Развитие монаха обычно шло постепенно и незаметно, через опыт обыденной жизни. Планового обучения просто не было. Я сочувствовал тем, кто никогда не слышал о Дхарме, и понимал важность возрождения буддизма. Я дал обет узнать больше об Учении Будды, чтобы однажды я смог передавать его другим.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Постоянное Озарение

Алкоголь и буддизм

Вопрос:

Как относиться к алкоголю и его употреблению? Я сам около года не пью вообще, но порой посещают мысли о бокале вина или кружке пива в хорошей компании. Как относится к этому буддизм?

Ответ:

С точки зрения энергий тела, алкоголь нагружает печень и снижает чуткость сердца.

Поскольку напряжения сердца ощущаются меньше, в малых дозах это может ощущаться как эйфория.

Но при увеличении дозы нарастает отравление. Сознание сужается, осознанность и самоконтроль слабеют.

Поэтому при небольших дозах (примерно до 200 г натурального вина на 100 кг веса тела) алкоголь может помочь раскрепоститься, сбросить эмоциональное напряжение (так сказать, накопившуюся на сердце тяжесть).

Иногда это можно считать полезным действием.

Однако в этом нет необходимости для человека, тело которого чутко и гибко, физически и энергетически. (Например, благодаря занятиям йогой или цигуном). У такого человека на сердце уже нет напряжения. Будет ощущаться только тяжесть на печени, и поэтому даже малые дозы алкоголя будут неприятны.

Итого: для человека с запущенным состоянием тела и ума, немного алкоголя может помочь расслабиться, раскрепоститься, отпустить внутреннее напряжение самоконтроля и почувствовать эмоциональное облегчение.

Но при этом телу наносится и вред. Понемногу разрушается печень, нервные клетки и пр. Рефлекторные цепочки меняются: обычное чувство жажды смешивается с желанием алкоголя. Поэтому снова и снова хочется выпить спиртного, и дозы растут. Если человек пьёт алкоголь в больших дозах, то состояние отравления ассоциируется с эйфорией и кажется нормальным, или даже приятным. Всё больше человек опускается во свинское состояние, личность деградирует, мозг разрушается.

Итого: регулярное потребление алкоголя наносит вред телу и создаёт психологическую зависимость. Желание выпить становится ежедневным.

Вывод: лично я не считаю употребление бокала натурального вина или кружки пива чем-то страшным. В каких-то случаях — однократно или изредка — это можно оправдать. Но ввести это в обычай, выпивать регулярно — значит пользоваться неверным ответом на проблему. (Эмоционального напряжения, тяжести на сердце). Лучший ответ — заниматься телесной практикой. Это полезно для тела, и напряжения не будут накапливаться.

Если привычка выпивать уже возникла, её можно ослабить,

1. употребляя чай взамен. Постепенно жажда алкоголя поблекнет, восстановится обычная рефлекторная цепочка. Желание попить будет удовлетворяться обычной водой.

2. Занимайтесь телесными практиками, развивающими расслабленность и чуткость тела-ума. Это даст энергетическую гибкость, возникающие напряжения будут быстро растворяться.

3. Отказаться от алкоголя помогает решимость. Нежелание зависимости. Твёрдо решите отказаться от любого вида алкогольных напитков — и расслабьтесь. Больше вам не нужно будет беспокоиться об этой проблеме, спрашивать себя: «Выпить или не выпить?» Решение принято, вопрос закрыт. Всё уже в порядке.

Пообщаться с друзьями можно за чаем. Можно вместе заниматься какой-то расслабляющей и приятной деятельностью. Например, попеть мантры или песни. Поиграть на барабанчиках и других инструментах. Посещать концерты и выставки. Танцевать. Гулять в разных красивых местах — например, на природе. Вместе рисовать. Играть в интересные игры. Вместе посмотреть хороший фильм (но не просто тупо убивать время перед телевизором). Вместе заниматься спортом или телесными практиками (йогой, цигуном). Медитациями. Разговаривать о том, что интересного происходит в жизни. Что вы узнали. Как справляться с какими-то трудностями. И так далее (добавляйте в комментариях, что ещё)… Вместе делать какое-то дело, особенно, полезное для других. Мастерить. Изучать что-то — например, иностранный язык. Изучать Дхарму. Вместе читать сутры и притчи, обсуждать их. Вместе сочинять — например, стихи. Вместе приготовить еду, а потом вместе осознанно поесть, ощущая благодарность ко всем тем существам, благодаря которым эта пища на вашем столе. Вместе убирать и украшать помещение — или, например, буддийский алтарь. И так далее, и так далее…

Творческое проживание жизни интереснее и полезнее, чем принятие химических лекарств (таких как алкоголь). Их лучше считать «аварийным» средством. А на самом деле, в употреблении алкоголя нет необходимости. Расслабление, отпускание напряжений и хорошее самочувствие могут достигаться более безвредными способами. Для общения с друзьями есть другие «форматы».

Об отношении к алкоголю в буддизме:

Начнём с того, что типичное состояние человека — носить в себе напряжения и противостояния.

Поскольку это часто ощущается как неприятное, люди пытаются справиться с неприятностью, неудовлетворённостью путём

Но приятные занятия и отмахивание от неприятного — это не устранение неприятного. Это не действительное решение проблемы, поскольку неприятное остаётся. Чем упорнее мы пытаемся снизить и ограничить осознанность, тем, как правило, больше растёт проблема. Чем больше мы гоняемся за приятными ощущениями, тем больше растёт зависимость от них.

Тогда, поскольку приятные ощущения не всеохватны (а существуют наряду с неприятными), полной удовлетворённости никогда не наступает. Это всегда лишь погоня за удовлетворённостью.

Круговорот: то некоторый кайф, то неудовлетворённость от ослабления и потери этого кайфа.

Поэтому, чем больше гоняешься за приятными переживаниями, чем глубже стараешься в них погрузиться (и уйти от полной осознанности), тем больше растёт и неудовлетворённость. Например, чем больше за что-то приятное цепляешься, тем больше ранит уход этого.

Вот, этот механизм — одна из центральных тем буддийского учения. Погружение в страсти — это попытка уйти от неудовлетворённости, но на самом деле это усугубление проблемы. Как питьё морской воды, это скорее раздражает жажду, чем утоляет.

Решение проблемы — не углубляться во круговорот сансары. Раскрыть осознанность и отпустить ощущения.

Поначалу это может быть не очень приятно — открыться неудовлетворённости. Но при спокойном созерцании психологическая жажда стихает. Неприятное состояние проходит. Остаётся спокойствие. Безмятежность. Нормальное состояние, без тяги к чему-то, без ощущения недостатка.

Равновесие.

Поэтому буддизм говорит, что решение проблем неудовлетворённости (страданий) — не гоняться за жаждой, но отпустить её причины. Прекратить нагнетание внутренних напряжений. Открыть осознанность и прийти в равновесие. Когда волнения отпущены, они перестают возобновляться.

Происходит естественная регулировка. Случился всплеск — прошла волна. Но не началось усиленное болтание волн.

Конечно, в этой общей картине могут быть исключения. Чтобы осознать что-то, иногда полезно удержать переживания, сконцентрироваться на них. Прочувствовать страсть, жажду и неудовлетворённость. Но это не для того, чтобы гоняться за страстями и погружаться в них, а для того, чтобы осознать причины проблем и перестать их возобновлять.

Из этого понимания возникают буддийские обеты. Главные — Пять предписаний. Мастер Тик Нат Хан называет их «Пятью упражнениями в осознанности».

1. Воздержание от убийства (и шире — от нанесения вреда чувствующим существам).

2. Воздержание от воровства (и шире — от взятия того, что тебе не дали).

3. Воздержание от недолжного сексуального поведения.

4. Воздержание ото лжи (и шире — от неполезной речи).

5. Воздержание от употребления опьяняющих веществ.

Основной смысл этих пяти предписаний — воздерживаться от попадания в зависимость от страсти (в круговорот сансары), когда погоня за приятным создаёт причины для неприятного, и это продолжается без конца.

Например, когда мы сталкиваемся с чем-то неприятным, может захотеться убить это, уничтожить. Но тогда устранится лишь данный неприятный элемент в данной обстановке. Корни проблемы останутся. Ты снова и снова будешь сталкиваться с тем, что тебе захочется убить, уничтожить. Скорее всего, проблема будет лишь усугубляться, ты погрузишься в мир ненависти и убийств.

Настоящее решение проблемы — отпустить внутренний конфликт, который создаёт ненависть и отвращение. Например, вместо ненависти к человеку, приписывания ему ярлыка «плохого», ты начинаешь разбираться в механизме его поведения. Понимая механизм, ты получишь больше шансов его изменить. Не завися эмоционально от того, чтобы всё шло гладко, ты сможешь действовать эффективнее во трудных ситуациях.

Поэтому воздержание от убийства — это не какая-то необоснованная догма свыше; это указание правильного пути решения проблем с ненавистью и неприятными обстоятельствами.

Аналогично с другими предписаниями. Кража может дать временное утоления жажды к чему-то, но не уберёт тебя из мира жажды, а скорее погрузит только глубже.

Нарушение предписаний ведёт ко страданиям и развивает причины страдания, для тебя и других. Ведёт по неправильному пути: не к отпусканию, растворению трудностей и открытию удовлетворённости, а к усугублению проблем и накоплению тяжёлой кармы. (Карму можно понимать, в основном, как развитую поступками склонность к определённому поведению).

Пятое предписание было добавлено к четырём предыдущим после одного забавного случая. Монах, находясь в доме мирян, сильно хотел пить. Он схватил со стола кувшин и выпил. Но там было вино, а не вода. От опьянения его самоконтроль и осознанность ослабли, а страсти распустились. Он захотел закуски, убил и приготовил себе хозяйскую курицу. (В другом варианте истории, он попросил это сделать хозяйку; но и так он стал причиной убийства, то есть, фактически, убил). Он  переспал с хозяйкой. И потом солгал, что не делал всего этого.

Таким образом, опьянение вызвало ослабление осознанности и распускание страстей. Случилось нарушение всех предписаний, движение по ошибочному пути.

Монах создал причины для страданий, себе и другим, углубился во круговорот неудовлетворённости.

Как ему лучше было действовать?

Отпустить внутренние напряжения. Заниматься телесными практиками для расслабления и благополучного самочувствия. Тогда, даже случайно выпив вина, он не подвергался бы сильному давлению страстей. И он не торопился бы пить, а, почувствовав вино вместо воды, остановился и пошёл искать воду.

Таким образом, соблюдение буддийских предписаний — это не бездумные правила. Это указание правильного пути от страданий к освобождению. Это поддержание осознанности, потому что памятование о предписаниях помогает осознавать, чем ты сейчас занимаешься.

Это помогает отодвинуть привычную неосознанность и быть внимательнее.

А изучение смысла предписаний помогает понять механизм сансары.

Поэтому буддийское отношение к алкоголю — воздерживаться от его употребления. Использовать более безвредные и полезные средства для расслабления, отпускания напряжений и общения с друзьями. Сохранять широкую осознанность, не сужая её, и не погружаться в зависимость от страстей.

Без власти страстей мы остаёмся в непринуждённости.

Непоколебимые, свободные, спокойные и чуткие.