И друг заключил: "Тогда мне надо упорно работать, пока не придёт смерть. В жизни слишком много страданий".

Шен Янь. Без мыслей про обретения и потери – свобода от сансары

Бесформенное покаяние

Покаяние считается одной из важных дзенских практик.

Кому-то это покажется странно, ведь во многих книжках дзен представляют как «учение, которое ничего не признаёт». Если ничего не признаёшь – в чём же каяться?

Каков смысл практики покаяния? В каких случаях её стоит применять? Как именно?

В «Сутре помоста Шестого Патриарха» есть раздел о покаянии (в поздних редакциях сутры это глава 6; в ранней, дуньхуанской версии это п.22 и др.). Там очень краткая версия практики, поэтому она хорошо подходит для повседневного применения. Но есть много разных переводов, с довольно разными смыслами. Какой же текст взять русским практикующим?

Вот небольшая подборка материалов, чтобы помочь разобраться в этих вопросах.

Покаяние и скромность. (Мастер Шен Янь)

Пер. по http://www.chancenter.org/chanctr/ddp/chanmag/sum1999.html

Регулировка тела и ума медитацией может ослабить волнения (омрачения) и, в конце концов, привести к мудрости. Для этого вам нужны правильные представления, и вам нужны методы. Чаньские представления и методы переплетаются: представления направляют использования метода, а метод должен согласоваться с представлениями.

В чань-буддизме есть несколько средств для регулировки ума. Первый – покаяние. Второй – устремление, или обеты. Третий – великая решимость. Если вы используете метод хуатоу, четвёртый – великое сомнение. И последний – передача заслуги (добродетельной энергии).

Эти средства и начинаются, и заканчиваются на точке зрения непостоянства, страдания и пустотности. Будда Шакьямуни учил о непостоянстве всего, особенно наших мыслей. Не понимать непостоянства значит ослеплять себя для страданий; понимать непостоянство – значит начать путь к освобождению. Непосредственно переживать непостоянство – значит стать просветлённым. Используйте это понимание, чтобы провести себя к великому освобождению, великой мудрости и великому состраданию.

Без чувства стыда и скромности у покаяния нет силы, это бессмысленный ритуал. Стыд и скромность приходят, когда мы осознаём, что делали то, чего не стоило делать; и осознаём, что не делали того, что сделать стоило. Мы осознаём, что, когда мы повредили или не смогли помочь себе, мы также повредили или не смогли помочь другим. Итак, у покаяния две стороны: сторона себя и сторона других; наше раскаяние чувствуется с обеих сторон. Чтобы породить стыд и скромность, нам нужно самонаблюдение – видеть себя, как мы есть.

Некоторые люди могут казаться очень хорошими практикующими, но иметь отрицательную самооценку и принижать себя. Это не настоящие стыд или скромность. На самом деле, этим можно повредить себе и другим. Без самонаблюдения им может быть трудно осознать свою ошибку, развить стыд и скромность и покаяться. Для таких людей практика очень трудна.

Настоящее покаяние – это принятие ответственности за наши действия и принятие решения измениться. Это показывает, что вы понимаете работу кармы, причины и следствия. Вы больше не прячетесь от того факта, что рано или поздно пожнёте последствия. Большинство людей думает, что каяться нужно только за наши дурные дела. Но последователи Махаяны каются и за то, что им следовало сделать, но они не сделали. Это промахи в сострадании, потерянные шансы исполнять наш обет помощи чувствующим существам. За эти упущения нам тоже нужно каяться. Покаяние – это обоюдоострый меч: он укрепляет нашу решимость практиковать и питает наше сострадание к другим.

Дополнительные материалы

Практика покаяния 35 Будд:
http://fpmt.spb.ru/dharma/practice/22/
и со всякими подробностями:
http://abhidharma.ru/A/Buddha/Content/35%20Budd.htm
Рекомендую: на этой же страничке есть ссылки на обеты бодхисаттвы в расширенной (тибетской) версии, очень интересно.

Беседы дзенских учителей на английском языке:

Сестра Вэл Шимански. Бесформенное покаяние
http://bamboointhewind.org/teaching_formless.html

Дзёсё Пэт Фелан. Практика покаяния
http://www.chzc.org/pat58.htm

Мастер Гильберт Гутьеррес. Разные вопросы о дзене
http://dharmatalks.riversidechan.org/2015/10/dharma-talk-october-5-2015-chan.html

Из серии телепередач «Великий Барабан Дхармы» (беседы с Мастером Шен Янем)
– на китайском языке, с английскими субтитрами –

GDD-63. Зачем нам практиковать покаяние? Как именно?
https://www.youtube.com/watch?v=e2zaLcgBEfo

GDD-64. Буддийские ритуалы покаяния
https://www.youtube.com/watch?v=awWAVex4L9o

Различные переводы текста «Бесформенное покаяние» (отрывок из «Сутры помоста Шестого Патриарха»)

Вот некоторые существующие переводы (с английских версий перевод мой – Постоянного Озарения).

1. Волкотрубов

(Поздняя версия сутры).

А сейчас я передам вам бесформенное покаяние, чтобы уничтожить ваши грехи прошлого, настоящего и будущего и обрести чистую карму мысли, слова и дела.
Ищущие истину!
Произносите за мной то, что я скажу:
Я, ученик (имя), в прошлом, настоящем и будущем не загрязняюсь глупостью и заблуждениями. Я раскаиваюсь во всех прошлых грехах своей злой кармы, совершённых из-за глупости и заблуждений. Желаю, чтобы эти грехи были в мгновение уничтожены и никогда не совершались вновь.
Я, ученик (имя), в прошлом, настоящем и будущем не загрязняюсь безумной гордостью. Я раскаиваюсь во всех прошлых грехах своей злой кармы, совершённых из-за безумной гордости. Желаю, чтобы эти грехи были в мгновение уничтожены и никогда не совершались вновь.
Я, ученик (имя), в прошлом, настоящем и будущем не загрязняюсь завистью. Я раскаиваюсь во всех прошлых грехах своей злой кармы, совершённых из-за зависти. Желаю, чтобы эти грехи были в мгновение уничтожены и никогда не совершались вновь.
Ищущие истину!
Это называется бесформенным покаянием (санскр. Ксама Яти). Поговорим о том, что называется Ксама и что называется Яти. Ксама – это покаяние в прошлых грехах. Покаяние во всех прошлых грехах своей злой кармы, совершённых из-за глупости, заблуждений, безумной гордости, зависти, с пожеланием никогда не совершать их вновь – это называется Ксама. Яти – это раскаяние во всех своих будущих грехах злой кармы, совершаемых из-за глупости, заблуждений, безумной гордости, зависти. Мы сегодня уже прозрели, поэтому навсегда отсекаем эти грехи, и никогда не будем совершать их вновь. Это называется Яти.
Итак, это то, что называется Ксама Яти. Простые люди пребывают в глупости и заблуждениях. Они знают только, что нужно покаяться в прошлых ошибках, но не знают, что нужно ещё раскаяться в будущих ошибках. Поскольку они не раскаиваются в будущих ошибках, поэтому, не искупив ещё прошлые грехи, в будущем они совершают новые. А раз у них не искуплены прошлые грехи, но и совершаются новые грехи, как же мы можем тогда назвать это покаянием (Ксама Яти)?

2. Абаев

(Ранняя, краткая – дуньхуанская версия).
http://www.daolao.ru/Huineng/sutra_pomosta_abaev.htm

§ 22. А сейчас, поскольку я уже объяснил вам четыре [великих] обета, я дам вам внезнаковое (у-сян) покаяние, которое уничтожит грехи трех миров». Великий наставник сказал: «Благомудрые друзья!
Если ваши прошлые мысли, будущие мысли, нынешние мысли, если весь поток мыслей не омрачен (загрязнен) заблуждениями и в своей природе вы сразу (мгновенно) отбросили все прошлые дурные деяния, то это и будет покаяние. Если ваши прошлые мысли, будущие мысли, нынешние мысли, если весь поток мыслей не омрачен заблуждениями и вы навсегда освободили свое сознание от прошлых ложных представлений, это и будет называться покаянием собственной природы. Если ваши прошлые мысли, будущие мысли, нынешние мысли, весь поток мыслей не омрачен завистью (недоброжелательством) и в своей природе вы отбросили всю прошлую недоброжелательность, это и будет покаяние.
Таково внезнаковое покаяние. Благомудрые друзья! Что в этих вратах Учения называется покаянием (чань-хуэй)? «Взывать к милосердию» (чань) — это значит в течение всей жизни не совершать [дурных поступков]. «Раскаиваться» (хуэй) — это значит знать о своих прошлых ошибках и дурных деяниях и никогда не выбрасывать их из своего сознания. Но бесполезно исповедоваться об этом в словах перед [изображением] Будд. В этих вратах моего Учения покаянием называется никогда не совершать дурных деяний.

(Ещё один, похожий перевод — Еше Нинбо http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=22166)

3. Маслов

(Поздняя версия сутры).

Теперь настала пора преподать вам «покаяние вне проявлений». Как только вы сумеете уничтожить прегрешения всех трех миров, в тот же момент достигнете чистоты и незамутненности трех карм. О, глубокомудрые! Пусть каждый из вас вслед за мной повторит следующие слова: «Я, ученик, обещаю, что с этого момента мысли о прошлом, настоящем и будущем не загрязнят [мое сознание] различными заблуждениями. С этого момента я приношу искреннее покаяние в прегрешениях, порожденных таким дурным делом как заблуждения, желаю уничтожить их раз и навсегда и вовек не возвращаться к ним. Я, ученик, обещаю, что с этого момента мысли прошлого, настоящего и будущего не загрязнят мое сознание чувством гордыни. С этого момента я искренне раскаиваюсь во всех прегрешениях, возникших из-за такого недоброго дела как гордыня, желаю уничтожить её раз и навсегда и вовек не возвращаться к ней. Я, ученик, обещаю, что с этого момента мысли о прошлом, настоящем и будущем не загрязнят меня чувством зависти. Я искренне раскаиваюсь во всех прегрешениях, порожденных таким недобрым делом как зависть, желаю уничтожить её раз и навсегда и вовек не возвращаться к ней».

4. Лю Гуань Юй

Перевод по англ. тексту в:
Lu K'uan Yü. Ch'an and Zen Teaching - Series Three, pp. 9-102.
http://terebess.hu/zen/mesterek/altar_sutra_part1.pdf
http://terebess.hu/zen/mesterek/altar_sutra_part2.pdf

[Шестой Патриарх сказал:] Учёные друзья, повторяйте за мной:

Я, такой-то, ученик Будды. Пусть наши прошлые, нынешние и будущие мысли – все наши мысли – будут свободны от пятен неведения и заблуждений. Сейчас мы искренне раскаиваемся в наших прошлых дурных делах, словах и мыслях – вызванных нашими неведением и заблуждениями. Пусть все эти промахи немедленно уничтожатся, и пусть неведение и заблуждения никогда больше не возникнут.
Я, такой-то, ученик Будды. Пусть наши прошлые, нынешние и будущие мысли – все наши мысли – будут свободны от пятен высокомерия и обмана. Сейчас мы искренне раскаиваемся в наших прошлых дурных делах, словах и мыслях – вызванных нашими высокомерием и обманом. Пусть все эти промахи немедленно уничтожатся, и пусть высокомерие и обман никогда больше не возникнут.
Я, такой-то, ученик Будды. Пусть наши прошлые, нынешние и будущие мысли – все наши мысли – будут свободны от пятен зависти и ревности. Сейчас мы искренне раскаиваемся в наших прошлых дурных делах, словах и мыслях – вызванных нашими завистью и ревностью. Пусть все эти промахи немедленно уничтожатся, и пусть зависть и ревность никогда больше не возникнут.

5. Макрей

Перевод по англ. тексту в:
http://terebess.hu/zen/PlatformMcRae.pdf
Translated by John R. McRae

[Шестой Патриарх сказал:] Добрые друзья, повторяйте все вместе за мной, в один голос:

От прошлых мыслей к нынешним мыслям и до будущих мыслей, в каждый миг мысли мы не подвержены загрязнениям глупости. Мы, ученики, каемся во всех своих проступках глупости и дурных делах прошлого. Мы молим, чтобы все они были мгновенно уничтожены и никогда больше не возникли.
От прошлых мыслей к нынешним мыслям и до будущих мыслей, в каждый миг мысли мы не подвержены загрязнениям нечестности. Мы, ученики, каемся во всех своих проступках нечестности и дурных делах прошлого. Мы молим, чтобы все они были мгновенно уничтожены и никогда больше не возникли.
От прошлых мыслей к нынешним мыслям и до будущих мыслей, в каждый миг мысли мы не подвержены загрязнениям зависти. Мы, ученики, каемся во всех своих проступках зависти и дурных делах прошлого. Мы молим, чтобы все они были мгновенно уничтожены и никогда больше не возникли.

6. Ямпольский

Перевод по англ. тексту в:
http://terebess.hu/zen/PlatformYampolsky.pdf
Translated by Philip B Yampolsky

(Дуньхуанская версия).

Мастер сказал:

Добрые друзья, если во прошлых мыслях, нынешних мыслях и будущих мыслях, если в мыслях [следующих] одна за другой вы не запятнаны заблуждением и сразу отбрасываете своей собственной природой прошлые дурные действия, вот поиск прощения.
Если во прошлых мыслях, нынешних мыслях и будущих мыслях, если в мыслях одна за другой вы не запятнаны неведением и навсегда отбрасываете свои прошлые высокомерные умы, это называется искать прощения собственной природой.
Если во прошлых мыслях, нынешних мыслях и будущих мыслях, если в мыслях одна за другой вы не запятнаны завистью и собственной природой отбрасываете прошлые чувства зависти, это поиск прощения.

(Повторите это трижды).

7. Клири

Перевод по англ. тексту в:
http://terebess.hu/zen/HuinengCleary.pdf
Translated by Thomas Cleary

[Шестой Патриарх сказал:] Добрые друзья, повторяйте все вместе за мной:

От прошлого мгновения мысли, нынешнего мгновения мысли, будущего мгновения мысли, от [одного] мгновения мысли до [другого] мгновения мысли, я не буду подвергаться влияниям безрассудства и заблуждений. Я раскаиваюсь во всех былых безрассудстве и заблуждениях – и в других вызванных ими ошибках. Я молюсь, чтобы они исчезли все сразу и никогда больше не появлялись.
От прошлого мгновения мысли, нынешнего мгновения мысли, будущего мгновения мысли, от [одного] мгновения мысли до [другого] мгновения мысли, я не буду подвергаться влияниям самомнения и обмана. Я раскаиваюсь во всех прошлых дурных делах, связанных со зловредными самомнением и обманом. Я молюсь, чтобы они исчезли все сразу и никогда больше не появлялись.
От прошлого мгновения мысли, нынешнего мгновения мысли, будущего мгновения мысли, от [одного] мгновения мысли до [другого] мгновения мысли, я не буду подвергаться влияниям ревности и зависти. Я раскаиваюсь во всех прошлых дурных делах, связанных со зловредными ревностью и завистью. Я молюсь, чтобы они исчезли все сразу и никогда больше не появлялись.

8. Прочие

http://terebess.hu/zen/PlatformHua.pdf
Translated by Heng Yin, with commentary by Hsüan Hua
Перевод – ничего особенного, хотя комментарий хорош, не без юмора.

http://www.katinkahesselink.net/tibet/hui_neng6.html
Перевод A.F.Price and Wong Mou-Lam – примерно такой же, как другие. «Обман» там упоминается скорее как нечестность, неискренность: dishonesty (asatya).

Бесформенная практика. (Мирянин Постоянное Озарение)

Что значит бесформенная практика?

Ум не должен вовлекаться в охваченность формами.

Например, попадая в разные ситуации, мы чувствуем себя в определённом положении, в определённой роли и т.д.

Именно от этого возникают ощущения затруднений и несвободы.

Мы воспринимаем там «реальные проблемы». Но эти проблемы – конструкции ума. Мы можем ясно увидеть это, когда переходим на непосредственное созерцание того, что есть в этот миг. Тело и окружающее. Непосредственные ощущения в этот миг.

В этом мгновении нет проблем. Например, если нас давят заботы и поэтому мы ссутулились, нам не нужно сначала искать какие-то выходы. Мы можем сразу расправить плечи.

Так же и во всём остальном: вместо контакта с реальностью через конструкции проблем, где мы встраиваемся в колею шаблонов – мы просто сдвигаем то, что нужно сдвинуть в этот миг.

Вместо контакта с реальностью, мы сами становимся реальностью. Как это и было всегда.

Свободный дух – это не-охваченность никакими формами и ситуациями, никакими положениями, ролями и чувствами, которые из них возникают.

Так, в «бесформенности», то есть, без наложения на нас шаблонов и оков, есть только реальное-чистое состояние явлений в этот миг, без наложения на них проекций ума.

В таком восприятии мы не стремимся чему-то следовать, подражать, быть чем-то…

Нас не удручают прошлые положения. Не удручают будущие положения.

Все шаблоны и образы себя откладываются, и освобождается место для проявления живой потребности момента.

Мы чутко следуем сигналам тела и окружающего.

Итак, это, с одной стороны, не охваченность проблемами – формами. А, с другой стороны, текучая всеобщность – никакой пассивности или отгороженности от чего-то. Иначе это была бы охваченность формой, не настоящая свобода.

Свободный дух, бесформенность – это равновесие, гармония в этот миг. Они удерживаются благодаря чуткости и текучести.

Вариант краткой практики покаяния

Вариант примерный, отзывы и предложения принимаются. – Постоянное Озарение

(Весь текст можно читать с ладонями, сложенными перед грудью. Если нужно держать текст перед собой, его держат, например, между указательными и средними пальцами при сложенных ладонях, или двумя руками как обычно).

Вступление
(По желанию).

(Поклон).

Я, такой-то, в течение бесчисленных жизней совершал тяжкие проступки.

Я убивал, ранил и вредил здоровью чувствующих существ. Я приказывал и побуждал других это делать и радовался таким действиям.

Я воровал, разрушал и неразумно использовал имущество, время и силы чувствующих существ. Я приказывал и побуждал других это делать и радовался таким действиям.

Я совершал сексуальные злоупотребления, негодными способами, с негодными партнёрами или с негодной мотивацией. Я приказывал и побуждал других это делать и радовался таким действиям.

Я лгал, оскорблял, сеял рознь и болтал впустую. Я приказывал и побуждал других это делать и радовался таким действиям.

Я употреблял опьяняющие вещества и развивал привычки неосознанности. Я приказывал и побуждал других это делать и радовался таким действиям.

Эти и другие мои действия вели к страданиям чувствующих существ.

Перед бесчисленными буддами, бодхисатвами и чувствующими существами я раскаиваюсь и смиренно простираюсь.

(Простирание).

Бесформенное покаяние

Я, ученик собственной природы такой-то, в мыслях прошлого, настоящего и будущего, от одного мгновения мысли до другого я не подвержен безрассудству и заблуждениям. Я раскаиваюсь в былых безрассудстве и заблуждениях и вызванных ими ошибках. Пусть они мгновенно исчезнут и никогда больше не появляются.

(Простирание).

Я, ученик собственной природы такой-то, в мыслях прошлого, настоящего и будущего, от одного мгновения мысли до другого я не подвержен самомнению и неискренности. Я раскаиваюсь в былых самомнении и неискренности и вызванных ими ошибках. Пусть они мгновенно исчезнут и никогда больше не появляются.

(Простирание).

Я, ученик собственной природы такой-то, в мыслях прошлого, настоящего и будущего, от одного мгновения мысли до другого я не подвержен зависти и ревности. Я раскаиваюсь в былых зависти и ревности и вызванных ими ошибках. Пусть они мгновенно исчезнут и никогда больше не появляются.

(Простирание).

(Вышеуказанные три абзаца с простираниями можно повторять – например, всего по три раза. В этом случае возможен такой вариант:

Пять предписаний
(Принимаются по желанию).

Я обязуюсь не убивать и избегать вредить чувствующим существам, но стараться защищать их от вреда.

Я обязуюсь не воровать и избегать брать то, что не дано, но стараться заботиться о разумном использовании ресурсов.

Я обязуюсь не совершать сексуальных злоупотреблений и избегать действовать из страсти, но стараться устанавливать отношения на основе сострадания.

Я обязуюсь не лгать, не оскорблять, не сеять рознь и не болтать попусту, но стараться говорить слова мудрости и любящей доброты.

Я обязуюсь не употреблять опьяняющие вещества, но стараться раскрывать осознанность всего пространства.

(Простирание).

Посвящение заслуг
(Обычно делается в завершение сеанса практики, или в завершение последнего сеанса за день. Формулировка посвящения заслуг может быть различной, по желанию. Например:)

Пусть благодаря этой практике все чувствующие существа освободятся от страданий и полностью пробудятся!

(Поклон).