Мы практикуем, чтобы уменьшить волнения и постепенно озарить ум. Однако путь туда, где окружающее больше не вызывает волнений, обозначен препятствиями. Когда ты взбираешься на гору, очень редко виден прямой путь до вершины. Гораздо чаще тебе встречаются изгибы и повороты, подъёмы и спуски, что-то нужно обойти или перелезть.

Шен Янь. В сидении нет «меня»

Мастер Саймон Чайлд

0. Что такое Безмолвное Озарение?

Любой, кто когда-нибудь пробовал какую-то медитацию, поймёт, о чём я говорю, когда называю наши умы часто шумными и скучными. «Шумные» они потому, что «голоса» наших мыслей наполняют умы словами и образами. «Скучные» они потому, что мы видим только часть наших реальных условий и окружающего – часть, которая захватывает нас, делает озабоченными, и мы упускаем почти всё остальное, что может здесь быть.

Чаньская (китайская дзен-буддийская) практика Безмолвного Озарения указывает путь исправления этого, приводя нас к уму, в котором осознанность широко открыта и видит всё (ясно, ярко, пробуждённо, «Озарённо»), и всё же ум не порождает никаких комментариев и прочей мысленной болтовни (спокойно, мирно, «Безмолвно»).

Основная проблема – в нашей прирождённой склонности, которую мы все развивали и совершенствовали за десятилетия наших жизней, оценивать мир в отношении того, насколько некие условия или встречи могут быть полезны или опасны для «меня» – и в этом случае я уделяю им массу внимания; или они кажутся маловажны или не относятся ко мне – и тогда я внимания на них не обращаю. Это расщепление продолжается всё время, иногда осознанно, а часто неосознанно. Об этом процессе говорил Будда в своей Второй Благородной Истине как об источнике «дукхи» – санскритское слово, означающее страдание или неудовлетворённость. Мы поглощены озабоченностью, что можем не получить того, что хотим, и потерять то, что у нас есть; и это оставляет нас настороженными и беспокойными.

Делать так – естественно и полезно, до некоторой степени; иначе мы могли бы стать жертвами частых опасностей, таких как смерть от голода или в автомобильной аварии. Но мы такие сложные общественные существа, с такими мощными мыслящими умами, что перебарщиваем с этим. Мы можем провести много часов, тревожно думая о какой-то прошлой ситуации и пытаясь переиграть её, потому что нам не понравился её исход, или планируя будущие возможности в страхе неблагоприятного результата. И всё это время наше внимание сужено, и мы упускаем возможности и наслаждения, даримые текущим мгновением.

Практика Безмолвного Озарения ведёт нас к уравновешенному уму, который на самом деле может действовать безопасно и эффективно – в ответ на распространённые опасности и возможности, но при этом не зашорен, не поглощён эгоистичными заботами.

Две стороны практики, Безмолвие и Озарённость, нужно развивать совместно. Если мы пережимаем на одну сторону и пренебрегаем другой, то это не Безмолвное Озарение. Например, есть много методов медитации, которые упирают на успокоение и затихание ума, но часто они включают элемент подавления ума – так, чтобы уменьшить склонность ума блуждать. Частый метод успокоения ума – фокусировка на дыхании (или на другом объекте, таком как мантра или образ) – может быть прекрасен для медитирующего, чей ум очень беспокоен (так что мы часто рекомендуем это как подготовку к практике Безмолвного Озарения). Но направляя ум фокусироваться только на дыхании, человек выключает возможность широко открытой осознанности. У Безмолвного Озарения – другой подход.

Одно из значений термина «Безмолвное Озарение» – это вообще не метод медитации, а состояние или способ бытия. Если ты в состоянии широко открытой осознанности, с тихим умом, то нет нужды применять какой-либо метод медитации. На самом деле, применять метод было бы неправильно – добавлять лишнюю активность и амбиции к уму, который уже ярок и ясен. Вот состояние Безмолвного Озарения, но вопрос в том, как можно открыть или войти в это состояние.

Может случиться попадание в это состояние самопроизвольно, и возможен переход в него из какого-то другого метода медитации. Например, хорошо практикуя следование за дыханием, вы можете удерживать те же сосредоточение и тишину ума, раскрывая осознанность шире, чем только у дыхания. Традиционный способ войти в Безмолвное Озарение – установить внимание на осознании тела, переживании сидения, ощущении телесного присутствия.

Может показаться, что фокусировка на осознании тела приводит к той же проблеме, что и фокусировка на осознании дыхания: вы исключаете более широкую осознанность. Но тут получается по-другому. Ведь это через органы чувств тела мы слышим звуки, видим свет и объекты, ощущаем прикосновение ветерка и, возможно, обоняем запах благовоний или цветов. Так что, фокусируясь на телесной осознанности, мы автоматически развиваем осознанность и нашего окружения. И, подобным образом, мы также включаем полную осознанность нашего внутреннего мира – наиболее непосредственно, когда переживаем эмоциональные ощущения как часть ощущений физического тела; но также и когда находим мысли возникающими «в» теле или голове. Мы обнаруживаем, что сидение с полным переживанием ощущений своего тела ведёт нас к выращиванию полной, объёмной, на 360 градусов, осознанности физического тела вместе с внутренним и внешним мирами.

Эту практику может быть трудно сделать устойчивой, и мудро было бы проверять свою практику с учителем. Поскольку осознанность открыта широко, тут настолько больше материала для комментариев ума, что тишину можно потерять. А, в попытках подавить склонность ума ко блужданиям, осознанность может снизиться. В обоих случаях это уже не Безмолвное Озарение; но с руководством и практикой вы можете вкусить свободу, обширность и живость этого состояния.

Это древняя практика, происходящая из учений Будды, из практик шаматхи-випашьяны индийского буддизма, от ранних чаньских мастеров и особенно от Чаньского Мастера Хунчжи в Китае 12 века. Впоследствии она распространилась и в других странах – в частности, в Японии, став основой практики Сикантадза Сото-дзена. Это древняя восточная практика с монашескими корнями, но она прекрасно подходит для современных западных мирян, которые могут изучать и развивать эту практику, и естественно выполнять её в своих жизнях как повседневную осознанность – присутствующую, внимательную и открытую в любых условиях.

 


http://www.westernchanfellowship.org/lib/wcf////what-is-silent-illumination/
Из речей Мастера Саймона Чайлда для начинающих, пер. с англ. Постоянного Озарения