Счастье и благодать неоднозначны. Из чего они состоят? Общественное положение, хорошая работа, слава, приятная семья? Обычные люди скажут, что это критерии хорошей жизни. Но эти вещи невозможно поддерживать вечно.

Шен Янь. Без мыслей про обретения и потери – свобода от сансары

Есть ли в дзене понятие ответственности?

Вопрос:

Есть ли в дзене понятие ответственности?

Не только за себя, близких и т.п., а глобально – ответственность, которую я ощущаю во всём. Вообще, это же нормальное качество человека – быть ответственным… Но… меня иногда называют «в каждой бочке затычка» :). Может быть, потому, что во мне это качество превратилось в навязчивость?..

Расскажите, пожалуйста, как к этому относятся в дзене.

Ответ:

Один монах расставался со своим учителем на несколько лет и на прощание сказал:

– Не беспокойтесь, я не подведу Учение!

Мастер ответил:

– Какое ещё учение, шмучение?.. Не подведи себя!

 

Люди часто ориентируются по неким идеям и идеалам. Например, когда-то я принял к руководству слова: «Буддист должен вести себя достойно, чтобы не позорить своё Учение». И через год-другой я заметил, что стараюсь «достойно выглядеть». Вместо того, чтобы вести себя естественно. На самом деле, стремление «достойно выглядеть» – чем отличается от лицемерия?

Старый Мастер, который сказал «Не подведи себя» – почему он так пренебрежительно отозвался об Учении?

Ведь, на самом деле, к Учению нужно относиться уважительно. Тогда оно становится крепче в твоём уме и сильнее помогает всем существам.

Значит, Мастер совершил промашку? Я думаю, нет: он отверг не Учение, а блуждание в идеях. «Ответственность перед Учением» – это просто идея.

Учение нужно для того, чтобы найти и воплощать себя настоящего. Поэтому цель не в Учении и не в каких-то других идеях, а в том, чтобы воплощать истинное намерение Вселенной здесь и сейчас. Не терять целостности в погоне за идеями и идеалами.

И тогда, оказывается, можно не цепляться за достойное поведение, за достойный вид и прочее, а просто действовать естественно, в открытой мудрости.

 

Когда я пережил «единство Вселенной», ощущение огромного счастья и понимания, я решил делиться этим счастьем и пониманием с другими. Но через некоторое время я почувствовал себя в тупике. Я объясняю кому-то, в чём его ошибка и как действовать правильно; он выслушивает, но продолжает поступать глупо.

Как тут быть?..

Я думал, что с моим великим прозрением могу решить все проблемы, но с этой проблемой справиться не мог…

В итоге, я решил, что моё дело – объяснить; а если человек не послушал – это уже его дело.

Так мне удалось, вроде бы, примириться с логикой: делаю зависящее от меня, а за других не отвечаю.

Но вопрос остаётся не решённым: как же всё-таки помочь в этом случае?.. Когда человек продолжает делает глупости, страдает и умножает страдания других…

Шло время, я учился дальше, и моё понимание изменилось. Теперь я считаю, что нельзя снимать с себя ответственность ни за что.

Во всём, что происходит здесь, есть и моё участие. Даже если я «просто присутствую».

Можно сказать так: происходящее творится нами вместе.

Глупо разгораживать «себя» и «других», глупо думать: «Я отвечаю за это, а за то не отвечаю».

 

Если люди поступают мудро, с добротой и так далее – это повод порадоваться за них. И энергия этой радости может потом помочь и другим. Если же люди поступают глупо, зло и так далее – это можно видеть как учебную ситуацию, в которой участвуют все присутствующие.

Это повод что-то понять; укрепиться в каких-то решениях; крепче на что-то вдохновиться и так далее.

Понимая процесс как учёбу и развитие, можно не беспокоиться, что сейчас что-то «несовершенно».

И можно не отгораживаться от участия во происходящем. Мы делаем сейчас то, что можем. Стараемся учиться, чтобы потом действовать ещё лучше. Не беспокоимся зря оттого, что пока не всё получается.

И стараемся действовать гармонично, без лишнего насилия.

Один молодой монах сказал мне: «Знаешь, что мне особенно нравится в моём Учителе? Он не тянет, не давит… Он даёт пространство для роста».

Когда я сам стал заниматься с учениками, сначала мне казалось: главное – это учебная программа. Но постепенно я стал всё лучше понимать важность свободного пространства и дружелюбной, открытой, творческой атмосферы.

Даже когда ребята просто играли, вместо того, чтобы что-то изучать – я видел, как это несёт пользу, потому, что этой атмосферы им не хватало в остальной жизни.

Растениям нужна почва, вода, свет и тепло… Их не нужно тянуть – в подходящих условиях они растут сами. Так же и то, что мы выращиваем в нашем уме, так же и дела, что мы делаем. Создаём условия – и они развиваются.

 

Итак, с точки зрения дзена, что такое ответственность? Перед кем? За что?

Лао-цзы говорил:

У Неба и Земли нет человечности – они позволяют всем существам жить собственной жизнью. У Совершенномудрого нет человечности – он позволяет народу жить собственной жизнью. [5]

Когда утерян великий Путь, появляются «человечность» и «справедливость». Когда появилось мудрствование, возникает и большое лицемерие. Когда семья в раздоре, появляются «сыновняя почтительность» и «отцовская любовь». Когда в государстве царит беспорядок, появляются «верноподданные». [18]

Иными словами, когда утеряна единая гармония, появляются отдельные понятия: человечность, справедливость, уважение… Ответственность.

Действуй естественно, исходя из цельности всего мира. Без подчинения каким-то идеям и идеалам. Ведь любые идеи и идеалы ограниченны. Это как формулы в физике: у любой формулы ограниченное число членов. А мир безграничен. Поэтому любая формула приблизительна и чего-то не учитывает.

Поэтому, даже если руководствуешься правильной идеей, не цепляйся за неё настолько, чтобы терять видение остального. Не формула должна руководить человеком. Она лишь указывает взаимосвязи и направления. За что потянуть, куда двинуться – окончательное решение пусть принимает сердце.

 

Тогда нужна ли ещё какая-то «ответственность»? Сможет ли появиться безответственность?