Мастер Шен Янь
Насилие и терроризм в религии
Вот полный текст обращения Достопочтеннейшего Мастера Шен Яня, др. лит., к совещанию ООН "Незаконное использование религии для возбуждения насилия (терроризма): преступление против человечества" в Аудитории Библиотеки Дага Хаммаршельда, 21 мая 2003.
Организованное Мировым Советом Религиозных Лидеров, Центром Ресурсов Глобальной Этики, Юридической Школой Колледжа Тоуро и Юридической Школой Университета Фордхэм, это всемирное совещание было проведено по просьбе Кофи Аннана, генерального секретаря ООН. Согласно Бава Джайну, генеральному секретарю Мирового Совета Религиозных Лидеров, цель совещания была
- пересмотреть и проанализировать использование религии для возбуждения насилия в свете современных прав человека и законов человечности,
- заполнить пробел в международном законодательстве, указав на необходимость решения включить использование религии для возбуждения насилия (терроризма) в число преступлений против человечества...
Совещание предложило обсудить тему с точек зрения как религии, так и международного права. Чаньский Мастер Шен Янь входил в группу приглашённых ораторов, состоявшую из представителей буддизма, христианства, индуизма, иудаизма и ислама, а также из экспертов по международному праву. Слушателями были сотрудники ООН, дипломаты, представители разных религий, специалисты по праву и студенты.
Мы верим, что все религии мира утверждают: человеческим существам следует жить вместе в гармонии. Нам следует принять, что все религии мира верят, что Бог, которому они поклоняются – самый праведный, самый любящий, и обладающий наибольшей способностью дать человечеству благословения счастья и благополучия.
Мы должны спросить, однако, почему мир изобилует конфликтами, насилием и террором на протяжении всей истории, и почему они случались среди общественных групп с самым сильным религиозным пылом. Даже среди верующих одной и той же религии в одной и той же этнической группе, различия в обстоятельствах, окружении, личном понимании и эмоциональном опыте порождали конфликты, и люди настаивали, что Бог, соответствующий их знаниям, взглядам, переживаниям и верованиям – единственный Бог, или самый миролюбивый Бог, или самый истинный, самый совершенный или предельный Бог. Так противостояние и идеологическое соперничество вели к насильственным столкновениям; так нетерпимость в разных формах фундаментализма приносила кровавые конфликты.
Это не проблема ни Бога, ни религии. Скорее это следствие неведения людей, их недостатка мудрости, их неспособности открыть умы и понять себя и других. Если кто-то верит, что Бог всеведущ, всесилен, полон любви и власти, то должен также верить, что Бог предоставляет самые подходящие учения и помощь согласно нуждам разных этнических групп в разное время и в разных цивилизациях. Эти разные проявления – следствия всеохватной любви Бога ко всем людям. С таким пониманием, можно видеть, что разные Боги, которым поклоняются разные религии и их течения, каждый – это один высший, монистический Бог, проявляющийся в разных формах вследствие Его вселенской любви к человечеству. Если Бог может проявляться во многих разных формах, то не являются ли последователи всех религий никем иным, как детьми Бога? Не являются ли они все братьями и сёстрами? Есть ли ещё какая-то необходимость в противостоянии и конфликтах?
При отсутствии такого понимания – подозрительность, отрицание, противостояние и борьба среди религий и течений будут неизбежно приводить к бесконечным конфликтам, которые нарушают чувство защищённости каждого. Чтобы обеспечить свою безопасность, защитить своё пространство, проповедовать Божественную любовь и распространять Божественную праведность и силу, нет, кажется, другого выхода, как использовать насилие для подавления тех, кто заклеймён как злые враги. Их нужно терроризировать, уничтожать, стереть с лица земли, чтобы не осталось прячущихся опасностей.
В действительности, конечно, человек никогда не может полностью уничтожить всех, кто не согласен с его мыслями и религиозными верованиями. Для начала, все враги порождаются изнутри; когда одна группа уничтожена, появится другая группа. Этот взгляд, что все, с кем человек не согласен – злые демоны, приносит бесконечный цикл возмездия. Как это ужасно!
Поэтому мы верим, что источник религиозного насилия и терроризма – в недостатке безопасности людей. Сталкиваясь с ещё неизвестными явлениями, человек даёт рост подозрительности и страху. Из страха он прибегает к насилию, ударяя первым, чтобы подбодрить себя и вызвать ужас во врагах.
Как мы можем решить эту проблему, существовавшую тысячи лет? Я предлагаю два следующих главных подхода:
1. Самым быстродействующим способом было бы принять в ООН решение по международному законодательству, говорящее, что для защиты свободы людей в религиозных верованиях и безопасности человеческих жизней, любые лица, этнические группы или страны, использующие религию для возбуждения насилия и терроризма, должны быть судимы международным уголовным судом и подвергаться санкциям всего человечества. Однако, я не специалист в этой области, так что это следует обсуждать экспертам по праву на этом совещании.
2. Самый глубоко действенный способ -
а. Призвать всех людей любви и мудрости употреблять все доступные средства для постоянного расширения, когда бы это ни было уместно, нашей дружбы по отношению к каждой этнической группе, религии или личности, подверженной терроризму. Пусть они знают, что они не одиноки или беспомощны, и пусть они чувствуют тепло заботы, уважения и принятия. Когда они испытают чувство безопасности, то больше не будут чувствовать нужды участвовать в насильственных террористических действиях, исходящих из страха.
б. Призвать всех людей любви и мудрости употреблять все доступные средства для активного взаимодействия, понимания и сочувствия по отношению к каждой этнической группе, религии или личности, подверженной терроризму. Когда бы это ни было уместно, помогать им правильно понять их собственные религиозные верования, и пусть они знают, что, если они хотят получать Божественную любовь, то они должны воспроизводить всеохватную любовь Бога ко всему миру. Так что, никто не должен рассматривать террористов как злых демонов. Если каждый обращается с теми, с кем не согласен, как со злом, то атаки террористов никогда не прекратятся. Только когда мы даём миру свою любовь, то можем растворить все формы вражды. Это самое надёжное действие, чтобы гарантировать безопасность для всех.
в. Призвать всех людей любви и мудрости непрестанно употреблять все доступные средства, чтобы знакомить, когда это уместно, со знаниями о разных народностях, культурах и религиях каждую этническую группу, религию или личность, подверженную терроризму. Чтобы помочь им понять, что плюрализм – это неизбежное стремление цивилизации и общая необходимость современного человеческого общества. Только когда мы терпимы к различиям между разными этническими группами в плюралистическом мировом сообществе, тогда мы можем обмениваться добродетелями, сильными сторонами и учиться друг у друга. Иначе, если люди жаждут лишь отринуть тех, кто отличается, или пытаются использовать насилие для устрашения и завоевания тех, кто отличается, то они сами окажутся мишенями террора и завоевания.
г. Призвать всех людей любви и мудрости непрестанно употреблять все доступные средства, чтобы побуждать, когда бы это ни было уместно, учителей всех религий и их разных течений, и всех интеллектуальных и влиятельных религиозных людей проверять свои священные писания. Если они обнаруживают идеи, противоречащие всеохватности плюралистической мировой культуры, то этим идеям следует дать новое толкование. Человеческое общество сейчас перешло от преобладания отдельных, монолитных культур – к культурной множественности и взаимодействию. Те, кто не учитывает этого, или настаивает на сопротивлении этому изменению, будут либо изолированы от мирового сообщества в целом, либо войдут с ним в конфликт.
д. Призвать всех людей любви и мудрости непрестанно употреблять все доступные средства, чтобы использовать любую уместную возможность напоминать всем религиозным и духовным лидерам, что, хотя им следует уделять внимание политике, им не следует питать политических амбиций. Более того, им надо предупреждать своих последователей не поддаваться провокациям, манипуляциям и контролю политиков. Они должны советовать политическим лидерам своей страны, что те могут предаваться своим религиозным верованиям и сверяться с религиозными переживаниями, проистекающими из духовной практики, но им не следует эксплуатировать своих религиозных последователей, возбуждать религиозный фанатизм, религиозные репрессии, или объявлять "священную войну" против людей, которые с ними не согласны, или использовать террористические нападения ради политических выгод. Иными словами, нам следует помогать религиозным и политическим лидерам понять, что в сегодняшнем глобальном мире религия и политика должны действовать отдельно друг от друга. Иначе, тогда как вера в Бога и религия сами по себе не составляют проблемы, неизбежно люди с нецелостными амбициями будут эксплуатировать имя Бога и Его последователей для возбуждения этнических конфликтов и насилия. Сильнейшая сторона прибегнет к войне; слабейшая сторона прибегнет к терроризму; человечество подвергнется непрестанным бедствиям.
Приведённые выше высказывания – это мои советы по сегодняшней теме обсуждения; это не представление буддийских верований. Буддизм не отрицает Богов, которым поклоняется какая бы то ни было другая религия. Ещё важнее, буддизм говорит о том, как использовать сострадание во взаимодействиях с другими, и как использовать мудрость в обращении с делами. Благодаря состраданию, человек не будет рассматривать других как тошнотворных врагов. Благодаря мудрости, человек не будет давать рост омрачениям подозрительности, ненависти и страха. Буддистам не следует придерживаться склонностей, которые нарушают эти принципы, независимо от того, как они могут показаться подтверждены писаниями.