С тех пор, как я приступил к затворению, мой ум стал очень спокоен и упорядочен, и никогда не испытывал волнения. Я чувствовал себя очень счастливым, как будто вернулся домой.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Мастер Тик Нат Хан

Пять упражнений в осознанности

Пять упражнений в осознанности выражают буддийский взгляд на глобальную духовность и этику. Это конкретное воплощение учений Будды о Четырёх Благородных Истинах и Восьмеричном Пути – путь правильного понимания и истинной любви, ведущий к исцелению, трансформации и счастью для себя и мира.
Практикой Пяти упражнений в осознанности мы развиваем наше проникновение в истину о взаимности нашего существования. Это Совершенные Взгляды, которые могут убрать всякую дискриминацию, нетерпимость, гнев, страх и отчаяние. Если мы живём согласно Пяти упражнениям в осознанности, то мы уже на пути бодхисатвы. Зная, что мы на этом пути, мы не теряемся ни в замешательстве о нашей жизни в настоящем, ни в страхах о будущем.


 

1. Почтение к жизни

Осознавая страдания, причиняемые разрушением жизни, я намерен(а) развивать осознание взаимности нашего существования; развивать сострадание и учиться способам защиты жизни людей, животных, растений и минералов. Я намерен(а) не убивать, не позволять другим убивать и не поддерживать любой акт убийства в мире, в моих мыслях и в моём образе жизни.
Видя, что вредные действия возникают из гнева, страха, жадности и нетерпимости, которые сами исходят из двойственного, противопоставляющего мышления, я буду развивать открытость, не-противопоставление и непривязанность ко взглядам, чтобы преобразовать насилие, фанатизм и догматизм в себе и в мире.

2. Истинное счастье

Осознавая страдания, причиняемые эксплуатацией, общественной несправедливостью, воровством и подавлением, я намерен(а) развивать щедрость в своих мыслях, речи и поступках. Я принимаю решение не красть и не владеть тем, чему следует принадлежать другим. Я буду практиковать любящую доброту и учиться способам принесения пользы людям, животным, растениям и минералам. Я буду делиться своим временем, энергией и материальными ресурсами с теми, кто в них нуждается.
Я буду практиковать глубокую проницательность, чтобы видеть, как счастье и страдание других не отдельны от моего собственного счастья и страдания; что истинное счастье невозможно без понимания и сострадания, и что погоня за богатством, славой, властью и чувственными удовольствиями может принести много мук и отчаяния.
Я осознаю, что счастье зависит от моего отношения, а не от внешних условий, и что я могу счастливо жить в данный миг, просто помня, что у меня более чем достаточно условий для счастья. Я намерен(а) практиковать Совершенный Образ Жизни, так что я смогу уменьшать страдания живых существ на Земле и остановить процессы глобального потепления. Я буду уважать собственность других, но буду препятствовать извлечению прибыли, основанной на страданиях людей или других видов на земле.

3. Истинная любовь

Осознавая страдания, причиняемые неправильным сексуальным поведением, я намерен(а) развивать ответственность и учиться способам защиты безопасности и целостности людей, пар, семей и общества. Зная, что половая страсть – не любовь, и что сексуальная активность, мотивируемая страстной жаждой, всегда вредит мне и другим, я принимаю решение не вовлекаться в сексуальные отношения без истинной любви и глубоких, долговременных обязательств, оглашённых перед моей семьёй и друзьями.
Я буду делать всё, что в моих силах, чтобы защищать детей от сексуальной эксплуатации и предохранять пары и семьи от распада из-за неправильного сексуального поведения. Видя, что тело и ум – одно, я намерен(а) учиться подходящим способам заботы о моей сексуальной энергии и развивать любящую доброту, сострадание, радость и принятие – четыре основных элемента истинной любви – для моего большего счастья и для большего счастья других. Практикуя истинную любовь, мы знаем, что продолжение этого в будущее будет прекрасно.

4. Любящая речь и глубокое слушание

Осознавая страдания, причиняемые невнимательной речью и неспособностью слышать других, я намерен(а) развивать любящую речь и сострадательное слушание для облегчения страданий, примирения и согласия во мне и между другими людьми, национальными и религиозными группами и странами. Зная, что слова могут созидать счастье или страдание, я обязуюсь говорить честно, используя слова, вселяющие доверие, радость и надежду.
Когда гнев проявляется во мне, я принимаю решение не говорить. Я буду практиковать осознанные дыхание и ходьбу, чтобы распознавать и проницательно видеть свой гнев. Я знаю, что корни гнева можно найти в моих ложных восприятиях и недостатке понимания страданий во мне и в другом человеке. Я буду говорить и слушать таким образом, чтобы это могло помочь мне и другому человеку преобразовать страдания и увидеть путь выхода из трудных ситуаций.
Я принимаю решение не распространять новости, в которых не уверен(а), и не говорить слов, которые могут вызвать раздоры или вражду. Я буду практиковать Совершенное Усердие, чтобы питать свою способность к пониманию, любви, радости и принятию, и постепенно преобразовать гнев, насилие и страх, лежащие глубоко в нашем сознании.

(Прим. пер.:) В буддийские обеты также может входить что-то вроде: Я буду воздерживаться и буду помогать другим воздерживаться от траты времени и сил на пустую болтовню.

5. Питание и исцеление

Осознавая страдания, причиняемые невнимательным потреблением, я намерен(а) поддерживать хорошее здоровье – физическое и психическое – себя, моей семьи и моего общества, практикуя осознанность питания, питья и потребления. Я буду практиковать проницательный взгляд на то, как я потребляю Четыре Вида Питания, то есть: пищу, чувственные впечатления, побуждения и сознание.
Я принимаю решение на заниматься азартными играми, не употреблять алкоголь, наркотики и любые другие продукты, содержащие яды – как, например, некоторые сайты интернета, электронные игры, телепрограммы, фильмы, журналы, книги и разговоры.
Я буду практиковать возврат к настоящему мгновению, чтобы соприкасаться с освежающими, исцеляющими и питающими элементами во мне и вокруг меня, не позволяя сожалениям и печали утащить меня в прошлое, и не позволяя беспокойствам, страху или страстной жажде вытащить меня из этого мгновения.
Я намерен(а) не пытаться покрывать одиночество, тревожность и другие страдания потерей себя в потреблении. Я буду созерцать взаимность существования и потреблять таким способом, который сохраняет мир, радость и благополучие в моём теле и сознании – и в коллективном теле и сознании моей семьи, моего общества и Земли.

 


Перевод в ред. Постоянного Озарения, 2015
http://plumvillage.org/mindfulness-practice/the-5-mindfulness-trainings