Контролируй себя. Когда ты можешь контролировать себя, ты можешь свободно достичь гармонии со множеством людей.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Шен Янь

Бегство от мира или отречение

Перевод Постоянного Озарения (оригинал – гл. 50 книги Мастера Шен Яня «Частые вопросы о буддийской практике» 學佛群疑; пер. с англ. по «Shunning or Renouncing the World» /Chan Magazine, Spring 2018).

отречение

От переводчика: Что такое отречение?

Объясняя своим первым ученикам пробуждение (см., напр., Запуск Колеса Дхармы), Будда Шакьямуни сказал:

Нужно избегать двух крайностей:

  • цепляния за удовольствия от «приятных вещей» – что было бы примитивно, ошибочно и бесполезно;
  • и изнурения себя – что было бы тяжело, ошибочно и бесполезно.

Срединный путь, открытый Татхагатой, не впадает в эти крайности. Он дарует видение, знание, умиротворение, постижение, пробуждение и освобождение.

Объяснение срединного пути начинается с исходной точки – с Первой благородной истины – о том, что люди живут в неудовлетворённости. Кто-то хорошо осознаёт это, кто-то нет; но факт, что люди страдают: рождаясь, старея, болея, умирая; страдают при печалях и горестях, разлучаясь с любимым и сталкиваясь с ненавистным. Страдают, не получая желаемого.

Все удовольствия и приятные ощущения от вещей временны. Молодость, здоровье и жизнь этого тела временны. Не понимая этого, мы цепляемся за «приятные вещи» и, в попытках поймать счастье, развиваем страсти. А эти цепляния и страсти, в конце концов, ведут к страданиям.

Источник страданий, неудовлетворённости именно в этом: мы сами развиваем цепляния и жажду, сами вкладываем энергию для будущих страданий.

Но мы можем освободиться от неудовлетворённости: перестав цепляться за что-либо и развивать страстную жажду.

Практикующие переходят от обычного, тщетного поиска счастья – в мирских вещах и страстях – к освобождению от неудовлетворённости. Именно это ведёт к истинному счастью – полному и постоянному.

Это прекращение цепляний за ложные источники счастья называется «отречением от мирского», или просто отречением.

Поэтому говорят, что буддийский путь начинается с отречения: вместо погони за удовольствиями и развития жажды мы идём путём свободы и непринуждённости.


Мастер Шен Янь. Бегство от мира или отречение

Вопрос: В чём разница между бегством от мира и отречением от него?

Ответ: Обычно новичкам в буддизме нужны чувства усталости и отречения, чтобы оценить важность и необходимость практиковать Буддадхарму. Они устают от волнений и болей, возникающих из противоречий и трений в их теле и уме, в их отношениях с людьми и с окружающей средой.

Однако, если они могут преобразовать свой ум, то пройдёт усталость от чувств, связанных с этими явлениями, а когда не от чего уставать, не от чего будет отрекаться. Поэтому ощущение усталости и отречения – их первый шаг в изучении и практике буддизма; это распознание страданий и желание отречься, или выйти за их пределы.

Обычно думают, что устать от отношений и желать отречься от них или от мира значит отвергать ценность и смысл людей. На самом деле, наоборот – ибо тот, кто устал от мира, захочет возвысить смысл и ценность бытия человеком. Это как торговец уходит из дома, чтобы заработать для содержания семьи, или ребёнок уходит из дома, чтобы получить образование, обрести знания и навыки для карьеры, семьи, на благо себе и другим. Поэтому усталость и отречение, которые связывают с буддизмом – это первый шаг к изучению буддизма, но не конечная цель.

Желание убежать от мира – это не то же, что отречение. Человек, убегающий от мира, не хочет выполнять своих обязанностей и встречать лицом к лицу реальность жизни; он предпочтёт убежать от долгов и быть подальше от своей жизненной среды. Такие люди похожи на беглецов из тюрьмы, ибо их умы полны страха, принуждённости и неуверенности; их всегда будет обременять стресс отсутствия места в этом мире. Это совсем не то, что отречение от мира волнений путём изучения и практики верной Буддадхармы. Если ты утомлён своими омрачениями и отрекаешься от них, то постепенно сможешь от них отойти. Чем больше ты отходишь от омрачений, тем больше ощущаешь свободы и непринуждённости; чем больше непринуждённости, тем больше облегчаются омрачения. В конце концов, ты достигаешь полного освобождения, а когда ты достиг освобождения, то не будет никаких проблем с усталостью или отречением.

Когда ты убегаешь от проблем, это их не решает. Убегание означает, что человек осознаёт свои страдания, но боится встречать их лицом к лицу; вместо этого, он выбирает бегство. А при ощущении усталости и отречения, наоборот, человек знает о своих страданиях и стремится облегчить их, и поэтому практикует Буддадхарму для освобождения от них. Вместо убегания от проблем он старается проработать их. Убегание от проблем не только игнорирует закон причин и следствий, но и не имеет оснований в Буддадхарме. Ощущать усталость и отречение не означает обязательно уйти от мира; скорее, важно, чтобы это вело к выращиванию тщательного понимания мирских явлений, благодаря ведущим принципам Буддадхармы и её методов практики.

Нагарджуна писал в «Коренных стихах о Срединном пути» (санскр. «Мула-мадхьямака-карика»): «Что бы ни происходило из причин и условий, я скажу, что оно пустотно». Поначалу человек ощущает усталость и отречение; в конце, он осознаёт, что все явления пустотны и иллюзорны. Как таковой, он больше не имеет волнений или привязанностей, и, таким образом, больше не нуждается в том, чтобы от чего-то уставать или отрекаться.

Но одно лишь рассудочное понимание этого не обязательно позволит выйти из сферы страдания. Поэтому можно временно покинуть мирскую среду и сосредоточиться на практике и соблюдении трёх учений: предписаний, самадхи (сосредоточения) и мудрости. Таким путём будет легче достичь цели превосхождения страданий.

Итак, люди с наивысшими кармическими способностями могут достичь внезапного просветления, едва познакомившись со Дхармой; потом, практикуя в качестве монахов или мирян, они могут продолжать помогать другим в этом обыденном мире. Для людей со средними кармическими способностями может оказаться эффективнее всего покинуть обыденный мир и быть монахами. Но быть монахом – это непростой вызов, к которому способны лишь храбрейшие. Прежде всего, у большинства людей нет ощущения усталости и отречения. И, во-вторых, хотя у некоторых есть ощущения усталости и отречения, они не могут достичь отречения по-настоящему.

 

Для комментирования зарегистрируйтесь и войдите. In order to post comments, register and login.