Просветлённый ум, который видит вещи, какие они на самом деле – не привязывается ни к одной конкретной вещи как абсолютной истине, и не отбрасывает ни одну конкретную вещь как не абсолютную истину.

Шен Янь. Абсолютная истина

Шен Янь

Непосредственное созерцание и созерцание пустотности

вот это

По методу непосредственного созерцания (直觀), что бы вы ни увидели или встретили, вы не прилагаете к этому никаких толкований и суждений. Не снабжаете ярлыками и не сравниваете. Вы просто осознаёте: вот, это. Это происходит.

По этому методу вы упражняете ум воспринимать непосредственно – то, что перед вами – используя глаза или уши. Главное – не впадать в различающее мышление. Итак, здесь три правила:

  1. не называть (не накладывать ярлыков),
  2. не описывать,
  3. не сравнивать.

Просто позвольте тому, что перед вами, восприниматься, как оно есть. Вот непосредственное созерцание.

Делая это, как следует, вы сможете продвинуться к созерцанию пустотности. Созерцание (contemplation) в некоторых языках может означать размышление, осмысление, анализ. Но в буддизме созерцание – например, пустотности – не означает размышления о пустотности. Созерцание – это просто внепонятийный способ восприятия, позволяющий уму пребывать в определённом состоянии.

Как ты переходишь от непосредственного созерцания к созерцанию пустотности? В непосредственном созерцании в уме не должно быть ничего, кроме воспринимаемых объектов. Не прикрепляя понятий, ярлыков или сравнений, ум может воспринимать объект, как он есть. Хотя ты можешь долго находиться в этом состоянии, это ещё не просветление, поскольку есть воспринимающее «я» и воспринимаемый объект.

С опытом этой практики ум учится поддерживать ясность без фиксации на объекте медитации. Начиная отсюда, ты созерцаешь пустотность. Для созерцания пустотности – не позволяй уму фиксироваться на форме или звуке объектов; не фиксируйся на внешних событиях или ситуациях, и не фиксируйся на внутренних мыслях или идеях.

Так, внутренне и внешне, не позволяй уму оставаться нигде. Многие мысли будут возникать внутри; многое будет восприниматься снаружи; но пусть ум отсоединяется ото всего этого. В отличие от непосредственного созерцания, где ты позволяешь уму оставаться, скажем, на звуке, теперь ты просто отпускаешь его. Не позволяй свободному течению ума пойматься твоими восприятиями. Если видишь формы, не позволяй им становиться содержанием твоего ума; просто отпусти их. Так же и со внутренними мыслями и понятиями – отпускай их. Хотя многое может появиться, ты просто в состоянии непребывания, отпускания. Итак, оставайся в этом процессе переживания и затем отпускания. Это длящийся процесс, просто отмечающий, где всё является полю осознания, а затем исчезает само по себе.


Перевод Постоянного Озарения по Direct Contemplation.