Как мы можем отблагодарить наших родителей? Мы делаем это, исправляя свои недостатки, меняя отрицательное отношение и поведение, развивая сострадание и делясь с ними нашим богатством Дхармы.

Шен Янь. Благодарность и передача заслуги

Мастер Шен Янь

Сансара и нирвана

Лекция 24 июля 1983 года.
Пер. с англ. Постоянного Озарения по Ch'an Newsletter №32, 09.1983 http://chancenter.org/cmc/1983/09/15/samsara-and-nirvana/

Сансара – мир страданий и бесконечных циклов рождений – и нирвана – просветление и выход из перерождений – на самом деле, одно и то же. Вот два сравнения, поясняющие это.

Возьмём, для начала, пример с ошибкой зрения. Иногда у нас могут заплыть глаза. Мы протираем их, и всё станет видно по-другому. Объекты, помещённые у нас перед глазами определённым образом, или определённые формы, могут создавать оптические иллюзии. Люди с катарактой, тонкой плёнкой на глазах, могут видеть мир по-другому. Есть заболевание «летающих мошек», когда у человека возникает впечатление, что перед глазами постоянно летают насекомые. Сутры говорят об иллюзии видения «цветов в воздухе». Обычно, если у нас подобная проблема, мы знаем, что это проблема глаз, но некоторые могут думать, что видят что-то настоящее. Они действительно могут думать, что видят мошек или цветы, летающие в воздухе. Когда они вылечатся, то больше не будут видеть этого. Это потому, что мошки или цветы внезапно исчезли? Нет, это потому, что устранили проблему в глазах.

Второй пример – об очистке золота. Когда золотую руду нашли и выкопали, её плавят и обрабатывают, пока не остаётся ничего, кроме очищенного золота. Золото было в руде с самого начала, но некоторые могут подумать, что очищенное золото и золотая руда – две разные вещи, что золотую руду как-то изменили, превращая в очищенное золото. Но химик знает, что основное вещество, само чистое золото, было там с самого начала. Если бы его там не было сразу, то нечего было бы очищать.

О чём говорят эти примеры? На другой лекции я указал, что сансара – иллюзия, которая видится, только когда у нас есть омрачения. Это проблема ума. Мы видели, что, когда проблему глаза исцелили, иллюзия мошек или цветов прошла, и поэтому мы их больше не видим. Но ещё важнее, что мы осознаём: изначально не было этих мошек или цветов. Точно так же, когда мы исцеляем проблему своего ума, мы больше не будем верить в сансару; мы действительно поймём, что её никогда не было.

Проблемы ума? Заболевание ума? Такие проблемы неизвестны хирургу. У психиатра может быть некоторое представление. Чем глубже ваша практика, тем больше вы будете понимать природу проблем ума. Некоторые люди говорили, что этот Центр – как психиатрическая больница. В некотором роде, это так. Будда говорил, что, если у вас проблема с телом, идите к врачу-терапевту; если у вас умственная проблема, идите к Буддадхарме.

С точки зрения Буддадхармы, у всех есть серьёзная психическая проблема. Кто из вас думает, что у вас нет психических проблем? Если вы поднимаете руку, это показывает, что у вас есть проблема. Если вы не поднимаете руки, то, по крайней мере, у вас есть какое-то представление о вашей проблеме. Пьяный не признаёт, что он пьян. Если вы замечаете, что вы под мухой, и говорите, что пьяны – то вы относительно трезвы.

Что значит иметь психические проблемы? Это значит, что ваш ум не уравновешен – рационально или эмоционально, что ваше суждение не может быть стопроцентно верно. Вы будете пристрастны, как семья из мужа, его жены и её сестры. Часто сёстры будут объединяться против мужа. Или у вас будет противоречивое отношение, как у одного моего ученика, который подошёл ко мне несколько дней назад и сказал, что он хочет, чтобы я уехал, и в то же время хочет, чтобы я оставался в Центре. С одной стороны, он хочет моего отъезда, чтобы никто не говорил ему, что делать. С другой стороны, если я уеду, то здесь не будет того, кто смог бы помочь ему. Употребляющий героин сталкивается с такой проблемой: он хочет бросить наркотик, но не может. Когда люди действуют на основе таких омрачённых состояний ума, они часто совершают преступления. Таков случай с Хинкли, стрелявшим в президента Рейгана. Приговор был «невиновен по причине психической болезни». Когда люди наносят нам вред, нам надо осознавать, что у них психические проблемы. Когда у человека такая проблема, он может не осознавать, что делает. Или, если он осознаёт, что происходит, он может быть неспособен помочь себе – как машина с неисправными тормозами.

Как мы можем исцелиться от такой болезни? Многие люди не осознают, что уму или духу нужно немалое образование. Естественно, есть организации, посвящённые лечению рака, сердечных болезней, высокого давления и т.д., но не так много внимания уделяют лечению проблем духа.

Для начала, нужно исследовать свои надежды, страхи, желания и т.д. Только благодаря такому изучению себя мы можем совершенствоваться. Конечно, лучший метод для такого дела – медитация. По мере практики, у нас может быть всё меньше и меньше мыслей. Если мыслей слишком много, то вы не сможете ясно видеть себя. Когда мы добрались до той ступени, где можем контролировать свои мысли, мы можем думать или не думать по своему выбору. Тут наша болезнь ума исчезает. Ум не будет в состоянии спутанности. Не будет случайных мыслей. Мы будем в гармонии с природой, и наше суждение будет беспристрастным. Мы сможем «принимать случающееся с нами плохое и приходящее к нам хорошее».

Когда ум наконец очищен, не будет ни добродетели, ни зла. Ни сансары, ни нирваны. Идея, что есть сансара и нирвана, нужна нам для начала, чтобы практиковать. Она увеличивает нашу веру и наши усилия. Это как лекарство для человека, страдающего от болезни. Когда он вылечился, лекарство уже не нужно. Таким же образом, когда наши умы вылечились, нам будут не нужны понятия сансары и нирваны. Мы осознаем, что это не две разные вещи; на самом деле, это даже не одна вещь. Это иллюзии, о которых ясный ум узнает, что они никогда не существовали.

Теперь давайте проясним сравнение с золотой рудой и очищенным золотом. Чистое золото относится к чистому уму в каждом из нас. Оно представляет потенциал каждого из нас быть свободными от страданий. Как в первом примере глаз, некогда охваченный иллюзией, теперь свободен от мошек или цветов – наш ум, очищенный, будет свободен от своих загрязнений – омрачений и страданий. Благодаря практике мы сбросим свои загрязнения и очистим свои умы. А когда мы достигаем просветления, если мы спрашиваем, что было отброшено – загрязнения – можем ли мы сказать, что они существуют, или что они когда-нибудь существовали? Тут наши сравнения могут подвести. Это только сравнения – подсказки для практики – невозможно следовать им полностью.

С этой, чаньской точки зрения – омрачения и мудрость, сансара и нирвана – не отличаются – они, на самом деле, даже не существуют. Как вода, на которой ветер наморщил волны – вещество, вода, всегда то же самое, в каком бы состоянии она ни была. Вот самое важное, что нам нужно понять. И мы должны помнить, что примеры надо использовать только до тех пор, пока они имеют смысл и ведут нас во практике.