Для тех, кто достиг постепенного просветления, просветление очень устойчиво. И, на самом деле, тем, кто достиг внезапного просветления, потом всё ещё нужно практиковать. Тот, кто достиг внезапного просветления, как бы выскользнул из какой-то практики. И вы должны суметь выскользнуть, чтобы сделать это снова.

Шен Янь. Вводная беседа

Шен Янь

Благодарность и передача заслуги

Из бесед Мастера Шен Яня. Перевод Постоянного Озарения по http://www.chancenter.org/chanctr/ddp/chanmag/fal1999.html#gratitude

Прим. пер.: «Передача заслуги» – это дарение энергий, развитых нашей практикой, на благо всех существ. Подробнее о заслуге см. Упражнение ума в не-эгоистичности


Как и покаяние, практика благодарности и передача заслуг полезны для уменьшения самоцентрированности и волнений – и на затворении, и в повседневной жизни. Когда мы не получаем желаемого, возможно, это потому, что условия и причины не созрели, или потому, что нам не хватает заслуги. Размышляя об этом, нам следует чувствовать стыд, скромность и раскаяние. Когда мы получаем что-то полезное – неважно, что и сколько – нам следует быть благодарными. Но обычно, когда мы не получаем, чего хотим, то переживаем несогласие, а когда всё идёт по-нашему, становимся высокомерны, забывая о тех, кто помогал нам на пути. Мы чувствуем собственную важность и гордость, своим эгоизмом снова создавая проблемы. Первая ошибка – отвращение к тем, кто мешает нам; вторая ошибка – не ценить помощь, которую мы получаем. Эти отношения – крупнейшие источники волнений.

В Махаяне практика благодарности очень важна. Нужно быть благодарными четырём благодетелям: нашим родителям, Трём Драгоценностям, окружающей среде и всем чувствующим существам. Мы благодарны родителям, поскольку они дали нам эту жизнь, в которой мы можем помочь себе и другим. Мы благодарны Трём Драгоценностям – Будде, Дхарме, Сангхе – поскольку они дали нам Буддадхарму, учения и средства их практиковать. Если наша окружающая среда неустойчива, опасна и беспорядочна, практиковать трудно; поэтому мы благодарны, если живём в относительно безопасной среде. Наконец, всё, что мы получаем – это благодаря прямой или косвенной помощи других чувствующих существ. Поэтому следует быть им благодарными.

Практика благодарности удерживает нас от впадения в высокомерие, отвращение и неблагодарность за то, что у нас есть. Поэтому нам нужно сделать благодарение частью практики, частью нашей повседневной жизни. Быть по-настоящему благодарным значит признавать наши блага, делая подношения нашим родителям, Трём Драгоценностям, окружающей среде и всем чувствующим существам – не только материальные подношения, но и наших времени и сил.

Как мы можем отблагодарить наших родителей? Мы делаем это, исправляя свои недостатки, меняя отрицательное отношение и поведение, развивая сострадание и делясь с ними нашим богатством Дхармы. Как мы можем отблагодарить Три Драгоценности? Становясь хорошими практикующими и вдохновляя других узнавать о Будде, Дхарме и Сангхе. Как мы можем отблагодарить окружающую среду? Помогая влиятельным людям использовать буддийское отношение: сострадание, ненасилие, заботу обо всех чувствующих существах и об окружающей среде – и помогая им использовать мудрость во предпринимательстве и в правительстве. Как мы можем отблагодарить чувствующих существ? Действуя с состраданием: развивая любовь и защиту, и помогая тем, кого встречаем. Это активные способы передачи того, что мы обрели благодаря Дхарме.