Почему вы все пришли в этот мир? Почему продолжаете жить здесь? Потому ли, что хотите успешного брака или уютной семейной жизни? Две тысячи лет назад великий китайский генерал Цао Цао написал стихотворение, после побед во множестве битв. Он написал, что жизнь, как утренняя роса; дни страданий многочисленнее дней счастья.

Шен Янь. Без мыслей про обретения и потери – свобода от сансары

01. Что такое буддизм

Постоянное Озарение

Буддийская микро-энциклопедия
02. Учёба и практика

(Новая версия. 6 июля 2019)

Искусство ученика

Как мы помним по предыдущей статье, буддизм — это наука и практика: изучение и совершенствование нашего осознания.

От понимания этого зависит эффективность применения буддийских учений и методов.

Многие люди принимают свою практику совершенствования как некую обязанность перед кем-то, или как способ повысить свою ценность. Такое отношение ведёт к тому, что мы воспринимаем себя и свою практику отдельно. Нам кажется, что «я сейчас» — некий объект, который нужно изменить; а «моя практика» — некие внешние условия, под которые надо подстраиваться. То есть, мы

Отсюда у большинства практикующих возникают вопросы: «Как мне развить мотивацию? Как сделать практику регулярнее?» и тому подобные. Лучший ответ на эти вопросы — понять, что практика не является чем-то навязанным или предписанным. Тогда не нужно развивать мотивацию, не нужно пересиливать себя: практика и есть то, что мы всегда делаем.

Осознайте, что практика — это не наложение чего-то на себя как объект, и это не оставление себя ради некой высшей реальности. Настоящая практика — это выражение пронизывающей всё глубинной истинности, своего самого искреннего сердечного желания.

Тогда не будет необходимости заставлять себя; то, что мы делаем, и будет практикой. Достаточно наблюдать, что и почему мы делаем; так мы будем совершенствоваться в действиях и осознании — естественно и постоянно.

Время
Если ты свободен,
всё твоё время — свободное время.

Некоторые люди практикуют годы, даже десятки лет, пытаясь соблюдать ритуалы, исполнять медитации, но так и не находят своей истинной природы. Причина этого в том, что они остаются во внутренней разделённости: я как объект, практика как должные условия; Будда как другой объект, в который нужно превратиться, и т.д.

Часто такие люди остаются догматиками, ханжами, фантазируют о своей ценности и любят критиковать других. Они удерживают жёсткие идеи, призванные успокоить их, чтобы считать свою ошибочную практику нормальной и правильной.

Такое поведение — это бесконечное блуждание во тьме; оно отталкивает и других от подобного пути. В итоге, не только эти люди тратят свои усилия впустую, но и вызывают у окружающих отвращение к пути совершенствования.

Поэтому стоит крепко помнить, что наша практика — это самоисследование. Выражение нашего вопроса к жизни и Вселенной.

Это воплощение наших высших, на данный момент, способностей осознания и поведения.

Это не стремление перекраивать людей как объекты, это намерение выявить в нас самое истинное и чуткое, действительное, гармоничное.

При таком подходе, даже делая ошибочный шаг, мы сохраняем шанс ощутить и осознать, как и почему он ошибочен. Мы не столько сопоставляем происходящее с воображаемыми идеалами, сколько наблюдаем через внутреннее ощущение правды и цельности.

Об этом говорил Руми, что не находил Бога, где бы ни искал, пока не остановился — и открылся собственному сердцу.

Итак, что вы будете делать, если почувствуете какой-то разлад между собой и практикой?.. между собой и другими?

 

Подсказка

Станете вы загружать себя или других идеями и идеалами?

Или обратитесь к сердцу и Вселенной с вопросом, где и как нарушилась цельность — и как её восстановить?

 

Искусство учителя

Итак, мы говорим о духовном пути как науке, и это может звучать привлекательно для многих современных людей: мы представляем себя образованными, свободомыслящими, в чём-то выше тех малограмотных крестьян, которые становились дзенскими мастерами во времена Хуэйнена.

Почему же многие буддийские учителя говорят о необходимости самоотдачи и веры?.. о важности Учителя?

  1. В махаянском буддизме советуют рассматривать своего Учителя как Будду.
  2. Некоторые дзенские наставники говорят: «Без Учителя нет пути».
  3. Некоторые тантрические буддисты, пожалуй, могут сказать: «Необходимо полностью отдаться Учителю (или Божеству); лишиться своей воли, отдаваясь Воле высшей».

Это просто предрассудки, искажение Учения? Или это действительно имеет какой-то смысл?

Для ответа на этот вопрос полезно обратиться к Четырём печатям Дхармы. (Считается, что им должно соответствовать всякое истинное учение). Одна из формулировок Четырёх печатей Дхармы:

Обратим внимание на две первые печати Дхармы — непостоянство и бессамостность. С этой точки зрения, человека не нужно рассматривать как нечто фиксированное и существующее само по себе. Поэтому, когда кто-то учит нас пути к освобождению, можно сказать, что это не какой-то фиксированный человек, а проявление Будды, функция Будды.

Таким образом, можно рассматривать Учителя как Будду — в том смысле, что он осуществляет для нас функцию Будды. Это не значит, однако, что надо присваивать этому человеку ярлык «Будда». Не надо думать, что настоящий учитель всегда должен быть пробуждён и безошибочен. Такой взгляд был бы непониманием принципов непостоянства и бессамостности.

Одно из главных затруднений для развития — наши привычки поведения и привычные взгляды. Даже Будде Шакьямуни не всегда удавалось достучаться до ученика, не всегда удавалось показать истину и исправить ошибку ученика. Поэтому, чтобы преодолеть наши привычки цепляния за старые взгляды, может быть полезно придавать важность образам Будды, Учителя, практики…

Итак:

1. Полезно воспринимать усилия Учителя как проявления Будды — но не терять видения непостоянства и бессамостности.

2. Поэтому сказать: «Без Учителя нет пути», — строго говоря, неверно. Сиддхартха Гаутама, которого потом прозвали Будда Шакьямуни (Пробуждённый мудрец из рода Шакьев), пробудился сам, к более широкому видению, чем было у его учителей.

3. «Отдаться Учителю, лишиться своей воли» — совет верный лишь в той мере, в какой этот Учитель воплощает твою истинную природу. Хотя этот совет и может иногда помочь — отбросить свои заблуждения, предрассудки — чаще он может вести к заблуждениям и злоупотреблениям. Ведь цель нашего развития — это раскрыть собственную мудрость, а не отказаться от пользования своей головой.

Подытоживая, можно сказать, что хороший буддийский учитель — это проводник. Он не обязательно прошёл путь до полной буддовости, до конца; но он изучил какую-то территорию впереди тебя и может помочь на ней сориентироваться.

Учитель может быть «не пробуждённым», но может передать полезные практики и объяснения. В этом случае важно, чтобы он учил тому, что действительно знает. Поэтому для учителя полезны такие качества как искренность, скромность, ответственность и точность. Чуткость и открытость к собственной учёбе и развитию.

Те учителя, которые забывают о бессамостности и непостоянстве и всерьёз лепят на себя ярлык Учителя, создают поле для ошибок и злоупотреблений.

Настоящий Учитель — не статус, не должность, не авторитет, не начальник. Он может занимать должность начальника в какой-то организации… Но на пути нашего развития любой человек — это просто составное явление.

Когда ты учишься, ты просто узнаёшь о территории перед тобой и как её можно проходить.

 

Вода
Чтобы обдурить как следует, нужен настоящий профессионал.

 

Конечно, функции Учителя могут не ограничиваться передачей принципов и методов. Как опытный практикующий, он может помогать людям Четырьмя действиями Будды:

Мирное действие — такое как показ выхода в сложной ситуации. Вдохновляющее — такое как передача бодрого, отважного состояния. Управляющее — такое как побуждение отбросить цепляние за ошибки и сменить образ действий. Защищающее — такое как приложение силы, чтобы оттолкнуть тебя от совершения ошибки.

Иногда (намного реже, чем об этом говорят) встречается «пробуждённый» учитель. Тот, кто освоил чистый взгляд на явления. Теории, понятия и страсти не мешают ему воспринимать с позиции нирваны; видеть непостоянство, бессамостность и отсутствие удовлетворённости в составных явлениях. Такой учитель особенно полезен, поскольку яснее и шире видит потребности ученика в цельной картине; он легче даст эффективное руководство и поможет развеять самые глубокие и неочевидные заблуждения.

 


Картинки с http://www.chuckthemonk.com/

"Какие есть виды буддизма? Чем отличаются Тхеравада, Махаяна, Тантрический буддизм?" и другие темы см. во следующих выпусках Буддийской микро-энциклопедии.

02. Учёба и практика (старая версия)