Счастье и благодать неоднозначны. Из чего они состоят? Общественное положение, хорошая работа, слава, приятная семья? Обычные люди скажут, что это критерии хорошей жизни. Но эти вещи невозможно поддерживать вечно.

Шен Янь. Без мыслей про обретения и потери – свобода от сансары

Мастер Чи Черн

Преобразование ума

Написано 30.03.2005 в Ипохе, Малайзия. Опубликовано в книге 《閒事心頭》. Перевод Постоянного Озарения по http://masterchichern.org/2013/12/29/transformation-of-mind/


Разница между пробуждённым и непробуждённым существом – это не внешнее изменение. Это изменение опоры ума, при возникновениях и прекращениях причин и условий. Это качественное изменение, преобразование: от ума волнений – к уму, текущему с естественными потоками причин и условий.

Когда ум пробуждённого видит мир, он видит всё как чистое и прекрасное, поскольку изменённый в своей основе ум чист и прекрасен. У ещё не пробуждённых практикующих и тех, кто не практикует, ум ещё в волнениях, поэтому даже при желании развить ум чистоты и красоты, это ещё лишь идея или воображение. Реальностью это не становится.

От непробуждённого ума ко пробуждённому – поверхность вещей не отличается. Настоящие практикующие изменяют основу своего отношения ко всем явлениям, так что они могут свободно обращаться с миром – как с топором можно обращаться искусно и с лёгкостью. Те, кто не практикуют, не могут этого, ибо их умы ещё загрязнены, и они находят препятствия и затруднения повсюду. Поэтому их жизни оказываются наполнены всевозможной болью и страданиями. Если они не признают или не знают, что не пробуждены, а полагают, что пробуждены, или живут так, как если бы были пробуждены, то это создаёт для них новые затруднения.

Другое дело, если человек желает пробуждённости, принимает прибежище в тех, кто пробуждён и мудр, и учится у них. Разница тут в отношении. Предыдущее – это самомнение, наложенное на самомнение – где человек не знает, что он не пробуждён. Второе – это осознание, что он не пробуждён, но поиск во правильном направлении и старание следовать хорошим примерам. У тех, кто глубоко погряз в самомнении, неизбежен застой или отступление в практике. А те, кто устремлён к постоянной практике, будут продвигаться в чистоте ума.

Для пробуждённого ума, впрочем, это всё «игра». Пробуждённые существа счастливо живут среди людей и играют в «игру». И помогают другим в «игре», когда ситуация «подходящая», и пробуждают чувствующих существ с помощью различных сторон жизни, иногда в форме искусства.

Поэтому пробуждённые не покидают мира; они «играют» в нём. Обычными житейскими путями они совершают работу помощи чувствующим существам. Поскольку пробуждённость присутствует во всех сторонах жизни, говорится: «Дзен – везде и всегда».