Когда мы судим, что одна вещь лучше другой, мы всегда делаем это со сравнительной, или относительной позиции.

Шен Янь. Абсолютная истина

Шен Янь

Нет ума, нет просветления

Беседа Дхармы Мастера Шен Яня в Чаньском Медитационном Центре.

Перевод Постоянного Озарения по No Mind, No Enlightenment.

Огонь и пепел

Обычно на наших собраниях я рассказываю какие-то истории о том, чем занимался. Сегодня этих историй не много, так что, я просто поговорю о Дхарме.

За всё время существования чаньской школы в Китае было всего несколько мастеров, которые глубоко на меня повлияли. Одним из них был ученик Байчжана, Мастер Вейшань Лин-ю (771-853 гг. н.э.). Это был очень интересный человек. Он стал монахом в пятнадцать лет. Я стал монахом во тринадцать, то есть, он оставил дом немного позже меня. Этот Мастер Вейшань, в возрасте около двадцати лет, отправился к горе Тянь-тай. В этом путешествии он встретил двоих легендарных людей из чаньской истории. Один из них был Мастер Хань Шань, часто именуемый Холодной Горой, а второй был Мастер Ши Де. (Хотя, вообще-то, неправильно называть его мастером – он был монахом, а не становился мастером).

Никто толком не знает настоящих имён этих двоих: Хань Шань и Ши Де не были их настоящими именами. Хань Шань жил в горах, в месте под названием Холодная скала; отсюда его имя (Хань Шань – «Холодная гора»). А когда Ши Де спрашивали, какое у него настоящее имя, он отвечал, что не знает, поскольку сирота. Когда мастер нашёл его и принёс в монастырь, он сказал: «Гляньте, что я ши дэ», – что буквально значит «подобрал»; поэтому его назвали Ши Де.

Итак, эти двое не знали собственных имён и не жили ни в каких монастырях; они жили отшельниками, у них не было никаких учеников или последователей. Когда кто-нибудь просил у них Учения, они просто говорили несколько безумных слов, как чокнутые.

Сейчас у нас есть книга стихов под названием «Холодная гора». А случилось вот что: когда Хань Шань жил в горах, он писал стихи повсюду, на камнях. Через какое-то время он исчез: никто не знал, что случилось – ушёл он оттуда или умер. Но один человек очень скучал по нему и пошёл туда, на Холодную скалу, и переписал все стихи с камней, собрав их в эту книгу – поэзии Хань Шаня. Её перевели на английский – кто-нибудь её видел? Один-два человека – вам она понравилась? По сравнению с моими стихами – что лучше? Не могу сравнивать, ибо никогда не писал стихов.

Вернёмся к истории Вейшаня Лин-ю. Шёл он к этой горе и повстречал Хань Шаня. Тот сказал ему: на этой горе нужно просто продолжать идти, продолжать идти, пока не найдёшь пруд, и ты пробудишься. Итак, Вейшань пошёл дальше, но, прежде чем он нашёл какой-либо пруд, он встретил Ши Де – и спросил: «Говорят, тут есть пруд… Это где?» Ши Де ответил: «Да, да, просто продолжай идти, ты найдёшь этот пруд». Ну, ладно; Вейшань, наконец, нашёл пруд, но не пробудился; потом нашёл ещё один пруд, но не пробудился; и так он встречал один пруд за другим, но так и не пробудился. Наконец, он встретил ещё одного человека, его звали Чжоу Тань, а тань значит пруд. Итак, пруд, о котором они говорили – это, оказывается, второй слог в имени этого человека. Вейшань подумал: «Наверное, это пробуждённый монах; он поможет мне пробудиться». Но Чжоу Тань лишь направил его к ещё одному человеку: он сказал поискать кого-то по имени Байчжан. Вы слышали о Мастере Байчжане? Сколько из вас слышали о нём?

А о Мастере Мацзу? Байчжан был учеником Мацзу.

Кто-нибудь слышал о Ребекке? Она моя ученица. (смех)

Когда Вейшань встретил Мастера Байчжана, ему было уже 23 года, и он всё ещё не пробудился; но, увидев его, Байчжан сказал: «Ладно, почему бы тебе не стать моим помощником?» Итак, куда бы Байчжан ни пошёл, Вейшань Лин-ю шёл за ним.

Однажды Байчжан спросил его: «Ты кто?», – и тот ответил: «Я Лин-ю». Но в его уме возникло некое сомнение: «Странно, Мастер знает, кто я; почему он об этом спросил?» Байчжан велел Вейшаню пойти проверить огонь, горит ли он ещё. Вейшань посмотрел и увидел лишь пепел; он сказал Байчжану, что огня нет, только пепел. Мастер Байчжан пошёл сам посмотреть, покопался в пепле, нашёл остатки огня и спросил Вейшаня: «Разве это не огонь?» Вейшань Лин-ю увидел огонь и в тот миг пробудился. Теперь я хочу спросить вас: как он пробудился?

Вы слышали эту довольно длинную историю: как Вейшань шёл на гору, услышал о пруде, ожидал пробуждения и, наконец, встретил Мастера Байчжана… Потом вопрос Байчжана «Кто ты?», как бы, слегка встряхнул его. Потом его попросили взглянуть на огонь, он сказал, что огня нет, и Мастер Байчжан спросил: «Разве это не огонь?» Вот когда он пробудился. Дело в том, что всё это время он не обращал внимания на мудрость, которой уже обладал. Он не обращал внимания на эту мудрость в себе самом. Лишь когда Мастер Байчжан показал ему огонь, скрытый пеплом, он начал видеть природу будды, спрятанную в нём самом.

В общем-то, не такая уж редкость и не так уж удивительно, что он пробудился вот так. Однако, если вы пойдёте искать огонь под пеплом, это не даст пробуждения, потому что самое важное в этом – сам процесс. Всё это время, когда он искал пробуждения, как он мог пробудиться? Он искал путь, искал путь, и не мог найти пути, поскольку не обращал внимания. В тот миг, когда он обратил внимание, в тот миг он обнаружил, что его ум и есть путь.

Вейшань почувствовал огромное счастье и благодарность Мастеру Байчжану и описал ему своё переживание. Байчжан ответил: «Ох, тут ты сбился с пути». Вот странно: Вейшань переживает пробуждение, но Мастер Байчжан отвечает, что он сбился с пути. Вы понимаете, почему Мастер Байчжан так сказал, почему «сбился с пути»? Умные, скажите мне.

[Слушатели отвечают: «Нечего достичь»; «У Бодхисатвы нет препятствий…» (выражение из «Сутры сердца»).]

Мастер Байчжан сказал Вейшаню две вещи. Первое: чтобы случилось пробуждение, нужно подходящее время, когда созрели все причины и условия. Без этого, что бы ты ни делал, пробуждения не испытаешь. Так что, на самом деле, пробуждение – это не что-то, чтобы восхищаться и радоваться, поскольку ты, в действительности, не достигаешь его – и ничего не обретаешь. И Мастер Байчжан продолжил, говоря, что, на самом деле, человек до и после пробуждения не отличается; просто до пробуждения он не знает, а после пробуждения знает, что, в действительности, нет такой вещи как пробуждённый ум, и нет такой вещи как явление пробуждения. Почему он так сказал? И почему он сказал, что человек до и после пробуждения не отличается – почему он это сказал? Питер, наверное, ты можешь ответить на этот вопрос. Кто-нибудь хочет предположить?

Я думаю, на сотню человек здесь окажется сотня ответов. И я сам не знаю, какой ответ будет правильным. Но, пожалуй, я могу рассказать историю, коан из чаньской традиции. Один монах покинул дом – стал монахом – в очень юном возрасте; через много лет решил он вернуться в родной городок, узнать, как там дела. Когда он вернулся, люди узнали его. Они смотрели и говорили: «О, ты тот мальчонка, ты совсем не изменился, выглядишь точно, как тогда». И этот старый монах подумал, что это очень странно. «Как я могу быть таким же, я же намного старше?» Ведь, на самом деле, все постарели: и тот монах, и люди в этом городке. Старый монах сказал: «Я действительно тот же, что и раньше; однако я и не тот же». Вы понимаете? Я всё тот же, что и прежний я, но я не тот же, что прежний я. Это противоречие? Почему это не противоречие?

Когда мы говорим, что человек до и после пробуждения не отличается, мы имеем в виду, что «я» до пробуждения не отличается от «меня» после пробуждения. Что иное – это то, что перед пробуждением человек видит омрачение как мудрость, а потом он видит мудрость как омрачение. Я повторю. Перед пробуждением человек видит омрачение как мудрость; после пробуждения он видит мудрость как омрачение. Вы понимаете? Нет, не понимаете?

Что такое мудрость? Умные люди принимают омрачение за мудрость; тупые видят мудрость как омрачение. У умных людей, до пробуждения – ум различения; ум, постоянно различающий, выбирающий и выделяющий. Этот ум различения видит омрачение как мудрость. Без этого ума различения, как бы туп ты ни был, что бы ты ни знал – это мудрость. И, когда человек понял, что нет такой вещи как пробуждённый ум, и нет такой вещи как пробуждение, он будет видеть, что держаться за идею мудрости – омрачение. Почему мы говорим, что пробуждённые видят мудрость как омрачение? Потому что, когда они порождают мысль: «Я обладаю мудростью», они осознают, что у них в этот миг омрачение. Когда нет идеи «Я обладаю мудростью», то нет проблемы, нет омрачения в тот миг. Поэтому, когда люди приходят ко мне и говорят, что у меня масса мудрости, мне становится очень стыдно, ведь, на самом деле, они критикуют меня, говорят обо мне дурное.

Итак, Мастер Байчжан продолжал, говоря Вейшаню, что нет разницы между обычными существами и святыми, и нет разницы между освобождением и сансарой. Освобождение и круговорот рождения и смерти – не отличаются, это одно и то же. Они отличаются, только когда ты сам начинаешь различать их, омрачая себя идеей, что ты должен стать святым, убежать из сансары, стать освобождённым. И опять, очень важно понимать, что нет такой вещи как пробуждённый ум, и нет такого явления как пробуждение – пожалуйста, запомните это.

Итак, пока ваше переживание видится чем-то особенным, пока вы используете свой ум для достижения этого переживания пробуждения, тогда у вас всё ещё омрачённый ум. Очень важно понимать, что переживание пробуждения не делает вас особенным человеком, вы всё тот же. Если вы думаете: «Я испытал пробуждение… Теперь я особенный… Я другой», – то вы в беде.

Когда переживший пробуждение чувствует себя освободившимся из круговорота сансары и ясно видит, что это отчётливо отличается от прежнего, то это лишь малое освобождение. В истинно великом освобождении, маха нирваны, человек не видит разницы между нирваной и сансарой. Он больше не привязан к идее, что есть сансара и нирвана, так что он не увидит между ними разницы, и так у него не будет ощущения полного отличия от прежнего.

Вот, Мастер Байчжан старался помочь Вейшаню превратить его малое пробуждение в полное пробуждение. Когда он смёл пепел и показал ученику огонь, и Вейшань увидел его и так обрадовался, Мастеру Байчжану было видно, что это лишь крохотное пробуждение, и поэтому он продолжил объяснять своё учение.

А сейчас наше время на этот вечер вышло, так что, если хотите пережить полное пробуждение, придётся вам прийти во следующий раз. Спокойной ночи, и спасибо всем.