Положите руки теперь на бёдра или на колени, ваши руки очень нежны, никакого давления, и не уделяйте особого внимания рукам.

Шен Янь. Вводная беседа

Шен Янь

Буддийские истины

Из книги Мастера Шен Яня «Классический китайский буддизм» (Orthodox Chinese Buddhism). Перевод Постоянного Озарения по Chan Magazine 2009 №1 (Winter).

Каково основное учение буддизма?

Буддийских писаний очень много, это хорошо известно. Так что, никто не может сказать определённо, что именно такая-то сутра или такой-то набор сутр представляет буддизм. Во многом поэтому и возникли различные буддийские школы Китая: каждая исходила из точек зрения определённых сутр или трактатов.

Тем не менее, есть основное учение, общее для всего буддизма — то, что Будда открыл про жизнь и вселенную — истина обусловленного возникновения. Также это называют [взаимо]-зависимым происхождением.

Попросту говоря, обусловленное возникновение означает, что всё возникает из причин и условий; иными словами, все явления создаются сочетанием различных воздействий. Например, чтобы написали статью, она попала в руки читателя и помогла понять что-то о буддизме — кажется, достаточно простой последовательности причинных соотношений (причин и условий); но, на самом деле, это чрезвычайно сложно. Во-первых, должна развиться система письменности, и автор должен овладеть ею. Автор должен впитать и накопить знания. Затем, автору нужно хорошее здоровье, энтузиазм и понимание. Другие необходимые факторы включают изготовление и использование канцелярских принадлежностей; корректура, типографский набор, печать текста; хранение, транспортировка и доставка статьи на дом. Наконец, чтобы цель написания статьи была достигнута, читатели должны быть заинтересованы, умны и мотивированы для чтения. Этот пример обусловленного возникновения — простейший и очевиднейший. Если разбираться дальше, мы увидим, что каждое простое соотношение непременно связано с бесчисленными другими соотношениями. Такая зависимость в отношениях и называется «причины и условия». Всё возникает при сочетаниях причин и условий, и уходит, когда причины и условия рассеиваются. Вот учение о зависимых происхождении и прекращении.

Поскольку всё во вселенной возникает и уходит в соответствии с условиями, всё непостоянно, и всё то и дело меняется; поэтому буддисты считают все явления временными, преходящими и иллюзорными. От крохотного пузырька до всей Земли и даже до звёзд — нет ничего вечного. Если ничто не постоянно, не обладает постоянной вещественностью — это доказывает, что всё пустотно. Вот что значит буддийское утверждение, что все явления «зависимого происхождения и [поэтому] лишены [непременно присущей им] природы» (юаньшен синкун).

Благодаря этому учению буддизм часто называют «путём пустотности» (или «путём пустоты»). Но многие сильно заблуждаются о настоящем смысле пустотности. Пустотность означает, что нет ничего фиксированного или неизменного. Это значит скорее отсутствие вещественной сути, чем несуществование. Многие ошибочно понимают пустотность как «ничего не существует». Буддисты же применяют понятие обусловленного возникновения для анализа предметов и для показа, что они лишены вещественной сути. Например, автомашина, если её проанализировать химически, уже не машина, а сочетание различных элементов и связей между ними. А рассмотрение её внешности, снаружи, показывает всё ещё машину, если только не повредить её настолько, чтобы она была готова в переплавку.

Итак, буддисты говорят, что всё возникает из условий и потому лишено («пусто от») собственной природы. Они говорят это для того, чтобы анализировать и проливать свет на сущность, природу предметов. Это напоминает нам, что мы живём в мире бес-сущностности и иллюзии, и поэтому нам лучше не становиться пленниками преходящих славы, богатства или страсти к объектам. Осознать это значит видеть насквозь иллюзорную природу явлений, или сбросить бесконечную жажду славы, богатства и объектов. Существование явлений никогда не отрицается. Хотя буддисты говорят, что явления лишены сущности, они признают, что их жизни не существуют отдельно от иллюзорных явлений; ибо те, кто не освобождён от рождения и смерти, всё ещё производят карму и получают плоды кармы. Кармическая сила тоже иллюзорна, но она может проталкивать существ к высшим или низшим состояниям, где переживаются счастье или страдание.

Тут, пожалуйста, помните, что иллюзорные проявление и существование всех явлений вырастают из кармических сил, порождаемых чувствующими существами. Так что, если вы глубоко осознаёте обусловленную и пустотную природу явлений, вас не заманят и не обременят иллюзорные явления, не поработят вас. Вы будете непринуждённы и свободны от духовных недугов и заблуждений. Так исполняется практика освобождения из круговорота рождения и смерти. Любой, кого больше не швыряют туда-сюда внешние явления, может прекратить создавать карму, которая привязывает нас к циклу рождения и смерти. Он может оставить рождение и смерть позади — или он может выбрать управление своими рождением и смертью.

Каковы основные догматы буддизма?

В принципе, у буддизма нет догматов. Самое близкое к догматичности — буддийские предписания. Но предписания для буддистов — это не договор (завет) с Богом; это не что-то мистическое, как в некоторых религиях. Буддийские предписания исходят их этических принципов и потому чисто рациональны.

Основные правила поведения для буддистов — это Пять предписаний и Десять благих дел, или десять добродетелей; хотя конкретный набор предписаний, принятых человеком, может меняться в зависимости от того, к какому виду практикующих он относится. Например, для мирян есть Пять предписаний, Десять благих дел и Восемь предписаний; для монахов Десять предписаний, Предписания бхикшу (мужчин-монахов) и Предписания бхикшуни (женщин-монахов); в махаянской традиции есть Предписания бодхисатвы. Однако все эти предписания основаны на Пяти предписаниях и Десяти благих делах. Иными словами, остальные предписания — это расширения и подробные разветвления Пяти предписаний и Десяти благих дел. Поэтому, если ты можешь соблюдать Пять предписаний и совершать Десять благих дел, то соблюдать остальное будет не так уж трудно.

Пять предписаний — это воздержание от убийства, воровства, неправильного сексуального поведения (распущенности), неправильной речи и употребления алкоголя. Десять благих дел — это дополнения и расширения Пяти предписаний, требующие совершения благих дел и воздержания от неблагих, как показано на рисунке:

Пять предписаний и десять дел

Подытоживая: буддийские предписания велят не совершать зла и творить добро. Любое действие, вредящее телесному или психическому здоровью, семье, обществу, стране, человечеству и любому чувствующему существу — попадает во сферу Пяти предписаний и, таким образом, не должно твориться. Всё действительно полезное для благополучия себя и других — следует творить всеми силами. Совершение зла нарушает предписания — и не совершение добра тоже нарушает предписания.

Впрочем, буддизм не узколоб. Если кто-то не знает, что данное поведение нарушает предписания, то это поведение не считается нарушением. И если у кого-то нет намерения нарушить предписания, то, даже нарушив их, он не виновен [то есть, не создаёт отрицательной кармы] в их нарушении. С другой стороны, если кто-то намеревается нарушить предписания, то, даже если в итоге не нарушает, в этом есть некоторая вина [создание отрицательной кармической энергии]. Например, если женщина изнасилована, она считается всё ещё чистой и не виновной в нарушении предписаний, постольку, поскольку она не чувствовала страстного наслаждения в ходе изнасилования, даже хотя телесно она вовлекалась в недолжное действие. Человек в полной мере виновен в нарушении предписаний [то есть, создаёт максимальную отрицательную карму], только если он действительно, намеренно и успешно совершил нарушение.

Каковы истины буддизма?

Во главе «Таттвартха» трактата «Йогачарабхуми» истина называется «реальностью» (санскр. таттва, кит. чженьши). Рассматривается четыре широкие категории реальности:

1. Реальность в соответствии с мирским соглашением — это реальность, как её понимают обычные существа. Они воспринимают на основе категоризации (распределения по полочкам) и здравого смысла, происходящих из привычек. Эта реальность далее делится на две группы: (а) реальность, как её понимают непробуждённые не человеческие существа; (б) реальность, как её понимают непробуждённые люди — чьё иллюзорное понимание происходит из наблюдаемого во природе и из привычек.

2. Реальность, принятая в соответствии с логическими обоснованиями — это реальность, выраженная как теории, к которым приходят учёные благодаря исследованиям и рассуждениям. Сюда входят четыре типа: (а) истины, к которым учёные приходят благодаря экспериментам; (б) истины, которых философы достигают мысленными исследованиями; (в) истины, которых теологи достигают благодаря контакту с Богом или богами; (г) истины, достигаемые через медитацию теми, кто практикует успокоение и сосредоточение ума.

3. Реальность познавательной деятельности, очищенной от препятствий омрачений (недугов) — это реальность, осознаваемая вышедшими за мирские пределы благородными существами через освобождающее прозрение. Она делится на две категории: (а) истина пустотности себя (санскр. пудгала-найратмия или атма-найратмия; кит. вокун), осознаваемая шраваками и пратьекабуддами пути Никайи; (б) истина пустотности себя, частично осознаваемая благородными существами Махаяны.

4. Реальность познавательной деятельности, очищенной от препятствий для познания (всеведения) — это реальность пустотности явлений (санскр. дхарма-найратмия; кит. факун), осознаваемая полным просветлением благородных существ Махаяны. Она также делится на две категории: (а) реальность частичного осознания пустотности явлений у бодхисатвы; (б) реальность пустотности явлений, осознаваемая совершенно просветлённым буддой.

Буддисты не формируют произвольных мнений и не бросаются опровергать чужие истины. Вместо этого они категоризуют и сортируют разные виды истин, помещая каждую на подходящее место и придавая каждой то значение, которое она заслуживает. Некоторые теистические религии часто отвергают ценность чего-либо, отличающегося от их собственных верований, называя такие вещи «сатанинскими». Буддисты никогда не будут поступать так надменно. Они принимают все четыре вида реальности, описанной выше как истины: просто некоторые истины возвышеннее и глубже, чем другие.

Среди так называемых истин этого мира наименее выдерживают проверку истины здравого смысла. То, что вчера принимали за здравый смысл, часто становится сегодняшней нелепицей, а что люди считают здравым смыслом в одном месте, часто служит как анекдот в другом. Истины, открытые учёными различных дисциплин — будь то через эксперименты, рассуждения, мистические контакты с божествами или взращивание тела и ума дыхательными упражнениями и медитацией — могут быть истинны в некоторой мере; но такая истина всегда временна, иллюзорна, частична и сменится чем-то другим — не являясь вечной и неизменнной.

Достижение высшей истины буддизма — плод осознания пустотности себя и явлений. Осознав свою пустотность, ты разбиваешь препятствия недугов (омрачений) и освобождаешься от сансары; осознав пустотность явлений, ты разбиваешь препятствия к познанию (ко всеведению) и не будешь пребывать в нирване. «Алмазная сутра» объясняет [пробуждённое восприятие] пустотности себя:

Нет понятия себя, индивидуального отождествления, существа или личной души.

И состояние осознания пустотности явлений описывается словами:

Недуги — это в точности бодхи (пробуждённость), а сансара — в точности нирвана (совершенная безмятежность).

Тонкий принцип срединного пути — не впадание во крайности ни не-существования (санскр. абхава, кит. кун), ни [безусловного] существования (санскр. бхава, кит. йоу) — достигается лишь осознавшими пустотность явлений.

Предельная истина в буддизме — осознание двух пустотностей — вне обыденных явлений и вне описаний. Эта истина названа «отдельной от словесного выражения и понятийных конструкций», это окончательная истина; если настаивать на её обозначении, то можно назвать её Единый Истинный Мир Дхармы (ичжень фацзе), или Сущность-принцип, или Таковость (чженьжу лити). Предельная реальность в буддизме, хотя и невыразима, не отдельна от мирских явлений. Каждое из бесчисленных явлений этого мира — часть предельной реальности. Поэтому чаньский мастер Хуэйнен сказал: «Дхарма — этого мира; пробуждённости не происходит отдельно от мира. Если кто-то ищет бодхи (пробуждения) вне мира, это как искать рога у зайца».

Причина, по которой буддизм говорит о пустотности — в том, что и препятствия омрачений привязанности к себе, и препятствия всеведения привязанности к явлениям можно растворить — «опустошить»; а не для отрицания существования мирских явлений. Истина буддизма лежит во пробуждённости. Только когда ты сам пробуждён, можно выйти из круговорота рождения и смерти. Только когда ты сам пробуждён и можешь преподавать освобождающую Дхарму другим, ты можешь освобождать чувствующих существ. Только когда ты прошёл пробуждённый образ действий до совершенства, ты можешь стать буддой.