Почитаемый Вселенной вынужден был так долго стараться изо всех сил, потому, что буддизм ещё не появился, некому было научить его, что будда есть в каждом. Никто не рассказал ему о непостоянстве обусловленных явлений, в которых не найти собственного «я»; никто не научил, что рождённые страдают, поскольку не осознают, что все дхармы лишены самости.

Шен Янь. Будда в уме, речи и делах

Шен Янь

Ум, как снег

Беседа Мастера Шен Яня 14.11.1993. Перевод Постоянного Озарения по http://www.westernchanfellowship.org/lib/wcf////a-mind-like-snow/

 

В повседневной жизни нам может быть чрезвычайно трудно успокоить ум. Может казаться, что единственное время, когда ум успокаивается – это когда нечего делать. Когда что-то происходит, внешне или внутренне, или когда вы сталкиваетесь с обретением или потерей, то потворствуете эмоциям, и ум становится возбуждён.

Большинство из нас хочет жить со спокойным, невозмущённым умом, и суметь отбросить привязанности. У нас могут быть даже идеи о том, как достичь такой ясности, и мы можем предлагать свои советы другим. Но, когда мы сталкиваемся с личными затруднениями, часто это всё улетает прочь, и мы не можем успокоить ум, что бы ни делали.

Недавно я побывал в Аризоне и заметил, что у большей части растений в пустыне иглы вместо листьев. У маленьких растений маленькие иглы, у больших большие. Даже на некоторых цветах были иглы. Кто-то сказал мне, что они служат защитой от солнечного жара, чтобы уменьшить испарения. Первичное назначение было не в том, чтобы кого-то уколоть. Я рассказываю вам эту историю потому, что у нас тоже есть свои иглы и колючки. Нам не нужно думать о них как об оружии, чтобы ранить других; скорее, как об инструментах, чтобы защитить или сохранить свои силы.

Если вы становитесь взволнованы, неуравновешенны, мучаетесь или злитесь каждый раз, встречаясь с затруднениями, то несомненно потеряете много сил. Если вы думаете, что другие неправы, или ситуация неправильна, и вы стараетесь избегать, отвергать или исправлять её, то станете неуравновешенны или измучены. Ещё не исправив ситуацию, вы уже ранили себя. Сначала вас ранят другие, и это уже скверно, но затем вы раните себя ещё больше, порождая отрицательные реакции и цепляясь за них. Так вы получаете урон дважды, или даже чаще, когда этот цикл повторяется.

С другой стороны, если вы сохраняете уравновешенный ум, то остаётся лишь первый уровень ущерба, и вы больше не будете добавлять к ущербу новый ущерб. Ещё лучше: вы можете дойти до такого положения, где больше не рассматриваете ситуацию как плохую.

Одна из причин, по которой мы практикуем, в том, что мы сможем всегда сохранять безмятежность ума.

Похоже, люди создают больше проблем, чем решают. У людей, создающих проблемы, горестные умы. Для них всё проблематично, и со своими проблемами они обращаются так, что невольно создают их ещё больше. Обратите внимание, как, оказавшись в дорожной пробке, некоторые налегают на гудок, хотя знают, что это не ускорит движения; и тогда другие гудят, потому что первые гудильщики их раздражают. В конце концов, все просто добавляют шума поверх шума. Мир часто кажется мне таким.

Вы замечали, как тихо, когда падает снег? Это потому, что снег поглощает звук. У снега многому можно научиться. Когда вы встречаете трудности, вместо отрицательной реакции позвольте своему уму впитать и растворить проблему. Таким образом, вы останетесь безмятежны и спокойны. Вам нужно найти, как практиковать таким образом, чтобы любые проблемы исчезали. Это великолепный метод для повседневной жизни. Помните спокойствие, которое возникает при снегопаде, и «охлаждайтесь».

 

Храм Кинкаку (Киото). Снегопад