Если мы не проверяем своё повседневное поведение и у нас нет определённого стандарта для трёх типов деятельности, то мы создаём беды для себя и недуги для других. Это далеко от жизни, воплощающей будду.

Шен Янь. Будда в уме, речи и делах

Гильберт Гутьеррес

Привычки

Сколько раз вы обещали себе бросить дурную привычку? Например: бросить курить, объедаться, проматывать деньги и так далее. Помните, что происходило с вашими обещаниями? Как долго они продержались? Не укрепилась ли ваша привычка, вместо того, чтобы ослабнуть? Чтобы действительно разрушить привычку, нам надо исследовать, что первоначально её создало и почему обещание прекратить не работает.

Привычки есть у всех нас. Некоторые привычки слабы, некоторые сильны. Просто пожелать или постараться силой воли прекратить привычку не достаточно. Это похоже на срубание сорняка на уровне земли. Корень остаётся и вскоре энергично прорастает.

Помню, как однажды я занимался медленной медитацией ходьбы на дзенском затворении. Мы шли по лесу. Передо мной шёл молодой человек, сильно раздражённый из-за одного единственного комара. Когда комар летал вокруг его головы, тот не мог вынести мысли, что комар вот-вот сядет и укусит. Как отчаянно он жаждал, чтобы комар оставил его в покое! Он начал отбиваться от этого стремительного комара. Чем больше он отбивался, тем больше распалялся. Чем жарче ему было, тем больше он потел. Остальные в линии медитации ходьбы были спокойны и привлекали мало внимания комаров. А отбивавшегося юношу комары обсели во множестве, привлечённые жаром его тела и потом. Скоро бедняга заплясал комариный танец, хлопая и так, и сяк, прыгая и шарахаясь. То, против чего он пытался бороться, не только продолжалось, но и усилилось.

Мы часто обращаемся с привычками похожим образом. Мы подавляем ощущение стремления, порождённое привычкой. Когда привычная мысль появляется в уме, мы от неё отбиваемся. Мы осознаём, что мысль появилась. Например, когда мы чего-то жаждем и пытаемся сопротивляться, мы осознаём, что подавляем мышление страсти; но это придаёт страсти ещё больше силы. Мы не победили страсть, но лишь отказались, благодаря силе воли, сдаться в данное мгновение. Такие действия похожи на сдерживание дыхания под водой. Рано или поздно, придётся вдохнуть. Вынырнув на поверхность, ты хватаешь ртом воздух, вдыхая намного больше, чем раньше. Пытаться отогнать страсть — неестественный способ победить омрачения. В редких случаях, удаётся прекратить такие привычки силой воли, но в общем, вместе с силой воли, используют другие факторы.

Если подавление чувств не работает, то как же избавляться от дурных привычек? Надо тщательно исследовать своё мышление и привычки и посмотреть, когда и где эти привычки начались. Надо посмотреть именно на то, почему эти привычки так на нас влияют. Например, если у человека есть привычка курить, можно посмотреть, почему он курит. Может, привычка к сигаретам началась, когда он был молод. Тогда привычка была очень сильна. Ты осознаёшь, что у привычки есть некие химические вещества, создающие физиологическую зависимость. Осознаёшь, что курение мгновенно удовлетворяет эту жажду, но с каждой сигаретой создаётся ещё большее стремление курить. Ты осознаёшь, что эта жажда, если её не удовлетворить сразу, в будущем создаст более сильное ощущение неудобства. Наконец, ты осознаёшь цену курения: дурной запах изо рта, денежные траты, слабое здоровье, сокращение жизни и болезненные недуги вроде рака. Знания всего этого может не хватить, чтобы преодолеть позыв курения. Есть люди, курящие несмотря на то, что их голосовой аппарат удалили из-за рака. Они продолжают курить даже через дырку в горле.

Чем больше ты успокаиваешь ум, тем яснее он становится. Чем яснее ум, тем легче он может наблюдать возникающие там явления (ощущения и желание). Тогда ум не считает эту страсть его собственной. Уму ясно, откуда жажда приходит. Больше ты не поддашься извращённому мышлению, типа «Мне нужна эта сигарета, выпивка, наркотик, ощущение, объект» и так далее.

Мой учитель, Мастер Шен Янь, сравнивает избавление от привычек дзенскими методами с удалением пиявок. Если человек, покрытый пиявками, пытается убирать их по одной, стягивая с тела, то их головки могут остаться и причинять вред. Напротив, если ты посыплешь солью всё тело, пиявкам среда пребывания покажется неподходящей, и они отвалятся сами.

Когда ум спокоен, мы не даём плодородной среды для поддержания омрачённого мышления. Омрачённые мысли начинают терять силу и частоту. Только когда ты начинаешь цепляться или привязываться к этим мыслям, привычка снова становится интенсивной. Например, если ты решил стать вегетарианцем (из участия и понимания) после целой жизни мясоедения, то это может получиться. Однако если твоя практика не обрела достаточной силы, то скоро под влиянием других ты можешь вернуться к мясу.

Именно наше понимание практики и способность практиковать устойчиво позволяют уму естественно очиститься от разрушительных и негативных привычек. Помните, что ваши привычки возникли не за один день — и вряд ли они рассеются в один день. Это было бы не естественно. Однако при устойчивой практике ты устойчиво продвигаешься к устранению всех отрицательных привычек.

Сохраняйте веру в ум и держите оба глаза на практике.


Перевод Постоянного Озарения по Habits.