) в контексте буддийского духовного пути?

Сексуальность – нормальная функция человеческого тела. Как мы испытываем голод и едим, нет ничего неправильного и во других телесных функциях.

Но наши умы не снабжены с самого начала «полным набором программного обеспечения». Нам нужно учиться мудро использовать свои человеческие способности. В этом процессе развития и образования ума мы, как правило, проходим ступень зависимости от желаний (страстей).

Эти страсти часто уводят людей с пути, так что многие из нас не достигают истинной мудрости в течение всей жизни.

Сексуальное желание – один из сильнейших крючков. Часто оно заставляет людей делать глупые и вредные вещи. Например, вместо человека мы видим перед собой привлекательное тело.

Это деформированное восприятие причиняет много страданий. И даже если мы не вредим другим физически, для многих бремя страсти может быть очень тяжёлым, причиняя массу несчастий и отвлекая наши силы от других вещей.

Поэтому свобода от сексуального желания очень мощна. Эта свобода перестраивает наши силы и внимание, и помогает открыть мудрость и счастье.

Практикуем ли мы безбрачие или нет, свобода от сексуальной страсти необходима, если мы хотим освободиться от страданий.

Практические приёмы:

Прежде всего, замечайте, что страсть производится нашим собственным умом.

Кормим ли мы свой ум провоцирующими, сексуальными стимулами? Тогда, конечно, они будут направлять часть нашей энергии.

Создаём ли мы в уме разделения и напряжения? Тогда, конечно, мы будем чувствовать желание преодолеть эти разделения и напряжения. Например, строя стены между собой и другими, мы развиваем чувства одиночества, и тогда чувства одиночества развивают сексуальные и другие привязанности.

Вместо этого следует развивать целостность тела-и-ума. Благодаря гармонии и цельности тела-и-ума можно освободиться от сексуального желания.

Тогда, монах вы или семейный человек, ваша жизнь будет эмоционально богаче и счастливее, как и жизни других вокруг вас. Это как если наркоман, преодолев свою зависимость, открывает во своей жизни более широкий мир и становится полезнее для других.