В то время у меня были финансовые трудности, и я часто был готов вернуться на Тайвань. Мой руководитель, который тоже был практикующим буддистом, сказал: «В одежде и пище нет ума Пути, но в уме Пути всегда будет пища и одежда».

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Первый вариант - просто мой приезд. Нужно место для сна.

Из-за травмы позвоночника я сплю на жёстком, поэтому просто могу кинуть куда-то на пол свою пенку и спальник. Из-за почек просыпаюсь ночью, чтобы отлить, поэтому для ночлега желательно отдельное помещение, чтобы не беспокоить других. В тёплое время это может быть балкон. Это может быть даже офисное помещение и т.п. :)

В ходе Визита :), можно проводить беседы и практики у кого-то на квартире, в загородном доме (на даче), а также в каких-то клубах. Например, в Москве есть йога-студии, книжные магазины "Белые облака" и "Путь к себе". Просто приходишь в такое место и договариваешься: вот, мол, с такого-то по такое-то в городе будет Учитель Дхармы Постоянное Озарение, он хочет провести публичную лекцию и/или практику у вас, бесплатно.

Некоторые предоставляют помещение, но хотят арендную плату; некоторые (эзотерические клубы и т.п.) согласны бесплатно, "за рекламу" или вообще на благо планеты.

Кстати, аренда помещения тоже вариант, если желающие согласны её оплатить; но в Москве это обычно дороговато, особенно, если участников пока мало.

Понятно, что, если где-то договариваться бесплатно, хозяева могут первым делом спросить, что это за человек и т.д. Можно дать им ссылки на видео-беседы, тексты и пр. Плюс можно рассказать о своём опыте взаимодействия с этим человеком, как он помог вам что-то понять, чем нравится и пр.

Привязываться к успеху тут не нужно: согласятся или откажут, в любом случае вы пообщались с этими людьми, узнали что-то новое. Отказали - не страшно, просто поблагодарите за уделённое вам внимание :). Отношение непривязанности и мотивация просто помочь людям, бескорыстно - лучшие предпосылки, чтобы что-то получалось правильным образом. :)

Естественно, если найдутся варианты помещения для бесед и практик - стоит распечатать объявления, расклеить и разложить их в каких-то уместных местах (эзотерические и книжные магазины, Дхарма-центры и т.п.).

Таким образом, получится просто моё пребывание в городе плюс какое-то количество бесед и занятий в каких-то помещениях.

Это может включать однодневные затворения. Например, просто большая комната у кого-то дома, если там достаточно места на полу, может стать местом проведения однодневного затворения для небольшой группы интересующихся. Вегетарианскую еду для совместного обеда можно предложить приносить с собой, или скинуться и закупить что-то; позаботиться о чае. То же можно сделать где-то в Дхарма-центре, доме культуры, дворце детского творчества, клубе боевых искусств, школьном спортзале и пр. - смотря какие возможности вам удалось найти.

Однодневное затворение может включать медитации сидячие, 20-30 минут; медитацию ходьбы; медитацию еды; песнопение; разные упражнения типа непосредственного созерцания; можно научиться нескольким видам медитативной практики; беседы Дхармы, ответы на вопросы...

Второй вариант - многодневное затворение.

Там, опять же, нужно подходящее место. Желательно, чтобы участники жили прямо на месте проведения, чтобы практика не прерывалась поездками на транспорте и т.п. Это можно делать в домах отдыха: договариваются о цене за проживание и условиях, о предоставлении общего зала для практики, о трёхразовом вегетарианском питании и его расписании.

Заранее - может быть, за несколько месяцев - распространяют информацию и просят участников написать вам для регистрации. От количества может зависеть итоговая цена для каждого (например, как делится аренда зала).

С точки зрения закона никаких формальностей, по-моему, не нужно. Вы можете действовать как частное лицо, договаривающееся об отдыхе с друзьями. Я представляю только себя как учителя, а не религиозную организацию, поэтому ограничения закона о миссионерской деятельности на меня не распространяются.

Расписание многодневного затворения простое: первый день - заезд, ориентация участников, простое введение во практику. Следующие дни - практика благородного молчания, при нужде общение записками. Отбой в 21:00, подъём в 4:00, с 4:30 занятия. Сначала полчаса упражнений типа Восьми форм медитации в движении

https://zen-do.ru/video/95-8-form ,

потом получасовые сидения, перерывы 5-10 минут на туалет и размяться. Один сеанс песнопения утром. Одна лекция утром и одна вечером; возможна третья в середине дня. Один-два в день сеанса медитации ходьбы. Может быть сеанс в день других упражнений. Если есть подходящие условия, возможен сеанс рабочей медитации (типа мытья полов, окон и пр.) - это поможет практиковать потом, в повседневных делах. Но можно и без неё. Медитация еды м.б., например, в 8, 13, 18 часов. Если погода и местность позволяют, часть занятий полезно вести на свежем воздухе: на травке и т.п., что способствует расслаблению и бодрости.

Если у кого-то есть трудности и личные вопросы к наставнику, можно организовать время для личных бесед. В последний день снова можно говорить, обсудить какие-то вопросы, поделиться впечатлениями о прошедшем, поговорить о дальнейшей практике.

Всё это не догма, по ходу затворения наставник может что-то менять, делать, что угодно, в соответствии со своим стилем обучения и пониманием нужд практикующих.

Например, как-то Достопочтенный Тик Фап Дунг на затворении, где я участвовал, понял, что люди напряжены из-за всяких организационных накладок и не идеального перевода, и он велел всем лечь на пол и расслабляться, а сам стал нежно петь колыбельные :) и разные буддийские песни Тик Нат Хана - если не ошибаюсь, на вьетнамском, английском... Народ уснул :), а потом был бодр и свеж и практиковал усердно.

Так что, главное на затворении - стараться обеспечить постоянную осознанность и практику метода. Форма занятий и расписание играют тут роль, подчинённую этой цели. Для этого же стараются всё тщательно заранее продумать и организовать: например, побудку утром может проводить один из участников, с 4 до 4:10 проходя мимо комнат и колотя по деревянной доске. То есть, все детали быта продуманы так, чтобы всем было удобно и ничего не отвлекало.

На первый раз, я думаю, многодневное затворение организовывать не обязательно, может быть достаточно просто приезда наставника с практиками и беседами по вечерам (или когда людям удобно), плюс однодневными  затворениями в выходные (возможны двухдневные Сб + Вс, или с вечера пятницы - например, с ночёвкой прямо в зале).

А потом уже можно будет замахиваться на трёхдневное, а там и на пяти-семидневное затворение. Тогда уже будут более-менее опытные участники, которые смогут помогать в проведении затворения (например, колотить утром по доске; на сеансах медитации по очереди следить за правильностью поз и "оживлять" уставших хлопками плоской палочки по плечам и пр.). Таким вещам можно обучиться на встрече активистов с наставником перед затворением. Когда помощник присматривает за медитацией, в это время наставник может провести пару личных бесед с кем-то. Кратко говоря, многодневное затворение - это общее дело, в котором нужны усилия всех, а особенно нескольких активистов-помощников.

Что касается просто бесед, занятий и публичных лекций - таких как по вечерам в городе - то темы могут быть для разных групп людей. Например, для широкой публики - беседы о тех общих принципах, которые можно применять в повседневной жизни для гармоничной жизни в семье, решения сложных ситуаций и пр. То есть, речь может идти не о формальной буддийской практике, а о том, как простому человеку улучшить свою жизнь. Если кто-то из слушателей заинтересуется побольше узнать о буддизме, можно пригласить их на дальнейшие занятия. Второй слой учёбы - введение для начинающих, кто хочет познакомиться с буддизмом и его практикой. Это может быть полезно и не только для новичков, потому что не всегда практикующие знают все важные основы. Третий уровень - обсуждения каких-то углублённых тем, для уже вовлечённых практикующих. Четвёртый - занятия для тех, кто хочет преподавать буддизм и уже имеет хорошую основу знаний и опыта. Тут участники подбираются индивидуально. Понятно, что чётких границ между этими четырьмя уровнями нет, это просто пример, на кого могут быть ориентированы те или иные занятия.


 

Для комментирования зарегистрируйтесь и войдите. In order to post comments, register and login.