Глобальную Этику, однако, можно использовать как организующий принцип для краткого семейного образования. Образование в контексте этой этики включает уважение каждого к каждому человеку, и исполнение своих обязанностей по улучшению личного роста при одновременной помощи другим.

Шен Янь. Борьба с терроризмом и его предотвращение путём образования и воспитания

Мастер Чи Черн

Преобразование ума

Написано 30.03.2005 в Ипохе, Малайзия. Опубликовано в книге 《閒事心頭》. Перевод Постоянного Озарения по http://masterchichern.org/2013/12/29/transformation-of-mind/


Разница между пробуждённым и непробуждённым существом – это не внешнее изменение. Это изменение опоры ума, при возникновениях и прекращениях причин и условий. Это качественное изменение, преобразование: от ума волнений – к уму, текущему с естественными потоками причин и условий.

Когда ум пробуждённого видит мир, он видит всё как чистое и прекрасное, поскольку изменённый в своей основе ум чист и прекрасен. У ещё не пробуждённых практикующих и тех, кто не практикует, ум ещё в волнениях, поэтому даже при желании развить ум чистоты и красоты, это ещё лишь идея или воображение. Реальностью это не становится.

От непробуждённого ума ко пробуждённому – поверхность вещей не отличается. Настоящие практикующие изменяют основу своего отношения ко всем явлениям, так что они могут свободно обращаться с миром – как с топором можно обращаться искусно и с лёгкостью. Те, кто не практикуют, не могут этого, ибо их умы ещё загрязнены, и они находят препятствия и затруднения повсюду. Поэтому их жизни оказываются наполнены всевозможной болью и страданиями. Если они не признают или не знают, что не пробуждены, а полагают, что пробуждены, или живут так, как если бы были пробуждены, то это создаёт для них новые затруднения.

Другое дело, если человек желает пробуждённости, принимает прибежище в тех, кто пробуждён и мудр, и учится у них. Разница тут в отношении. Предыдущее – это самомнение, наложенное на самомнение – где человек не знает, что он не пробуждён. Второе – это осознание, что он не пробуждён, но поиск во правильном направлении и старание следовать хорошим примерам. У тех, кто глубоко погряз в самомнении, неизбежен застой или отступление в практике. А те, кто устремлён к постоянной практике, будут продвигаться в чистоте ума.

Для пробуждённого ума, впрочем, это всё «игра». Пробуждённые существа счастливо живут среди людей и играют в «игру». И помогают другим в «игре», когда ситуация «подходящая», и пробуждают чувствующих существ с помощью различных сторон жизни, иногда в форме искусства.

Поэтому пробуждённые не покидают мира; они «играют» в нём. Обычными житейскими путями они совершают работу помощи чувствующим существам. Поскольку пробуждённость присутствует во всех сторонах жизни, говорится: «Дзен – везде и всегда».