Вот какой настрой нужен для практики. За каждым шагом вперёд может последовать скольжение назад, но всё же ты неизменно должен возвращаться на дорогу практики. Да, это выматывает, но ты продолжаешь карабкаться на стеклянную гору до тех пор, пока тот ум, что карабкался, не исчезнет.

Шен Янь. В сидении нет «меня»

Что такое мудрость (по отношению к осознанности и самадхи)?

Вопрос:

Разъясните, пожалуйста, матчасть. Занимаясь Четырьмя основами осознанности, я отучаюсь от тленного кайфа чувств и приучаюсь к более взрослому кайфу самадхи. Что тогда в этой схеме мудрость? Это как бы способность находиться в самадхи, находясь в социуме?

Ответ:

Что мы обычно подразумеваем под мудростью?

Может быть —

— наилучшее использование того, что есть?

 

В буддийских учениях «высшая мудрость» — праджня

— это видение всего, как оно есть.

 

Что «на самом деле есть»?

Как оно отличается от иллюзий?

То, что воспринимается — это и есть то, что есть.

 

Например, когда в темноте идёшь по лесной тропинке, иногда видишь впереди высокий силуэт и пугаешься: это человек? Или просто куст у тропинки такой формы?

Ответ: на самом деле, там видится вот такая форма. Неизвестно, человек это или куст.

Вот буддийская «мудрость» (в таком простом объяснении).

 

То, что воспринимается — это «первично», это то, что есть.

Когда мы решаем, что там на самом деле — додумываем — то можем ошибаться. Ибо полагаемся на свои знания, опыт, желания себя успокоить (или наоборот, возбудить) и т.д. То есть, наши суждения — это вторично, это догадки и ярлыки...

Если мы путаем суждения с реальностью, то это не мудрость.

Итак: праджня — это видеть, что впереди, и осознавать, что мы видим вот так. И понимать, что мы принимаем это за такой-то объект, но это именно додумка.

 

То, как я сейчас понимаю мудрость и практику — это мои додумки на данный момент.

Сейчас я сосредоточен на практике, которую называю «остановкой».

То есть, я наблюдаю, чем охвачен мой ум.

Например, когда я иду в магазин — выйдя из подъезда, ощущаю, что «ноги меня несут». По привычке, я включил этакий автопилот — и несусь вперёд, чтобы побыстрее дойти. Мой ум наполовину уже там. Мне не терпится оказаться в месте назначения. Поэтому здесь идти мне скучно. И я начинаю забивать голову разными кручениями мыслей, воспоминаний, воображений.

Если не практиковать, то жизнь так и проходит: целый день я погружён в охваченности ума, наполовину не присутствую, погружён во привычки, развлечения, размышления (на 90%, по кругу, всё одно и то же).

А если практиковать осознанность, то замечаешь, что погрузился во привычку «потока», тебя несёт куда-то, полу-неосознанного, полу-«не здесь».

Поэтому, выйдя из подъезда, я останавливаюсь на несколько мгновений. Осознаю: вот, в этот миг, здесь. Тело, пространство с окружающим. Как если всё остановилось и ждёт движения, из положения неподвижности.

Тогда следующий шаг будет сделан из этой неподвижности, из полноты ощущения всего. Всё тело расслабленное, вся вселенная вокруг не отдельна от тела. Весь «ум» — это всё вместе, внутри и вокруг, как одно.

Из «неподвижности» делается шаг. И я воспринимаю всё вокруг, всё вместе, как всеохватную реальность.

И каждый миг из этой цельности всего происходит следующий миг движения.

Во всеобъемлющей реальности происходит шаг. Он естественно получается мягкий, цельный, грациозный. В полноте ароматов цветов, кустов и травы у дорожки. И асфальта и бензина немножко. И свежего ветра после дождя. И всё это вокруг — земля под ногами, небо и дома, люди, деревья и прочее — всё это та вселенная, которая воспринимается сейчас и из цельности которой складывается это движение тела. Это положение тела. Его расслабленность и общая картина натяжений мышц. Это состояние ума, когда он ничем не забит, а просто в этот миг входит то, что есть.

 

Вот так я сейчас «додумываю», накладываю на реальность понятия мудрости и осознанности.

«Тленный кайф чувств» — это погрузиться в поток чего-то, не замечая остального, или даже отгораживаясь от остального. Как обжора погрузился в ощущение сладкого на языке и продолжает есть, «не замечая», что брюхо уже набито и телу это не нравится. Это погружение в сансару — в горшочки-санскары — это всегда нечто двойственное, потому что кайф с одной стороны сопровождается некайфом по другую сторону [внутреннего разделения].

Освобождённость от самскар — это как подвешенность в этом мгновении, не убежав от цельности. Свобода создать один шаг в этой вселенной.

 

Точнее, создать один миг движения.

Ещё точнее — не деля время на мгновения; и не собирая время во мгновения; не деля действия на шаги; и не собирая действия в шаги — отпустить движение происходить из полноты вселенной.

 

Восприятие цельности — действие цельности.

Без деления на восприятие и движение; явления отпущены течь.

 

Из остановленности ума. В то же время, с осознанием, что эта остановленность не удерживается на месте, каждый миг она своя.

 

(То есть, «остановленность ума» нигде не останавливается).

 

С пониманием, что слова, которые мы употребляем — «ум», «вселенная» — это только набрасывание форм (на то, что воспринимается на самом деле).

На самом деле — вот что: вот это.

Всё понятия — это обобщённые, добавленные поверх, конструкции. На самом деле, нет «ума», «вселенной», «тела» и так далее. Это как силуэт впереди мы называем «куст». (На самом деле, в этот миг, это просто силуэт впереди). Представляем форму прохода перед собой и называем «тропинка».

Практикуя мудрость, мы пользуемся этими словами, но осознаём, что это добавления мысленных форм к тому, что на самом деле. На самом деле — всеохватное восприятие того, что есть.

Самадхи, просветление, социум — это добавления, умственные конструкции, к восприятию того, что есть. Суть практики — это полное отпускание понятий. (То есть, их использование, но не пытаясь найти в них конечную опору).

Мы знаем понятия и пользуемся ими, но, в конечном счёте, исходим из восприятия в целом в это мгновение.

Остановившись, даём «телу» произвести шаг.

Даём «уму» произвести мысль.

 

Открытость всего —

— без помех приходит ощущение.

Складывается изо всего — приходящих в этот миг воспоминаний, намерений, окружающих явлений.

Единое шевеление «вселенной».

 

И мы не отгораживаемся ото прошлого и будущего, чтобы быть в этом мгновении; мы принимаем всё как единое. Продление текущего мгновения в будущее — здесь; и вся сумма прошлого опыта — здесь.

Всё — в едином восприятии.

Один миг «остановки» — из него исходит всё.

Осознанность тела — входит в это восприятие. Осознанность эмоций-ощущений — входит. Осознанность состояния ума. Осознанность явлений, как они проявляются, развиваются (от «одного» ко «другому»)...

Упражнение в осознанности помогает полноте, охвату восприятия — и не захваченности чем-то частным.

Поскольку это не захваченность ничем, можно назвать эту практику созерцанием непостоянства.

Мы не держимся за какие-то отдельные ощущения, за понятия и идеи.

Они все «остановлены» и поэтому все не остаются на месте.

 

Наконец, социум. Что это такое?

Я и люди вокруг — это единое поле восприятия.

Накопилось «в голове» много нашлёпок на эту картину. Я, они, социум, порядки и правила...

Это всё — конструкции, наросшие в уме.

Практикуя, возвращаемся от конструкций к восприятию вот этого всего поля в целом: телесного восприятия, эмоционального и т.д. — Это «я, люди, предметы»... — это единое поле явлений.

В этом видении какие-то понятия осознаются как поверхностные, надуманные — не следующие необходимо из реального восприятия (всеохватности здесь сейчас).

А какие-то понятия-идеи — осознаются как применимые. Помогают что-то поправить, укрепить, сделать течение явлений естественнее и свободнее.

Так, из праджни всего здесь сейчас, выходит видение, какие понятия пригодятся для высказывания (а какие — просто потеря времени и сил, болтания во круговоротах).

Например, может осознаться, насколько надумано ценностное деление на себя и других.

Насколько произвольны обязанности и правила социума.

И каким образом они всё же имеют смысл.

Страдания существ —

Реально и иллюзорно одновременно.

«Праджня» — осознание реального как реального и иллюзорного как иллюзорного.

Не пойманность принятыми идеями.

Не пойманность накрученными чувствами.

Сейчас, вот — остановленность этого мига.

Бесконечная остановленность этого мига.

Бесконечная невозможность остановки.

Перетекание бесконечности пространства в бесконечность пространства.

Открытость ума, потому что пустота.

Всё входящее.

Происходящее.

 

Поэтому тут можно отбросить все понятия: ум, самадхи, социум...

(Это будут лишь комментарии).

«Явления» «шевелятся».

Осознанность.

 

Равно: отпущенность всякой осознанности.

Практика отпущена.

Входит, что входит.