Даже во времена Шакьямуни подавляющее большинство практикующих предпочитало идти шаг за шагом – например, сначала развивать нравственность, затем глубокое сосредоточение, затем достигать мудрости и затем освобождения. Но в его время были и те, кому достаточно было услышать высказывание или идею Шакьямуни, и они достигали освобождения только этим.

Шен Янь. Вводная беседа

Шен Янь

Встречи с Мастером

Несколько историй о встречах людей на затворничествах с Шифу. Предисловие и составление Мастера Джона Крука. Перевод Постоянного Озарения по http://www.westernchanfellowship.org/lib/wcf////meeting-shi-fu/

Джон Крук с портретом Шен Яня

Многие встречали что-то удивительное в беседах с Шифу. Шифу тоже встречал людей, которые удивляли его! Итоги таких встреч часто ценны. Иногда, встречая Будду на дороге, стоит глянуть, что он скажет вам, прежде чем убивать его! Давайте глянем, что случается, когда вы сталкиваетесь с Мастером. Конечно, все истории относятся к там и тогда – и всё же в них есть что-то ещё. Что же? Вот, по собственным рассказам Шифу, несколько встреч для вашего созерцания.

Джон Крук


Помехи могут возникать даже, казалось бы, в тишине Чаньского Зала. Одна женщина, посещавшая много затворений, всегда носила большую шаль, в которую заворачивалась и брала её с собой всюду, куда бы ни шла. В начале одного затворения женщина, сидевшая рядом с ней, пришла в беспокойство от такого поведения. На личной беседе она сказала мне, что боится, как бы это затворение не стало для неё потерей времени, потому что эта женщина, сидящая рядом в своей шали, казалась такой мешающей.

Я сказал, что это часть практики – оставаться невозмутимой, что бы ни происходило вокруг, и что она должна использовать это затворение как способ выращивать терпение. В конце затворения эта женщина поблагодарила соседку за ношение этой раздражающей шали, потому, что она предоставила ей такую великую возможность для практики.

*

Супружеская пара пришла на наше предыдущее затворение. Я сказал, что посажу их далеко друг от друга, так что они не смогут видеть друг друга. Я добавил, что они вообще не должны думать друг о друге. Оба ответили: «Запросто. Мы женаты много лет, и думать друг о друге на затворении – это в последнюю очередь!»

Звучало многообещающе, но скоро, на собеседовании, женщина спросила: «Как там мой муж?» Я ответил: «Забавно: ваш муж спросил то же самое о вас, всего несколько минут назад!» Уверен, многим из вас случалось проводить целые периоды [медитации], раздумывая о чепухе.

*

Как-то раз на затворении были две женщины, которые делали друг другу массаж во время, отведённое для рабочей медитации. Хотя они соблюдали правило молчания, но, тем не менее, подавали друг другу знаки и ускользали во свою комнату. На третий день одна из них подошла ко мне:

– Шифу, я больше не могу! Во что я ввязалась? Я так и не смогу сидеть на этом затворении, как следует?

– Вам не обязаны это делать для неё.

– Да, я знаю, но, когда она подходит, умоляя о массаже, я не знаю, как отказать.

Что бы вы сделали? Могли бы вы не обращать внимания на товарища по практике, которому больно? Большинству из вас такая ситуация может принести много волнений. Я сказал:

– Это чаньское затворение. Не повседневная жизнь. Вы должны использовать время мудро. Вы пришли сюда практиковать семь дней. Это ваша первоочередная обязанность – ваша единственная забота.

Эти женщины нарушали правила. Во время рабочей медитации они должны были быть вместе со всеми. Вы все должны помнить: вы здесь для практики чаньского затворения. Если вы, как та женщина с изнурительной болью в спине, или с любой другой подобной проблемой, то вы должны обратиться ко мне или к одному из помощников. Такие вопросы – в нашей ответственности. Мы постараемся помочь вам преодолеть трудности.

*

Практикующие могут уйти далеко в горы, где они, казалось бы, смогут практиковать, не делая разграничений. Но такие практикующие всё ещё разграничивают. Они могут чувствовать себя вне добра и зла, и что они освобождены. Но, если бы они действительно были освобождены, то не имело бы значения, в горах они или посреди столицы. Они разграничивают качества, которые приписывают местам для практики.

Конечно, есть те, кто, услышав это, может спросить: «Если так, то зачем вообще принимать образ жизни практикующего? Какой смысл вообще у практики "покинувших дом"? Почему не жить просто, как обычные люди?» Ответ в том, что «покинуть дом» – это не только отправляться на затворения.

Однажды меня спросили:

– Шифу, вы проводите разграничения?

– А как вы думаете? – спросил я.

– Да, я думаю, вы разграничиваете.

– Верно. Но почему вы так думаете?

Он ответил:

– Если бы вы были действительно освобождены, то ходили бы в кино, ели мясо, пили спиртное и носили обычную одежду. Вы привязаны к роли монаха и соблюдению правил.

На это я сказал:

– Если бы я снял робу и вёл себя, как вы, то потерял бы свою монашескую должность. То, что вы делаете, что хотите, ещё не значит, что вы свободнее меня. То, что у вас меньше ограничений, значит ли это, что вы делаете меньше разграничений? Зачем настаивать, чтобы я был, как вы? Вы или привязаны, или обеспокоены идеей, что я монах, что я не ем мяса, не пью спиртного и так далее – получается, вы делаете больше разграничений, чем я.

Подлинно просветлённые не видят различий между монахами и мирянами. Например, питьё алкоголя считается проявлением неведения, но также и средством мудрости. В японской дзенской традиции это даже называется «суп мудрости»! Значит ли это, что обычные люди, пьянствуя, обретут мудрость? Конечно, нет. Но для тех, у кого уже мудрость и нет разграничения, спиртное и мудрость не раздельны, и алкоголь может использоваться как искусное средство для помощи другим.

Просветлённые практикующие могут вести себя не так, как обычные монахи. Могут даже ходить по борделям, пить алкоголь и есть мясо. Такие случаи были и в китайской, и в тибетской, и в японской истории. Подлинно просветлённые люди могут выглядеть очень грубо и неопрятно, и их действия не ограничены формальностями. Но будьте осторожны. Вы уже так просветлены?

*

Конечно, практикующим всё-таки надо проводить различения. Без идей о сансаре и нирване, об омрачении и мудрости – не было бы способа проделывать путь к осуществлению. И однако, когда мы достигли состояния неразделения, сансара и нирвана исчезают, становясь частью вчерашнего сна. То, что нужно оставить позади или отбросить, не может быть настоящим. Только то, что нельзя ни потерять, ни обрести – истинная реальность. Что это – вы должны обнаружить сами.