Эта область должна включать образование родителей, образование по воспитанию детей, брачное образование, семейное финансовое планирование, образование по регулировке повседневной жизни и т.д.

Шен Янь. Борьба с терроризмом и его предотвращение путём образования и воспитания

Мастер Шен Янь

Ни гнева, ни любви между мастером и учеником

Лекция 4 ноября 1984 года. Пер. с англ. Постоянного Озарения по «Ch'an Newsletter» №43, 02.1985


Практикующий не должен гордиться, если мастер высоко его ценит, хочет принять его и выказывает любовь к нему. Если мастер его прогоняет, ученик не должен чувствовать гнева. Так и сам мастер не должен чувствовать гордости, даже если окружён множеством учеников. И не должен чувствовать себя несчастным, если все его ученики ушли; они убегают просто потому, что недостойны.

Придерживаться такого отношения беспристрастности нелегко. Обычному человеку трудно быть беспристрастным, когда он думает о своих заслугах; он неохотно видит свои ошибки, как они есть, и может быть склонен топтаться по своим настоящим достоинствам. Самоуничижение и гордость, хотя и выглядят по-разному – на самом деле, одно и то же.

Обычно самоуничижение вырастает из чувства неуверенности или никчёмности. Эта неуверенность может оказать отрицательное влияние, если приводит вас к заключению: «Что может сделать такой, как я? Я ничего не могу». Но неуверенность может быть и положительной. Она может помогать вам стремиться к вашим целям, достигать богатства и славы и обретать самоуважение. Тогда вы можете чувствовать: «Нелегко сделать то, что я сделал. Другие не так хороши, как я, потому что они не могут достигнуть такого».

Это чувство гордости. Вот пример: начальник фирмы поучал своих сотрудников. Он сказал им: «Вы хотите повышения зарплаты? Подумайте вот о чём: вы не работали бы, если бы не я. Вы зависите от моих ума и усилий. Когда вы достигнете моего уровня, тогда можете прийти и торговаться со мной». Этот начальник очень горд.

Духовные мастера тоже могут быть гордыми. Мастер может сказать: «Я практиковал много, много лет, и в своё время у многих учился и посетил многих духовных мастеров. Сейчас я достиг своего наивысшего достижения. А вы, ученики, не достигли этого состояния. Вы далеки от моего уровня достижений. Вам ещё нужно пройти долгий путь, прежде чем вы достигнете того, что есть у меня». Отношение этого мастера выказывает гордость, не так ли?

Чаньский мастер может действовать, как диктатор. Но само отношение – недостаточное доказательство, что мастер гордец. Вопрос, чувствует ли он гордость внутренне. Однажды я ехал со двумя своими учениками, мужем и женой. Муж вёл машину, жена сидела рядом с ним. Они спросили:

– У вас были какие-нибудь проблемы в последнее время?

Я ответил:

– Что касается меня, проблем нет.

Муж не ответил, но его жена сказала:

– Шифу, как только я вас увидела, я поняла, что вы гордец. Проблемы есть всегда. Как говорится, «Пока вы не прошли её, вы не можете понять, в чём проблема». Как же вы можете всегда избегать проблем?

Иными словами, мои ученики увидели гордость во мне.

Сейчас я объясню своё отношение. Если я собираюсь сделать что-то, препятствия, возникающие в этом деле, не представляются мне как проблемы. Если что-то совершить невозможно, я не трачу время, пытаясь это сделать. Так что ничто не становится проблемой. Можно ли моё отношение считать гордостью? Если что-то можно совершить, то в этом нет трудности, какие бы препятствия ни могли возникнуть. Но если что-то невозможно, родить ребёнка, например, то я не мог бы этого сделать, и с этим не было бы проблем. Итак, чтобы действительно видеть гордость и неуверенность в ком-то, вы должны тщательно рассмотреть мотивацию человека, а не столько его поступок.

Представим, что много людей пришло бы в Чаньский Центр, столько, сколько ходит в центры Харе Кришна или Трансцедентальной Медитации. Я мог бы сказать: «Раньше я не мог соревноваться с этими группами, а теперь догнал их». Это гордость, потому, что я соревнуюсь с другими и сравниваю себя с ними.

Воистину не нужно сравнивать себя с другими – просто нет необходимости. Если вы сравниваете себя с другим, то обычно найдёте, что он выше или ниже вас. Если даже вы окажетесь одного роста, вы можете ещё посмотреть, стройнее он или толще!

Однажды я увидел девушку, идущую по улице. На ходу она рассматривала другую девушку, на другой стороне улицы. Она смотрела на её прекрасную одежду, потом посмотрела на свою. Она заметила, как та идёт, потом посмотрела на свою походку. Её впечатлила эта другая девушка, так что она сравнивала её элегантную одежду и красивые движения со своей собственной одеждой и походкой. Если вы сравниваете, вы чувствуете или неуверенность, или гордость. В этом случае девушка чувствовала неуверенность, но, если бы её походка и одежда оказались лучше, чем у другой, то она чувствовала бы гродость.

В китайской истории, в период Весны и Осени, в стране под названием Юэ провели поиски самой красивой девушки. Этой девушкой была Си Сы, она знаменита, примерно как Елена Троянская на Западе. Си Сы прошла долгую тренировку в искусствах ходьбы, макияжа, пения, игры на музыкальных инструментах и разговора. В то время в Юэ жила ещё одна красавица, Дун Сы, но она была не так прекрасна, как Си Сы. Она была крайне завистлива: она подражала походке Си Сы, её макияжу и манере речи. Но её подражание никогда не давало результата, к которому она стремилась: чем больше она копировала Си Сы и чем больше использовала косметику, тем уродливее становилась Дун Сы.

Поэтому научитесь не сравнивать себя с другими. Почти любой рано или поздно скажет: «Я никуда не гожусь». Но, когда вы говорите это, на самом деле вы хотите, чтобы люди похвалили вас. В этом же настроении неуверенности вы можете чувствовать, что окружающие недружелюбны, и вы заслуживаете их недружелюбия. Но представьте, что кто-то пришёл к вам и сказал: «Во многом вы по-настоящему хороший человек!» Что вы почувствуете? Вы можете сменить пластинку: «В конце концов, у меня есть кое-какие хорошие черты». Нет таких обычных людей, кто не радовался бы похвале, не искал бы одобрения других; так действуют даже животные. Скажем, у вас есть собака. Она будет счастлива, если вы её похвалите: «Хороший мальчик!» Но, если вы её отругаете: «Ты ленивый, жадный, грязный пёс!» – то можете расстроить на весь день.

Для обычных людей гордость и неуверенность типичны. Опасны же крайности. Если вы чувствуете себя совершенно бесполезным, как кусок мусора, то ваша неуверенность – очень скверная проблема. И, если вы раздуваетесь от гордости до ощущений всеведения и всемогущества, то можете стать ещё одним Гитлером, Сталиным или Мао Цзедуном.

Чаньский мастер, с другой стороны, вероятнее выкажет гордость, чем неуверенность, поскольку никто бы не стал мастером, если бы был неуверен. Тот, кто чувствует себя ничтожным, сказал бы: «Я недостаточно хорош, чтобы быть твоим мастером. Как я могу быть мастером и учить других?» У такого человека нет доверия к себе.

Самоуважение, однако – это нормальное чувство, которое может развиваться в ходе практики. В самом деле, вы должны его испытывать. Самоуважение – это знак, что ваша вера укрепляется. В итоге практики, вы постепенно начинаете видеть вещи, которые могут упускать другие, и из этого распознания вырастает сострадание к другим. Практикующий чувствует, что все люди достойны жалости, и вследствие сострадания он желает спасти их всех.

Обязанность мастера – учить своих последователей практиковать так, чтобы они могли покинуть своё состояние неведения. Но чем больше люди приходят к нему, тем тяжелее он чувствует вес своей ответственности, и тем громаднее свою миссию.

Позвольте вас спросить. Допустим, ученик говорит: «Я следовал многим мастерам, учился у них, так что это всё равно как учиться без мастера. Эти мастера не могли ничему меня научить, потому, что я сам научился всему, что знаю. На самом деле, они должны быть благодарны мне – поскольку я был их учеником, я позволил им стать мастерами. Так что это они должны благодарить меня». Это подходящее отношение?

Или ученик мог бы сказать: «Я вода в океане. Я доволен таким, как есть. Вы, мастер, делаете всю работу по переноске меня с одного берега на другой. Ко мне это не имеет отношения. За что мне вас благодарить?» А это – правильное отношение?

Нет, как я уже говорил раньше, ученик должен быть почтителен к своему мастеру, с безусловной самоотдачей. Так что отношение ученика не должно никак напоминать эти два примера. Отношение, правильное для ученика, не подходит мастеру.