Розмісти стрічку з символікою Українськой РСР на своєму сайті!Розмісти стрічку з символікою Українськой РСР на своєму сайті!

Постоянное Озарение

Буддийская микро-энциклопедия
02. Учёба и практика

(Новая версия. 6 июля 2019)

Искусство ученика

Как мы помним по предыдущей статье, буддизм — это наука и практика: изучение и совершенствование нашего осознания.

От понимания этого зависит эффективность применения буддийских учений и методов.

Многие люди принимают свою практику совершенствования как некую обязанность перед кем-то, или как способ повысить свою ценность. Такое отношение ведёт к тому, что мы воспринимаем себя и свою практику отдельно. Нам кажется, что «я сейчас» — некий объект, который нужно изменить; а «моя практика» — некие внешние условия, под которые надо подстраиваться. То есть, мы

  • пытаемся повысить ценность себя как объекта;
  • воспринимаем практику как что-то навязанное или предписанное свыше.

Отсюда у большинства практикующих возникают вопросы: «Как мне развить мотивацию? Как сделать практику регулярнее?» и тому подобные. Лучший ответ на эти вопросы — понять, что практика не является чем-то навязанным или предписанным. Тогда не нужно развивать мотивацию, не нужно пересиливать себя: практика и есть то, что мы всегда делаем.

Осознайте, что практика — это не наложение чего-то на себя как объект, и это не оставление себя ради некой высшей реальности. Настоящая практика — это выражение пронизывающей всё глубинной истинности, своего самого искреннего сердечного желания.

Тогда не будет необходимости заставлять себя; то, что мы делаем, и будет практикой. Достаточно наблюдать, что и почему мы делаем; так мы будем совершенствоваться в действиях и осознании — естественно и постоянно.

Время
Если ты свободен,
всё твоё время — свободное время.

Некоторые люди практикуют годы, даже десятки лет, пытаясь соблюдать ритуалы, исполнять медитации, но так и не находят своей истинной природы. Причина этого в том, что они остаются во внутренней разделённости: я как объект, практика как должные условия; Будда как другой объект, в который нужно превратиться, и т.д.

Часто такие люди остаются догматиками, ханжами, фантазируют о своей ценности и любят критиковать других. Они удерживают жёсткие идеи, призванные успокоить их, чтобы считать свою ошибочную практику нормальной и правильной.

Такое поведение — это бесконечное блуждание во тьме; оно отталкивает и других от подобного пути. В итоге, не только эти люди тратят свои усилия впустую, но и вызывают у окружающих отвращение к пути совершенствования.

Поэтому стоит крепко помнить, что наша практика — это самоисследование. Выражение нашего вопроса к жизни и Вселенной.

Это воплощение наших высших, на данный момент, способностей осознания и поведения.

Это не стремление перекраивать людей как объекты, это намерение выявить в нас самое истинное и чуткое, действительное, гармоничное.

При таком подходе, даже делая ошибочный шаг, мы сохраняем шанс ощутить и осознать, как и почему он ошибочен. Мы не столько сопоставляем происходящее с воображаемыми идеалами, сколько наблюдаем через внутреннее ощущение правды и цельности.

Об этом говорил Руми, что не находил Бога, где бы ни искал, пока не остановился — и открылся собственному сердцу.

Итак, что вы будете делать, если почувствуете какой-то разлад между собой и практикой?.. между собой и другими?

 

Подсказка

Станете вы загружать себя или других идеями и идеалами?

Или обратитесь к сердцу и Вселенной с вопросом, где и как нарушилась цельность — и как её восстановить?

 

Искусство учителя

Итак, мы говорим о духовном пути как науке, и это может звучать привлекательно для многих современных людей: мы представляем себя образованными, свободомыслящими, в чём-то выше тех малограмотных крестьян, которые становились дзенскими мастерами во времена Хуэйнена.

Почему же многие буддийские учителя говорят о необходимости самоотдачи и веры?.. о важности Учителя?

  1. В махаянском буддизме советуют рассматривать своего Учителя как Будду.
  2. Некоторые дзенские наставники говорят: «Без Учителя нет пути».
  3. Некоторые тантрические буддисты, пожалуй, могут сказать: «Необходимо полностью отдаться Учителю (или Божеству); лишиться своей воли, отдаваясь Воле высшей».

Это просто предрассудки, искажение Учения? Или это действительно имеет какой-то смысл?

Для ответа на этот вопрос полезно обратиться к Четырём печатям Дхармы. (Считается, что им должно соответствовать всякое истинное учение). Одна из формулировок Четырёх печатей Дхармы:

  • Явления непостоянны.
  • Явления бессамостны.
  • Составные явления неудовлетворительны.
  • Нирвана — безмятежность, свободная от неудовлетворённости.

Обратим внимание на две первые печати Дхармы — непостоянство и бессамостность. С этой точки зрения, человека не нужно рассматривать как нечто фиксированное и существующее само по себе. Поэтому, когда кто-то учит нас пути к освобождению, можно сказать, что это не какой-то фиксированный человек, а проявление Будды, функция Будды.

Таким образом, можно рассматривать Учителя как Будду — в том смысле, что он осуществляет для нас функцию Будды. Это не значит, однако, что надо присваивать этому человеку ярлык «Будда». Не надо думать, что настоящий учитель всегда должен быть пробуждён и безошибочен. Такой взгляд был бы непониманием принципов непостоянства и бессамостности.

Одно из главных затруднений для развития — наши привычки поведения и привычные взгляды. Даже Будде Шакьямуни не всегда удавалось достучаться до ученика, не всегда удавалось показать истину и исправить ошибку ученика. Поэтому, чтобы преодолеть наши привычки цепляния за старые взгляды, может быть полезно придавать важность образам Будды, Учителя, практики…

Итак:

1. Полезно воспринимать усилия Учителя как проявления Будды — но не терять видения непостоянства и бессамостности.

2. Поэтому сказать: «Без Учителя нет пути», — строго говоря, неверно. Сиддхартха Гаутама, которого потом прозвали Будда Шакьямуни (Пробуждённый мудрец из рода Шакьев), пробудился сам, к более широкому видению, чем было у его учителей.

3. «Отдаться Учителю, лишиться своей воли» — совет верный лишь в той мере, в какой этот Учитель воплощает твою истинную природу. Хотя этот совет и может иногда помочь — отбросить свои заблуждения, предрассудки — чаще он может вести к заблуждениям и злоупотреблениям. Ведь цель нашего развития — это раскрыть собственную мудрость, а не отказаться от пользования своей головой.

Подытоживая, можно сказать, что хороший буддийский учитель — это проводник. Он не обязательно прошёл путь до полной буддовости, до конца; но он изучил какую-то территорию впереди тебя и может помочь на ней сориентироваться.

Учитель может быть «не пробуждённым», но может передать полезные практики и объяснения. В этом случае важно, чтобы он учил тому, что действительно знает. Поэтому для учителя полезны такие качества как искренность, скромность, ответственность и точность. Чуткость и открытость к собственной учёбе и развитию.

Те учителя, которые забывают о бессамостности и непостоянстве и всерьёз лепят на себя ярлык Учителя, создают поле для ошибок и злоупотреблений.

Настоящий Учитель — не статус, не должность, не авторитет, не начальник. Он может занимать должность начальника в какой-то организации… Но на пути нашего развития любой человек — это просто составное явление.

Когда ты учишься, ты просто узнаёшь о территории перед тобой и как её можно проходить.

 

Вода
Чтобы обдурить как следует, нужен настоящий профессионал.

 

Конечно, функции Учителя могут не ограничиваться передачей принципов и методов. Как опытный практикующий, он может помогать людям Четырьмя действиями Будды:

  • мирное действие,
  • вдохновляющее,
  • управляющее,
  • защищающее.

Мирное действие — такое как показ выхода в сложной ситуации. Вдохновляющее — такое как передача бодрого, отважного состояния. Управляющее — такое как побуждение отбросить цепляние за ошибки и сменить образ действий. Защищающее — такое как приложение силы, чтобы оттолкнуть тебя от совершения ошибки.

Иногда (намного реже, чем об этом говорят) встречается «пробуждённый» учитель. Тот, кто освоил чистый взгляд на явления. Теории, понятия и страсти не мешают ему воспринимать с позиции нирваны; видеть непостоянство, бессамостность и отсутствие удовлетворённости в составных явлениях. Такой учитель особенно полезен, поскольку яснее и шире видит потребности ученика в цельной картине; он легче даст эффективное руководство и поможет развеять самые глубокие и неочевидные заблуждения.

 


Картинки с http://www.chuckthemonk.com/

"Какие есть виды буддизма? Чем отличаются Тхеравада, Махаяна, Тантрический буддизм?" и другие темы см. во следующих выпусках Буддийской микро-энциклопедии.

02. Учёба и практика (старая версия)

 

Недостаточно прав для комментирования. Вы вошли на сайт?