С тех пор, как я приступил к затворению, мой ум стал очень спокоен и упорядочен, и никогда не испытывал волнения. Я чувствовал себя очень счастливым, как будто вернулся домой.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Шен Янь

Дзен, медитация и мистицизм

Из лекции Мастера Шен Яня на курсе «Религиозный мистицизм» в Нью-Йоркском университете 22.11.1982.

картинка туман у дома


Многие полагают, что дзен и медитация – это одно и то же: дзен – это медитация, а медитация – это дзен. Это не так. На самом деле, дзен – это ступень, на которой человек прошёл разные уровни медитативного опыта, но в итоге превосходит эти уровни. Только это можно назвать дзеном. Если человек только практикует медитацию и не выходит за пределы медитативного состояния, то в лучшем случае он достигает объединённого и неподвижного ума. Это называется самадхи. Когда человек в самадхи возвращается в динамичный, переменчивый повседневный мир, то, весьма вероятно, он вернётся в обычное состояние ума. Чтобы поддерживать самадхи, нужно практиковать постоянно. Лучше уйти от повседневных дел и отправиться в горы – иначе, вовлекаясь в повседневные человеческие взаимодействия, легко потерять контакт с этим медитативным состоянием. Впрочем, даже вернувшись в обычное состояние ума, человек уже изменится, благодаря опыту переживания самадхи. Он будет устойчивее и с лучшим пониманием мира, чем те, кто никогда не был в самадхи. Многие назовут такого человека мудрым.

Но истинное дзенское переживание идёт дальше, чем самадхи. Когда ваш ум достигает очень сосредоточенного и объединённого состояния, чаньский метод побуждает вас жать дальше, пока даже объединённый ум не останется позади – разбиваясь или, если угодно, растворяясь – и переживаться будет не-ум. Теперь ум не вернётся так легко в исходное рассеянное состояние, поскольку ума там уже нет. Однако через некоторое время остатки привязанностей могут привести к возврату в обыденное, омрачённое состояние.

Описывая ступени практики, я говорю о переходе от рассеянного ума к сосредоточенному и далее к объединённому уму. Это медитативное состояние. Но конечная ступень, именуемая дзеном, достигается, когда даже этот объединённый ум исчезает. Во дзене даже объединённый ум рассматривается как привязанность к большому «я», в противоположность нашему обычному малому «я». В этом медитативном состоянии «я» безгранично и ничем не связано, но, тем не менее, есть центр, к которому мы привязаны. Из-за этой привязанности мы всё ещё различаем «реальное» и «нереальное». Например, часто религиозные деятели говорили, что только они изрекают истину. Такая позиция основана на их религиозном опыте и соответствующих убеждениях, но они ясно различают «реальное» и «нереальное». Часто такой человек может чувствовать, что покинул ложный мир и вошёл в некий более истинный, более настоящий мир. Возникает чувство противостояния этому «ложному» миру, поскольку этот человек не хочет возвращаться к своему прежнему состоянию. Так, в этой борьбе – отвергая ложное и цепляясь за настоящее – развивают конфликт этих противостоящих миров.

Во дзене нет пристрастия к «реальному» или отвержения «нереального». Дзен охватывает все вещи в целом, видит их как равные и не различные. Поэтому для дзенской школы характерно множество историй и высказываний под названием «коаны», которые кажутся парадоксальны и нелогичны. Вот моё высказывание, которое я часто напоминал ученикам: «Птицы плывут глубоко в океане, рыбы летят высоко в небесах». Это чепуха? На самом деле, это очень просто. Птицы и рыбы изначально не имеют имён, так почему не называть птиц рыбами? Так же, наши жизни просто таковы, как есть. Что там неправильного? Какая нужда искать некий реальный мир? Почему мы настаиваем на том, чтобы видеть мир как запутанный и несчастный?

Каждое существование – существование каждого предмета – реальность; но реальность не отдельна от иллюзии. Дзен выходит за границы обыденного и затем возвращается к обыденному. Но было бы обманом сказать, что мы уже понимаем, что такое дзен. Сначала нужно практиковать, чтобы достичь объединённого, сосредоточенного состояния ума; затем отбросить этот ум и вернуться к обыденному миру. На этой ступени мы действительно освободились – свободны бродить по свету. Есть такое сравнение: обыденный ум видит горы и реки как горы и реки. Затем мы достигаем состояния, где горы больше не горы, а реки больше не реки. Это ум без различения. Наконец, выйдя за рамки даже этого состояния, мы снова видим горы и реки как часть обыденного мира. Это состояние не-ума, но оно охватило реальный мир, как он есть. Нет различия «реального» и «ложного» мира.

Итак, сравнивая дзен и мистицизм, можно сказать, что у практикующих бывают мистические переживания, но сам дзен не мистичен. Скорее, дзен это обыденная жизнь. Вообще-то, мистицизм, о котором говорят учёные и пишут в книгах – это не то, что я считаю подлинным мистицизмом. Тем, кто говорит о мистических состояниях, не пережив их, конечно, они кажутся странными и чрезвычайными. Возможно, когда только начинаешь практиковать медитацию, или благодаря практике других религиозных дисциплин, можно испытать такое переживание. Будешь чувствовать, что твоё состояние отличается от обыденной, практической жизни. Но опыт таких людей ещё не полон, и понимание так называемых мистических состояний ещё призрачное и не вполне ясное. Переживание всё ещё кажется мистическим и странным.

Но, когда ты глубоко переживаешь объединённый ум или дзенский выход за пределы, то это переживание не рассматривается как странное или необычное. Напротив, пережитое видно как настоящее и истинное; ничего мистического. Это просто нормальная, обыденная жизнь. С такой точки зрения, можно сказать, что мир, как его видят обычные люди, можно рассматривать как странный или мистический; тогда как мир, как его видят пробуждённые – истинный и обыденный. Поэтому я бы сказал, что во дзене вообще нет никакого мистицизма!

 

картинка большой туман у дома


Перевод Постоянного Озарения по Chan, Meditation, and Mysticism //Chan Newsletter - No. 26, December 1982, с учётом отредактированной версии в Tea Words, v. 1.

Комментарии   

0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмKucher 23.01.2018 22:47
Дзен - это просто видение своего восприятия и своих мыслей как восприятия и мыслей?
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмПостоянное Озарение 25.01.2018 12:43
И ещё, полагаю, это видение их в истинном свете - например, надуманных мыслей как надуманных мыслей.
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмKucher 25.01.2018 12:45
Это я и написал
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмПостоянное Озарение 25.01.2018 13:40
Вы написали "мыслей". Мысли могут быть обоснованными, а могут быть надуманными.

Различать их можно, видя, как они соотносятся с явлениями.
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмKucher 25.01.2018 13:46
Конечно можно. Можно бесконечно заниматься классификацией мыслей. Я написал про все, а разделили уже вы :)
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмПостоянное Озарение 25.01.2018 13:51
Повторяю:

Мысли могут быть обоснованными, а могут быть надуманными.

"Видеть мысль как мысль" - ещё не значит понимать, где мысль корректная, а где надуманная.

Без такого понимания - это не дзен.
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмKucher 25.01.2018 13:54
А как вы это поймете? Мысли приходят и ваша валидация мыслей может подвести в любую минуту. причем она не скажет, что она сломалась.
Вам остается только знать, что есть относительно верные и относительно неверные мысли лишь примерно представляя себе какие из них какие.
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмПостоянное Озарение 25.01.2018 14:03
"Валидация мыслей" не ломается загадочным, мистическим образом, без причин.

А подводит она тогда, когда вы судите о том, чего не понимаете.
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмKucher 25.01.2018 14:05
Совершенно необязательно. Более того, когда вы думаете что все уже понимаете - велик шанс, что вы уже получили иллюзию.
Именно поэтому хорошие ученые никогда не позволяют быть себе настолько самонадеянными, чтобы утверждать, что их теория окончательная. Хороший ученый всегда ждет и точно знает, когда и что его теория будет рано или поздно опровержена и уточнена или полностью изменена.
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмПостоянное Озарение 25.01.2018 14:28
Простой пример: 2+2=4

Можно наговорить много всего, вокруг да около, и спорить сколько угодно.

Но в обычных бытовых условиях мы считаем именно так, и с доисторических времён до сих пор никто этого не опроверг.

И, пожалуйста, не забивайте ленту комментариев длинными, не относящимися к делу рассуждениями. Этот сайт я хочу сохранять чистым, без информационного мусора.

Сейчас вы возбуждены. Помедитируйте и подождите с ответами мне хотя бы до завтра.

Спасибо.
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмKucher 25.01.2018 15:06
Слишком простой пример.
Если не можете мне обстоятельно ответить, не надо намекать мне, что я ничего в этом не понимаю - это очень плохой ход: считать себя умнее.

Не знаю почему вы решили что я возбужден. Мне казалось комментарии - это для выражения своего мнения. Чистый сайт - попахивает стерильностью нацизма или чего то подобного :)

Извините, если что не так
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмПостоянное Озарение 26.01.2018 02:22
Цитата:
Слишком простой пример.
Я предлагаю вам сначала принять этот простой пример и сделать из него выводы. Тогда мы со временем доберёмся и до примеров посложнее.

Цитата:
Если не можете мне обстоятельно ответить
Люди могут отвергать мои ответы по бесчисленным поводам: слишком просто, слишком сложно, слишком кратко, слишком подробно...

Эрик Берн называл это игрой в "Да, но..."

Суть не в том, что вы не можете понять слишком простые примеры или слишком краткие ответы.

Суть в том, что вы просто не хотите принять ответ.

Для этого люди могут придумывать бесчисленные поводы, и конец у такой игры один: отказ вообще что-то принимать. Поэтому подыгрывать и пытаться угодить бессмысленно. Лучше уточнить ваше намерение: зачем вы спрашиваете ответа? Если действительно хотите научиться чему-то, то сначала опустошите свою чашку.

Цитата:
не надо намекать мне, что я ничего в этом не понимаю - это очень плохой ход
Не беда, что вы не понимаете. Я тоже многого не понимаю. Беда, что судите о том, чего не понимаете.

Этого хорошие учёные действительно не делают.

Цитата:
хорошие ученые никогда не позволяют быть себе настолько самонадеянными, чтобы утверждать
Но вы утверждаете:

- Что мой пример слишком простой.

- Что плохо сказать вам, что вы судите о том, чего не понимаете.

Развейте культуру мышления у себя - тогда вы сможете судить о мышлении других. А пока у вас только отрывочные сырые идеи, которые вы сами не применяете, стоит воздерживаться от суждений.

Цитата:
Мне казалось комментарии - это для выражения своего мнения.
Зачем здесь кому-то нужны ваши мнения?

Комментарии на этом сайте для того, чтобы можно было обсудить непонятные вопросы, обменяться информацией и получить знания, полезные для практики.

Для мнений есть миллионы других сайтов.

Цитата:
Чистый сайт - попахивает стерильностью нацизма
Один человек, которого я назвал склочником, сказал, что своими словами я мучаю и оскорбляю его, бедного еврея, тогда как евреи и так пострадали от нацизма и продолжают жутко страдать... короче, я виновен в мучениях евреев.

Это было его мнение, и омрачённые мозги людей генерируют миллиарды в час подобных мнений.

Мозг, набитый кучей всех этих мнений и прочего мусора, не может нормально работать. Поэтому я учу держать пространство для осознания чистым и эффективным, будь то мозг или этот сайт: без рекламы, флейма и флуда.

Освободите ум от волнения, напряжения и мнений. Тогда вы на опыте узнаете, что такое чистое, адекватное мышление.
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмПостоянное Озарение 26.01.2018 09:37
Андрей, полдесятка ваших комментариев я удалил как не относящиеся к теме. Высказывать мнения и рассуждать о своём идите на форумы, пожалуйста. Этот сайт, чтобы учиться и практиковать.
0 # Дзен, медитация и мистицизмOleg Legostaev 12.03.2018 17:51
Полезная статья Шен Янь.
Практиковал йогу по школе Виктора Бойко с 2008 года.
Без всякого мистизма, только оздоровительный аспект.
Однако, вот это очень точно:
"Если человек только практикует медитацию и не выходит за пределы медитативного состояния, то в лучшем случае он достигает объединённого и неподвижного ума. Это называется самадхи. Когда человек в самадхи возвращается в динамичный, переменчивый повседневный мир, то, весьма вероятно, он вернётся в обычное состояние ума. Чтобы поддерживать самадхи, нужно практиковать постоянно. Лучше уйти от повседневных дел и отправиться в горы – иначе, вовлекаясь в повседневные человеческие взаимодействия, легко потерять контакт с этим медитативным состоянием."
В школе Бойко практика асан проводится в медитативном ключе.
Покой в результате практики меняет реакции на стимулы мира, само мироощущение.
Однако, покой этот неустойчив.
И более того, йога, сама по себе, в соотвествии с Сутрами Патанджали, ведет к разьединению с миром. Как бы дистанцированию от него...
Ну это как почувстовал и понял.
Собственно, поэтому от йоги отошел, не совсем что бы, асаны практикую, но эффект выдергивания из жизни - мне не близок.
Считаю, что и в гуще жизни есть место осознанию.
Кажется, что в Дзен такого противопоставления с обыденностью как в йоге нет.
0 # RE: Дзен, медитация и мистицизмПостоянное Озарение 12.03.2018 21:14
Зачем вообще нужен духовный путь? Можно так сказать: чтобы научиться жить мудро. А жизнь - вот она, именно здесь мы и учимся жить мудро.

Хотя... может расширяться наше представление о мире: открывается многое, чего в старом, узком кругозоре не было. Но это не уход из мира в какой-то другой.

Весь буддизм Махаяны приспособлен для практики через повседневные дела. Это путь Шести совершенств (парамит).

И, с другой стороны, это путь осознания пустотности всех явлений.

Противостояния оказываются условны. Все явления живут по своей природе; и поэтому нет несвободы.
0 # Дзен, медитация и мистицизмOleg Legostaev 13.03.2018 03:49
В душе, абсолютно свободной
От мыслей и эмоций
Даже тигр не найдёт места,
Чтобы вцепиться своими страшными когтями.

Один и тот же ветер пролетает
Над вершинами гор
И дубовыми рощами в долине,
Но почему они дают различный отклик?

Ни мыслей, ни раздумий,
Полная пустота.
Но всё же там внутри что-то движется,
Следуя своим собственным путём.

Глаза её видят,
Но руки не могут взять её -
Луну в ручье.

Облака и туманы - различные состояния воздуха.
Над ними - вечное сияние
Солнца и Луны.

Побеждает тот
(И даже перед боем),
У кого нет ни мысли о себе,
А все мысли о великом Начале.

БРЮС ЛИ.

P.S.: В разных переводах есть разночтения.
ИМХО, особенно важна последняя строка...
Наиболее удачный вариант:
- Кто не думает о себе
- Постоянный в Высоком Бездумье.

Кто занимался единобоствами не просто на уровне "бум-бум", а хоть немного знаком с основами Дзэн и Чань буддизма, тот меня поймет...

Для комментирования зарегистрируйтесь и войдите. In order to post comments, register and login.