Итак, [должен быть] будда в уме и будда в речи. И в то же время – будда в наших поступках. Даже если мы уже пробуждены, озарили ум и увидели собственную природу, нам всё ещё нужно действовать, как будда. Поэтому практика буддизма должна означать воплощение психического, словесного и телесного поведения будды.

Шен Янь. Будда в уме, речи и делах

Шен Янь

Я

Перевод Постоянного Озарения по The Self //Chan Newsletter - №28, March 1983

Я

В «Алмазной сутре» упоминается четыре вида характерных черт, или свойств:

По сути, все четыре говорят об одном и том же – об отсутствии «я». Здесь «я» означает то, что моё, и то, что не моё, но я жажду получить. Кроме того, что у нас есть, но мы хотим от него избавиться, и того, чего у нас нет и мы хотим получить, нет ничего, что можно обозначить как «я». Однако большую часть времени мы, пожалуй, не осознаём, что жаждем от чего-то избавиться или что-то получить. У нас есть лишь осознание существования себя. Прежде всего, мы осознаём своё тело и его нужды. Поскольку тело нуждается в некоторых вещах, мы чувствуем, что «мне» нужно что-то. Тело привлекает внимание к себе. Во-вторых, деятельность ума даёт нам ощущение существования. Вне тела и ума нет ощущения себя.

На самом деле, именно ум переживает существование себя. Тогда что такое ум? Это непрестанный, длящийся поток мыслей.

Благодаря религиозному самовоспитанию ты можешь дойти до осознания того, что твоё обычно переживаемое «я» – на самом деле, нечто бесплотное [, не реальное]. Субъективного «я» изначально не существует; оно существует лишь как ощущение тела, телесных нужд и постоянного потока мыслей. Это свойство отсутствия «я», упомянутое в «Алмазной сутре».

Что до свойства отсутствия других, другие существуют только благодаря ощущению себя, которое проецирует существование других существ. Мы переживаем себя во противопоставлении другим – из-за нашего собственного чувства «я». Поэтому, с позиции «Алмазной сутры», если нет себя, то нет и других. Если меня самого нет, то, конечно, так же не существуют и другие. Лишь вследствие наших отношений с другими – пользы, которую они нам приносят, потерь, которые они несут нам, и так далее – мы чувствуем своё собственное существование.

Мы знаем, что в мире четыре миллиарда человек, но лично мы знакомы с очень небольшим числом людей. Единственные люди, чьё существование мы переживаем глубоко – это те, кто связаны с нами обретениями или потерями. Об остальных четырёх миллиардах людей на планете мы едва знаем, что они существуют; там они или нет – не так уж влияет на нас. «Другие» существуют лишь в отношениях с нами, и когда «я» не существует, то больше не существует и этих других.

Третье свойство, отсутствие чувствующих существ, включает несуществование всех, кто может быть и не связан с нами лично, но живёт в нашем мире. Те, чья практика уже достигла очень высокой ступени, уже решили свои собственные проблемы и вопросы; они естественно чувствуют великое сострадание ко всем чувствующим существам. От решённых собственных проблем они переходят ко принятию проблем чувствующих существ. Проблемы чувствующих существ становятся их собственными.

И всё же, с точки зрения «Алмазной сутры», если не существует я, то и чувствующие существа. Будда сказал, что даже после спасения всех чувствующих существ, на самом деле, нет чувствующих существ, которых спасли. Чувствующие существа спасены, но ты не ощущаешь, что спас их. Если было ощущение спасения чувствующих существ и были чувствующие существа, которых можно спасти, то всё ещё есть и существование меня.

Четвёртое свойство – отсутствие жизни. Это взгляд на существование себя с точки зрения времени. Это свойство жизни относится к ранее упомянутым свойствам себя, других и чувствующих существ. Если нет тебя, то длительность твоей жизни не важна вообще. Но все чувствующие существа привязаны к жизни; они надеются жить долго и избежать ранней смерти. Из-за этого они стремятся поддерживать ощущение безопасности своих жизней. Они желают безопасности сейчас и в будущем, и поэтому стараются защищать или изолировать свои жизни всеми возможными способами. Однако для тех, у кого нет я, умрут они завтра или через десять тысяч лет, не имеет значения. Когда ты переживаешь отсутствие себя, все эти проблемы решены.

Подведём итоги: что касается свойства отсутствия себя, «я» относится к твоему собственному существованию. Из свойства отсутствия других, «другими» называют тех, с кем ты во противостоянии или в контакте. Свойство отсутствия чувствующих существ касается не только несуществования себя, но и несуществования всех чувствующих существ во вселенной. Наконец, четвёртое свойство, отсутствие жизни, описывает процесс перехода от жажды долгой жизни к отсутствию беспокойства о длительности своей жизни и, на самом деле, к отсутствию беспокойства о времени вообще.

Об этих четырёх свойствах есть такая история… Однажды я слушал беседу Учителя Дхармы об этих самых четырёх свойствах. В конце беседы он спросил слушателей, смогли ли они понять и воплотить на практике то, о чём он сейчас говорил. Некоторые сказали «да», а некоторые не смогли понять вообще ничего. Тогда Учитель Дхармы сказал: «Я знаю, что все вы можете воплотить практически и понять четыре свойства». Он заметил, что обычно, когда человек ест что-то очень вкусное, в тот миг у него нет чувства других. Иначе он поделился бы с ними этой едой. Когда нужно сделать много работы, в то время нет чувства себя. Потому что без себя нет никого, кому нужно работать. Когда случилось бедствие и нужно помочь или спасти многих людей, тогда нет чувствующих существ. Иначе ты был бы очень занят спасением чувствующих существ. Когда ты намереваешься получить много денег, которые тебе на самом деле не нужны, то в это время нет жизни. Потому, что в таких случаях жизнь не имеет значения; а важны деньги.

Когда мы говорим так, кажется, что чувствующие существа все очень эгоистичны. Это потому, что четыре свойства не пустотны в таких случаях – в них ещё есть крепкое чувство себя. Требуется практика, чтобы осознать действительное качество отсутствия себя и три остальные качества.