Розмісти стрічку з символікою Українськой РСР на своєму сайті!Розмісти стрічку з символікою Українськой РСР на своєму сайті!

Вы можете стать просветлённым путём практически любой деятельности. Вы можете пробудиться, когда устанавливаете свой телевизор, или когда вас ударили. Это на самом деле зависит от вашей готовности пробудиться. Согласно чаньской традиции, всё может стать катализатором, в зависимости от вашей способности и зрелости.

Шен Янь. Биография китайского монаха

Мастер Шен Янь

hand.gif (1869 bytes) Сострадательное созерцание


В отличие от других методов практики, где вы сосредоточиваетесь на счёте, дыхании или части тела, этот метод использует абстрактное созерцание (размышление).

Сострадательное созерцание помогает устранить гнев и порождает сострадание к чувствующим существам.

В практике сострадательного созерцания происходит осознание страданий чувствующих существ, возникает желание помочь им, облегчить их страдания. Человек старается принести счастье чувствующим существам - или помогая им в повседневной жизни, или помогая покинуть три мира рождений и смертей и достичь нирваны, высшей ступени. Кто практикует это созерцание с умом Бодхи, будет стараться помогать чувствующим существам освободиться от страданий в физических и психических мирах, и, если причины и условия подходят, помочь им обрести счастье через Учение.

1. В сострадательном созерцании есть пять сторон. Первая - созерцание чувствующих существ.

Созерцают существ, наблюдая, как мы привычно разделяем их на три группы - те, кто нам полезны; те, кто нам вредны; и те, кто нам ни полезны, ни вредны. Обычно мы относимся к людям в соответствии с одним из этих трёх видов.

2. Вторая сторона сострадательного созерцания - наблюдать себя. Когда мы взаимодействуем с чувствующими существами, есть два вида чувств и восприятий. Первый - удовольствие от взаимодействия, а второй - неудовольствие от контакта с чувствующим существом. Нужно исследовать, откуда у нас эти чувства.

Они исходят из восприятия пользы или вреда, которые наше взаимодействие принесёт нашим телам и умам. Именно и только потому, что у нас есть тела и умы, нам что-то нравится или не нравится. Но надо знать, что наши тела и умы - это только беспрестанная последовательность постоянных изменений вещества и мысли.

Тела и умы - это ложные восприятия, иллюзии. Поэтому не нужно привязываться к ним; и нет причин чувствовать приятность или неприятность в наших взаимодействиях с существами; потому, что эти чувства основаны на ошибочном восприятии тела и ума.

3. Третья сторона сострадательного созерцания включает более тщательное исследование того, что на самом деле происходит при нашем взаимодействии с чувствующими существами.

Нужно созерцать эти взаимодействия как физический контакт одного тела с другим. Хвала и порицание - только звуки, или колебания, входящие в уши. Действия других, такие как улыбка или нахмуривание - это только световые лучи, воспринятые нашими глазами. Как тело - не "настоящее", иллюзия, так и эти внешние, материальные явления - тоже нереальны.

Как только мы осознаём это, мы больше не производим чувства нравящегося или не нравящегося, а относимся ко всем чувствующим существам как равным. Но здесь ещё нет действительного сострадания. Как можно сострадать нереальным внешним ощущениям - и существам, которые относятся только к ложным телу и уму?

4. Четвёртая сторона практики сострадательного созерцания - снова созерцание чувствующих существ. Но на этот раз созерцание другое; оно сосредоточено на страданиях чувствующих существ.

Они страдают из-за своего неведения. Они не знают, почему действуют. Они могут быть довольны или злы, но не знают, почему подвержены таким настроениям. Они привязаны к вещам и боятся их потерять. Поэтому они страдают.

Вдобавок, нам нужно осознавать, что чувствующие существа не свободны телом и умом, и это ещё одна причина их страдания. Люди знают, что им не стоит делать некоторые вещи, и всё же они хотят их делать, и, возможно, в конце концов, делают. Иногда это как бы два "я" внутри нас, сражающиеся за разные цели.

Чувствующие существа страдают и оттого, что рождаются, стареют и, в конце концов, умирают. За очень короткое время жизни, каждому чувствующему существу приходится испытать всевозможные виды страданий и недугов тела и ума. Это очень печально. Из-за страданий, которым они подвергаются, нам следует сострадать чувствующим существам.

5. Пятая сторона сострадательного созерцания тоже включает созерцание чувствующих существ, но теперь мы видим их всех как равных; соединяем три группы - которые полезны, вредны или нейтральны.

Как это делается? Мы осознаём, что наши отношения с существами ни фиксированы, ни неизменны. В понятиях трёх времён - прошлого, настоящего и будущего - мы не можем сказать, что те, с кем у нас чувство сродства сейчас, никогда не были нашими врагами в какой-то миг в прошлом; и наоборот.

Нет определённых, неизменных отношений близости или противостояния. С точки зрения трёх времён, у всех чувствующих существ были какие-то взаимодействия с нами в прошлом и, вероятно, будут взаимодействия в будущем. Глядя с этой позиции, мы можем видеть всех чувствующих существ равными, и можем чувствовать к ним сострадание.
 


Из беседы Мастера Шен Яня в мае 1982.
Опубл. в Chan Newsletter No. 27, February 1983
Перевод Постоянного Озарения, 2008

Для комментирования зарегистрируйтесь и войдите. In order to post comments, register and login.