Там был наставник Дун Чу, в котором я чувствовал необыкновенного человека. Он не читал лекций и не наставлял никого в практике. Не стремясь ни к славе, ни к тому, чтобы иметь много последователей, он пользовался большой известностью и уважением. Его речь была необычна и оказывала поразительное воздействие на людей.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Постоянное Озарение

Личные советы по дзадзену на затворении

Двадцать пять лет назад, когда я начал практиковать дзадзен – неподвижную сидячую медитацию – она казалась очень трудным делом. Всё время что-то где-то чесалось и хотелось пошевелиться. По коже то и дело ползал кто-то невидимый. Я мог сосредоточиться на таком ощущении и постараться его осознавать и расслабить, но тогда это ощущение просто переползало на другое место. И так я проводил время, мысленно гоняясь по телу за астральными червяками, осознавая и расслабляя ощущения. Но постепенно это дало свои плоды, и я научился сидеть спокойно.

Позже появилась ещё одна трудность, когда я нашёл дзенскую группу в наших краях и стал сидеть вместе с другими. Часы в комнате громко, навязчиво тикали. Сидеть нужно было определённый период. Почти нельзя было шевелиться – не только потому, что таков метод, но и потому, что это отвлечёт соседей. Трудно было сохранять непринуждённость. Когда я медитировал сам по себе, то мог иногда сменить позу, не думая ни о каких соседях; мог медитировать столько, сколько захочется, без жёстких сроков. Поэтому для меня медитация в группе способствовала ощущению принуждённости. Я иногда косил глазами на часы: «Сколько ещё осталось? Ооо! Ещё целых пятнадцать минут!»

Но однажды, когда с нами практиковал опытный монах из Кореи, я заметил, что он кажется очень свободным и непринуждённым. Я подумал, что хорошо бы перенять его умение медитировать без усилий, и сел практиковать рядом, справа от него. И в тот сеанс медитации, попытавшись ощутить, как он сидит, я почувствовал, что это лёгкость и расслабленный отдых.

Поэтому вот первая идея, которую я стараюсь помнить и советую вам знать: медитация может быть лёгким, непринуждённым времяпровождением – примерно как валяние в постели или на морском пляже. Вы не думаете, сколько ещё минут должны лежать, вы просто отдыхаете и можете валяться хоть целый день. Примерно так же можно расслабиться и в сидячей медитации.

Поэтому, если от долгих или многочисленных сидений на затворении вы устаёте и начинаете думать: «Высижу я или нет», то знайте, что медитация может быть состоянием непринуждённости, и у вас есть шанс его найти.

Второе: известно, что желание расслабиться может создать некое внутреннее напряжение, и, если сильно стараться, то расслабиться может стать даже труднее. Поэтому лучше не столько стараться, сколько просто отпустить. Не командовать телу «расслабляйся», а позволить расслабиться. Однако при некотором опыте можно не просто отпускать расслабление на самотёк, но и сознательно помочь ему. Например, как только вы сели в позу медитации, «погружайтесь». Как человек вздыхает, сбрасывая какое-то мысленное бремя – выдохните, овевая вдоль тела, от носа вниз, выдохом и расслаблением. При этом распуская мышцы, позволяя им свободно висеть на костяке. Несколько таких выдохов, с позволением телу расслабляться, приглашая расслабляться.

Так вам не нужно будет сидеть и ждать минут двадцать, пока тело успокоится и кручение мыслей в голове осядет. Если в голове крутятся мысли и заботы, с ними можно поступить так же, как и с мышцами: каждую приходящую мысль успокаивать, расслаблять и отпускать. Например, приходит мысль о будущем – её не нужно долго обдумывать и мусолить, но можно дать какой-то быстрый ответ, осознать это как решение проблемы и отпустить эту мысль. С осознанием, что эта забота успокоена, отпустить её и наслаждаться углублением медитации. Прибежала следующая мысль-забота – так же, довольно быстро отвечаешь и отпускаешь её, возвращаешься к погружению в медитацию.

Это как говорить с беспокойной тётушкой: ты не вступаешь с ней в долгие увещевания, иначе это может длиться до полного истощения сил у обеих сторон. Ты просто говоришь ей что-нибудь успокаивающее, и вы оставляете это позади. Например: «Я очень за тебя беспокоюсь!» – «Ну, можешь убиться об стену». Если отвечать всегда с чувством юмора и добротой, последовательно и непоколебимо во своём отказе раздувать волнения, то можно помочь человеку отпустить его беспокойства.

Такое быстрое отпускание и погружение в непринуждённость может требовать некоторого опыта и целенаправленной собранности, но это можно развить. Ты садишься в медитацию, расслабляешься со вздохами и сознательно отпускаешь напряжения тела и ума, и успокоенно осознаёшь, как расслабление углубляется. Это не как в ситуации новичка, который топчется, озирается и всего кругом опасается; это самоощущение опытного человека, который решительно проходит к цели. Это может не получаться у новичка, и ничего плохого в этом не будет – но полезно знать, что можно довольно быстро, сознательно отпустить волнения тела и ума и погрузиться в созерцание.

Третье: если устал, лучше не пытаться что-то практиковать, а просто лечь и поспать. Но как быть, если расписание затворения требует сидеть дальше, и в мышцах накапливается усталость, напряжение и боль?

Не следует оседать мешком, перенося вес с мышц спины на органы брюшины. Это давление на внутренние органы может повредить им. Если совсем трудно, лучше попросить запиской руководителя разрешить вам пропустить сеанс медитации или провести его лёжа. А вообще, накапливающиеся напряжения и боли в мышцах стоит встречать не недовольством – которое их только усилит – а лаской и дружелюбием. Здесь есть небольшая хитрость: не стоит напряжённо сосредотачиваться на боли, потому что она от этого может разрастаться, занимая всё больше места в уме. Но стоит подарить осознанность той части тела, которая испытывает неудобство. То есть, уделять внимание не боли, а телу в том месте.

Дарите этому месту осознанность, теплоту, заботу и дружелюбие. Возможно, тогда болезненные ощущения ослабнут и растекутся вокруг приятными лучиками тепла.

Четвёртое: попробуйте ощутить тело отдельно от ощущения «я». Воспринимайте тело не как «себя», а как нечто воспринимаемое, о чём стоит позаботиться. Так может быть легче сбросить привычные напряжения, осознать перекосы позы и так далее. Воспринимая тело как тело, без «я», легче позволить ему само-отрегулироваться.

Пробуждённое отношение к миру – это не старание всё исправить и всем покомандовать; это наблюдение, как энергии могут течь гармонично. Это позволение всему регулироваться естественно, не мешая. Это как наблюдать за играющими детьми: не нужно командовать «Миша, бери мячик, Катя, неси куклу» – они и сами будут делать то, что им интересно.

Позвольте всем вещам жить в соответствии с их природой; если потребуется вмешательство рассудочного ума, тогда пусть поработает, но в остальное время пусть он не мешает саморегулировке вселенной. Просто обнимите происходящее осознанностью, и дайте этой осознанности работать.

Может быть, вы даже обнаружите, что вселенная сознательна в каждой частичке, а ваше осознанное «я» – лишь ворсинка на её живом теле.

Итак, без вторжения чувства «я», отпустите осознанность наполнить тело.

И тогда, вероятно, оно сможет регулироваться оптимальным образом.

Пятое: если что-то не получается, как хотелось бы, это не повод огорчаться. Практика – это исследование. Трудности хороши тем, что вы учитесь осознавать их, постепенно понимаете их причины и узнаёте способы работать с ними. Поэтому, когда приходит трудность – это не повод раздражаться, а наоборот: к вам стучится ценное знание!

Научившись, как работать со сложностями, вы сможете помогать и другим.

Шестое: пусть ваша практика исходит – не из каких-то соображений и расчётов, не из мыслей и надежд, а – из цельности сердца.

 

Эти шесть советов кратко можно запомнить так:

  1. Медитируй непринуждённо.
  2. Отпусти волнения тела и ума.
  3. Дари осознанность для освобождения.
  4. Позволь работать природе Будды.
  5. Исследуй происходящее на благо всех.
  6. Действуй из цельности сердца.