Наконец, всё, что мы получаем – это благодаря прямой или косвенной помощи других чувствующих существ. Поэтому следует быть им благодарными.

Шен Янь. Благодарность и передача заслуги

Постоянное Озарение

Плохие люди, мотивация и помощь

Из переписки с другом; обновлено 23.04.2019

Будды под водой, о. Лембонган

Вопрос:

Доброго дня! Разрешите задать вам пару вопросов.

1. У вас на сайте прочёл такое изречение: «Пусть все чувствующие существа будут счастливы и свободны от страданий!» Объясните, пожалуйста, а как же всякого рода убийцы, маньяки и извращенцы? Я не понимаю: им тоже счастья?

2. Вопрос не по теме :). Вы, кажется, сами переводите английские тексты? Значит, знаете язык? Как вы изучали его? Я год занимаюсь один, и вот моя учёба постепенно сошла на нет. Пропала мотивация. Не с кем общаться. Куча оправданий, только бы не заниматься.

3. Как я могу помочь вашему делу? Как отблагодарить за труд, который вы делаете? Информация просто бесценная!!! Очень воодушевляете своим примером.


Ответ:

Здравствуйте, ***!

Отвечаю вам с задержкой, потому что вопросы (особенно 2 и 3) непростые, и эти полтора месяца я медитировал в затворении (не только над вашими вопросами; просто пришло время многое пересмотреть и воплотить поглубже).

Вообще, затворение — это период, на который человек отходит от обычной своей деятельности. Например, откладывает и прекращает все важные дела… и, таким образом, живёт без озабоченности.

Потом, возвращаясь к обычному ходу вещей, замечаешь по контрасту, как пытаются вернуться старые привычки, тратящие нашу энергию. Например, кручения внутреннего диалога. Хотя, казалось бы, разве это озабоченность делами их вызывает? Оказывается, да: когда ты стараешься быть в этих своих делах, это как будто набор программ, которые ты носишь в себе и выполняешь. И эта нацеленность на выполнение программ запускает и кручения «радио в голове».

На первый взгляд, задавать себе программы — это нормально: запланировал сделать то-то и то-то… Но, когда ты цепляешься за некую цель, она руководит тобой (а не ты распоряжаешься своим временем и силами). Например, знаменитая ситуация: человек погружается в работу, особенно в бизнесе, чтобы обеспечить себя и своей семье высокий уровень жизни; но мало времени и сил оставляет на то, чтобы быть с родными и уделять им достаточно внимания. И постепенно возникает недовольство: родным кажется, что он ими пренебрегает, а он думает, что как раз делал всё лучшее, что надо было.

Иными словами, когда тебя охватывает некая цель, часто упускаешь из вида что-то другое. Погружаясь в одну ситуацию, теряешь из вида картину в целом.

В буддизме это можно описать термином санскара (искусственное, сотворённое, выработанное). Того же корня слово санскрит: язык, выработанный, упорядоченный на основе разных предыдущих диалектов (пракрита). То есть, санскара — это некий комплекс факторов, обстоятельств, образующих ситуацию, задачу; то, во что погружаешься; то, что ты выделил во вселенной — что выделяешь во своём психическом пространстве и что может тебя ограничивать. На изображении «Колеса бытия» («Бхавачакры») санскары рисуют картинкой «гончар делает горшки». Ум безграничен, но в нём создаются «горшки», в которых мы «варимся в собственном соку».

И отсюда возникает механизм «потери истинного себя». Погружённые в санскары, мы охватываемся ограниченными эмоциями, чувствами. Гнев, жадность, гордыня, зависть, лень. Лень — это проявление внутренней несогласованности. С одной стороны, ставишь себе какую-то задачу (и часть тебя охвачена этим); со другой стороны, неохота этим заниматься. Логика говорит «надо», «давай-давай» — а чувства говорят: «да ну его; напряжно». Или одни намерения говорят, что надо «то», а другие намерения — надо что-то совсем другое.

Решение проблемы часто не в том, чтобы одна часть в тебе переборола другую, а в том, чтобы всё согласовалось в одно непротиворечивое целое. Найти общее решение. И в конечном счёте, решение — не отдавать контроль ума частным задачам; не погружаться в лабиринты намерений, а оставаться над стенами.

Вот ответ на вопрос: «Пропала мотивация… Куча оправданий — только бы не заниматься».

Когда ты в задачах и заботах, нужны какие-то «мотивации»… Люди пытаются «себя заставить»… А когда ты действуешь в цельности, то просто делаешь то, чего желаешь всем существом, всем сердцем.

На эту тему есть анекдот:

Генеральная репетиция. Режиссёр видит, что исполнитель главной роли не «живёт» на сцене… Механически ходит, говорит… Режиссёр:

— Стоп, стоп! Что за болтания цветка в проруби? Скажи мне: зачем ты здесь?

Актёр:

— Хм… А ты зачем здесь?

Режиссёр (чешет в затылке):

— Я первый спросил!

:)

То есть, то, что мы делаем — это сумма всех наших намерений, сложенных в одно целое. Как в физике, вектор «равнодействующая сила» — геометрическая сумма всех действующих сил.

Поэтому в идеале мы не думаем: «Есть такая-то задача, где взять мотивацию», а открываемся всем нашим стремлениям и намерениям; открываем одно целое, пространство вселенной… и в этом пространстве раскрывается то, что на самом деле актуально, в сумме всего.

Так получается, что есть два как бы разных режима работы ума: один режим — погружаться в задачи, выполнять программы, заниматься своей мотивацией, бороться с собой и так далее. Второй режим — отпустить все задачи. Открытость и незахваченность, непринуждённость. Действие складывается само — изо ВСЕГО того, что происходит в уме.

Свобода от санскар — это свобода от кармы, от сансары.

Это не значит, что есть отдельно что-то порабощающее и отдельно ты непорабощённый. Напротив, ушло противостояние. Ушла озабоченность, и в итоге не вырастают волнения и тревоги.

Ушли деяния, осталось одно сплошное недеяние. Где все движения происходят естественно. Импульсы воплощаются в естественное движение.

И нет пассивности, потому что пассивность — это отгороженность от чего-то.

Застревание в чём-то ограниченном.

Короче говоря, вот к чему мы идём на буддийском пути: не остаётся внутренних противоречий, когда всё принято и свободно движется в единстве.

Например, изучение языка — нужно ли это? Ты охватываешь всю жизнь, весь мир с вопросом: является ли это самым важным для вселенной в данной точке пространства-времени — чтобы я занимался английским? Что самое важное в этот миг?

И оказывается: когда ты занимаешься даже мелкими бытовыми делами или сидишь на унитазе — это и есть твоё самое важное для Вселенной дело в этот миг.

Проверь это. Что самое важное сейчас? Именно то, что ты в этот миг делаешь. Это равнодействующая всей вселенной.

Так самое великое, безграничное — оказывается тождественно всем мелочам и частностям, которыми мы занимаемся.

Удивительно.

Так, медитируя на ходу с вопросом, что актуальнее всего в этот миг, ты открываешь безграничную мотивацию для всего, что делаешь. И, с другой стороны, постепенно отсеиваются все ненужные пустяки.

Перестаёшь тратить энергию на внутреннюю борьбу, на озабоченность, на самопрограммирование и внутренний диалог. Остаётся только «настоящий я». Что такое настоящий я?

Исследуй.

Что остаётся от ситуаций, если вылезти изо всех горшков?

 

У вас на сайте прочел такое изречение: «Пусть все чувствующие существа будут счастливы и свободны от страданий!» — объясните, пожалуйста, а как же всякого рода убийцы, маньяки и извращенцы? Я не понимаю — им тоже счастья?

В буддизме считается, что «чувствующее существо» — это иллюзорная конструкция. Например, представим какое-то действие, совершённое под влиянием другого человека. Ты не хотел, а он тебя соблазнил, или заставил, или выедал твой мозг, пока ты не поддался на эту глупость… Тогда вопрос: твоё ли это было действие, или другой человек тобой сманипулировал?

Когда человек охвачен гневом и делает что-то дурное — было ли это по-настоящему его проявление, или он действовал «не из себя»?

Когда кого-то бьют палкой, это не сама палка бьёт, а ею действует чья-то рука. Так и человек, который вызывает твой гнев, не «сам» проявляет себя — он схвачен омрачениями (гневом, жадностью и т.д.)

Человек охвачен санскарами, и поэтому он делает дурные, ограниченные вещи.

Так считается в буддизме: «все обвинения сведи воедино», то есть, не вини «человека», а смотри на причины поступка.

Так мы перестаём приписывать «человеку» заслуги и недостатки, а обращаем внимание на конкретные факторы.

Мы осознаём, что «я» — это иллюзорная конструкция, название — когда на самом деле там просто сумма множества явлений, стекающихся к этому вот Здесь и Сейчас.

Мы привыкли смотреть такой точкой зрения, что вот тот человек плохой, этот хороший и т.д. Тот глупый, этот умный; злой, добрый и пр. Другая точка зрения — что всё происходит из сложившихся обстоятельств.

Обе точки зрения по-своему верны. Можно назвать кого-то злым, глупым и т.д. Но можно и сказать, что это сумма обстоятельств проявилась так.

Точка зрения причин и обстоятельств полезна тем, что раскрывает ситуацию, помогает выйти из горшка ограниченного видения. Вместо того, чтобы винить человека и на этом остановиться, мы можем обратиться к причинам его поведения.

Есть история о серийном убийце по имени Ангулимала («Ожерелье из пальцев») и Будде. Почитай. Есть интересный фильм «Ангулимала».

Короче говоря, в ходе буддийской практики мы меняем отношение к людям — вместо деления на своих-чужих, хороших-плохих, себя и других и т.д. — мы воспринимаем всех одинаково, себя и других как итог единого громадного поля воздействий.

Есть книга Ричарда Баха «Единственная», которая когда-то помогла мне наглядно увидеть: все люди отличаются просто тем, что сложились из разных обстоятельств. Если бы я родился тобой, то у меня было бы твоё тело и твои обстоятельства в жизни, твой характер, опыт и знания, поступки и т.д.

Поэтому между нами нет разницы: святой, убийца — все как камушки в единой мозаике. Попадая в разные места на картине, окрасились разными цветами.

Что такое настоящий я? Настоящий ты?

Что останется, если убрать обстоятельства?

 

Как я могу помочь вашему делу? Как отблагодарить за труд, который вы делаете?

Благодарить, собственно, не за что. Просто обстоятельства так складываются. Что живёт вот это тело, стучит сейчас по клавишам. За что тут благодарить и кого? Стечение обстоятельств благодарить за то, что они вот так стеклись?

«Твои» обстоятельства, «мои» обстоятельства — просто текут, как текут.

Они могут течь гармоничнее и согласованнее, или они могут течь более бурно и противоречиво.

Разницы, в конечном счёте, нет.

Нет «моей» заслуги в том, что я читал умные книжки, думал умные мысли и что-то полезное как бы делал. А также, наоборот, занимался глупостями.

Просто, если сложить всё в целое, осознаёшь, что будет естественнее.

И всё.

Ты как бы действуешь, и с точки зрения «человеков» ты действуешь мудро и с участием; но с точки зрения явлений — это просто явления так движутся.

В буддизме есть объяснения для разных позиций и точек зрения. С одной позиции есть «чувствующие существа» и есть «Будда» — вышедший за рамки чувствующего существа. Отпустивший все иллюзии, не захваченный санскарами. С иной позиции — нет Будды и «чувствующих существ».

Эти позиции — лишь взгляды на реальность. А реальность там, за этими взглядами, ни то и ни то.

См. также
https://zen-do.ru/journey-east
https://zen-do.ru/lojong
https://zen-do.ru/dana

Итак, как ты можешь помочь нашему делу?

Откройся происходящему в целом. Смотри, что самое актуальное в этот миг. Самое гармоничное и естественное.

Тогда «все ненастоящие я» осыплются, беспокойства и принуждённости прекратятся, противостояния не будут охватывать…

С точки зрения «человеков», ты будешь активно что-то делать. Исцелять боли этого мира. Мудро и участливо. С точки зрения обстоятельств, это просто явления являются. Как есть.

 

Вопрос:

Большое, конечно, спасибо за такой развернутый ответ. Откровенно говоря, читаю его каждый день, силясь понять в полной мере то, что вы хотели выразить. Некоторые вещи понял, а некоторые смогу понять пройдя, наверное, не мало дорог. В любом случае, примите мой поклон и благодарность.

Ответ:

Конечно, я писал из своего состояния и опыта, и у вас может пока не получиться ясного интеллектуального осознания всех деталей. Но тут не так важно понимание рассудком, потому что оно скорее иллюзия понимания, а не знание на опыте. Имеет смысл развивать опыт.

Когда вы наблюдаете свои состояния — тогда развивается видение: охвачены ли вы чем-то ограниченным?

Насколько полно вы сейчас воспринимаете своё тело и окружающее?

Или осознанность частичная, а частично вы на автопилоте?

Или погружены во внутренние противостояния?

Если вы стараетесь практиковать осознанность постоянно — как описано в текстах на сайте — то естественно узнаете, что такое незахваченность скандхами (не погружённость в ограниченное видение).

Например, исследуйте сейчас: что вы такое?

(Какой у вас в этот миг появляется ответ?)

Может быть, какой-то набор телесных ощущений ("вот это я").

(Или возникают ощущения "себя" эмоционального типа).

Но это подвижные ощущения, со временем они меняются.

Поэтому вы можете признать, что ваше текущее самоощущение — это не "действительный я".

Всё, что ощущается — это просто комбинация таких вот обстоятельств в этот миг.

Осознавая это, вы не цепляетесь за свои ощущения, а позволяете им протекать.

Вы наблюдаете протекание ощущений, не захватываясь, не фиксируясь ими.

Точнее, нет вообще того, кто наблюдает, кто позволяет протекать или цепляется.

Ощущения текут сами, сами осознаются.

Протекание и есть протекание, в нём нет "я". Поэтому не нужно заботиться ни о каком "я".

Со всеми его заботами и беспокойствами, "я" отпущено.

Реальность ощущается реальной, живой, но без удержания противопоставлений.

 

Отпускаются все идеи, потому что любая идея — это фиксация на прошлом понимании.

А сейчас приходит что-то новое.

То, что придёт в следующий миг — то и будет вершиной осознания.

 

Так из человека, завёрнутого в идеи и привычные ощущения, вылупляется живое, обнажённое осознание.

Этот миг ощущается как безграничная свобода, естественность и спокойствие. Миг за мигом.

В этом миге сходится всё — все движения вселенной воплощаются вместе, свободные; ничто не потеряно.

 

Если вам ясно это направление практики, то и ладно. :)

Понимание будет расти по мере опыта.

Спасибо практике за практику... :)

 

PS. Кратко моё понимание дзена можно выразить так:


1. Отпустить всё: дать полную свободу Происходящему.

2. И при этом — с интересом осознавать, что происходит.


Тогда во практике, в самосовершенствовании — не нужна борьба (скажем, "прямого" против "кривого").

Потому что в едином потоке происходящего всё исправляется уже за счёт осознания, где чему место.

Понимаете?

 

Вопрос:

Понимаю. Это обьяснение для меня. И это идет вразрез с сегодняшними жизненными принципами, где надо что то «изменить», «преодолеть» и т.п.

Теперь стоит задача понять, как вписать принципы дзена во свою жизнь, со всеми её проблемами, заботами и необходимостью как то пробиться к лучшему «куску пирога» и подтолкнуть к нему своих детей. Извините, если это звучит немного вульгарно :).

Ответ:

Что на самом деле нужно?

Это из сердца и вселенной, действительно -
смысл вашего бытия в этот миг — добыть лучший кусок пирога?

Обратите этот вопрос к сердцу.

 

Мы, «простые смертные» люди, рождаемся и вырастаем в ситуации, где хочется чего-то большего — вечного, прекрасного — но мы находим себя среди ограниченных вещей.

Как ребёнок, который, сидя на ковре в комнате, ищет маму среди игрушек.

 

Будда осмотрел «игрушки» и понял, что смысл жизни не в них. Можно встать, повернуться и выйти на улицу. Можно даже взять игрушки с собой.

 

Мой путь был похож на складывание мозаики. Я осматривал очередной кусочек и клал его на подходящее место в картинке… Потом другой кусочек… И однажды, вдруг, я узнал изображение.

Вот так можно работать с конкретным материалом своей жизни. Когда ты стараешься улучшить, изменить, преодолеть — в то же время, осознавай место этого кусочка своей жизни в картине.

И, когда картинка сложилась, это не убирает из мира конкретные вещи — детей, деньги…

Но ты перестаёшь быть их игрушкой.

А без практики своего пути — без открытия собственной природы — человек всю жизнь остаётся одной из своих игрушек, и так и помирает в коробке.

Он преодолевает, меняет, добивается — но остаётся внутри правил игры, так и не открыв настоящего себя.

Поэтому он остаётся под властью волнений. Сколько бы проблем он ни решал, это не приносит освобождения, поскольку, решая житейские проблемы, он продолжает крутиться внутри коробки.

 

Говоря практически, дзенский путь —

— это бытие собой, как есть, в мире, как он есть;

— и при этом осознание и освобождение от придуманных декораций (которые иллюзорно ограничивают твой мир).

 

Средство для такой практики —

— наблюдение, что происходит (сейчас и здесь),

— больше не перекодируя наблюдаемое во слова.

Обычно мы теряем большую часть осознаваемого, потому что просто заменяем его комментарием. Например, видим автобус и говорим себе: «Это автобус». Помним: «Я ехал на автобусе». А как выглядел этот автобус? Какие в нём были люди? Как в нём пахло?

Если внимательно погрузиться во своё переживание езды в этом автобусе, можно заметить много интересного, многому научиться. Но мы обычно заменяем своё осознание комментарием: «Я проехал на автобусе», — и от этого опыта практически ничего не остаётся.

Попробуйте проживать весь опыт. Открыто и с осознанием того, что он даёт.

Не обменивая переживание на автопилот с комментарием.

 

Вот типичная дзенская практика.

Переживать происходящее цельно, давая из него кристаллизоваться и вырастать живому осознанию.

 

Причём, когда ваше осознание направлено какими-то целями, это похоже на подзорную трубу. Вы надёжнее улавливаете то, на что труба направлена; но можете упускать что-то вокруг.

Поэтому стоит найти такое состояние, в котором ваше внимание не замкнуто целями.

Чтобы прийти к этому, полезно осознавать свои цели.

Когда вы что-то делаете, на уровне чувства осознавайте, зачем.

На уровне чувства — имею в виду, не замыкаясь во фиксированных логических объяснениях.

 

Все объяснения однобоки. Некоторые объяснения могут быть верными; могут кратко подытоживать что-то, выражать самую суть. Но в целом наш мир — то, как у людей принято объяснять мир — это иллюзорная, плохо слепленная, дырявая конструкция. Где прекрасные принципы часто не работают… но их почему-то шизофренически продолжают принимать за истину :).

Поэтому откройте факт, что наши модели мира — это вовсе не то же самое, что Живущая реальность.

Откройтесь Живущей реальности, непосредственным восприятием, отодвигая от него все объяснения.

Объяснения могут работать, но любое объяснение — это лишь частичное описание неких деталей.

Поэтому для действительного восприятия — в этот миг — отложите идеи — и воспринимайте: что происходит на самом деле — в запахах, вкусах, звуках… — не ограничивая себя концепциями происходящего, представлениями о своём я, своих чувствах и ситуациях.

Что на самом деле ощущается в этот миг — в теле и вокруг?

 

Как мирские заботы сочетается с этим, на самом деле?

«Как принято, как сложилось, естественно» — отодвиньте это.

Как будто вы новорождённый… «Попаданец» в это тело, только что, впервые открывший глаза.

Среди игрушек, которые притворяются чем-то реальным. Среди реального, которое притворяется игрушками.

 

Перестаньте верить во свои знания; это как тексты на некоем языке, когда вы решили говорить на другом языке.

Вы по-прежнему можете ими пользоваться, но это лишь набор текстов — говорящих о реальности, но не сама реальность.

Поэтому, когда вы осознаёте, что знания и реальность — это не одно и то же, знания становятся гибкими.

Вы думали: «Факты таковы», — и это замораживало кусок реальности, ваши мнения о нём и чувства… А теперь вы знаете: «Таково было восприятие в такой-то миг».

Факты, мнения и чувства перестают так жёстко фиксироваться.

 

И однажды вы осознаёте, что: «Вот этот материальный мир, в котором приходится жить, с его правилами» — это лишь картинка, видимая с определённой позиции.

Это не реальность. А реальность — это то, что переживается в этот миг.

И уже убегает :), переставая быть реальностью.

 

Отзыв:

Изучаю и чувствую, как улыбаюсь. Благодарю, Алексей.