Мыслящий ум нуждается в символах – этот ум не может привести нас на очень глубокий уровень. Его умственными процессами мы можем достичь материального успеха, но у них есть свои ограничения. Они не приведут нас к мудрости будды.

Шен Янь. Без мыслей про обретения и потери – свобода от сансары

Шен Янь

Жара и холод

Краткая беседа Мастера Шен Яня на воскресных медитациях 12 июля 1981 г. Перевод Постоянного Озарения по «Hot and Cold» / Chan Newsletter - No. 15 August 1981.

 

 

Самая удобная для всех температура – прохладная или умеренная: не слишком жарко, не слишком холодно. Наша практика должна идти так же: ни слишком жарко, ни слишком холодно. То есть, вам не нужно слишком париться ради избавления от омрачений или поиска мудрости, а, с другой стороны, не стоит относиться к этому слишком легко и практиковать расхлябанно. Это называется «Срединный путь».

В буддийских сутрах прохлада соответствует мудрости, а жар – омрачениям. Однако излишний холод тоже выражает омрачения. Есть две разновидности адов: в некоторых жгучая жара, а в некоторых ледяной мороз. Что значит ад? Ад – это место страданий, а страдания означают омрачения. Наша цель – заменить омрачения (вызванные беспокойствами или небрежностью) прохладой освежающей мудрости.

Действительно ли есть такие вещи как жара и холод? Иными словами, действительно ли существуют ад и страдания? В зависимости от нашего психического состояния, вы можете сказать, что они на самом деле есть; и что на самом деле их нет. Когда вы чувствуете, что подвергаетесь страданиям, то жара и холод очень реальны. Когда вы не чувствуете никаких омрачений, то жара и холод просто исчезают, вместе с адами. Большинство людей боится попасть в ад и жаждет подняться на небеса. Но на самом деле, и то, и другое – омрачения, так же как жуткий холод или жара сводятся к одному и тому же. Так что, если вы попадёте на небеса из жажды счастья, это счастье также будет и омрачением. Поэтому мы не можем получить одно без другого. Если ад существует, небеса тоже существуют. Но, когда наш ум свободен от омрачений, и ады, и небеса перестают существовать. Так что, с точки зрения дзена, нет небес, нет ада, нет будды, нет чувствующих существ. Иными словами, нет омрачений.

Но, если на основе этих взглядов – что нет ада и небес – вы скажете, что у вас нет омрачений, то это тоже омрачение! Любой человек, кто чувствует присутствие или отсутствие омрачений, не годен к тому, чтобы говорить, что нет небес и ада, и не годен говорить, что нет чувствующих существ и будды. В «Вималакирти сутре» мы находим, что, если твой ум чист, без омрачений, то земля, на которой ты живёшь, тоже будет чистой и без омрачений. Тогда будет ли какая-то жара или холод на той земле? Тогда холод это просто жара, жара это просто холод, омрачения это просто мудрость, а чувствующие существа – это просто будда.

Но сейчас, что бы я ни говорил, в этом зале медитаций явно очень жарко. Следует ли нам обманывать себя, говоря, что не жарко, тогда как мы потеем и едва не теряем сознание от жары? А зимой, когда здесь становится очень промозгло, надо ли отрицать, что это жёсткий дубак? Жара – это просто жара, а холод – это просто холод. Как мы можем сказать, что нет таких вещей? Может быть, сутры пытаются обмануть людей, говоря, что мороз – это жара, а жара – это мороз?

Нет, сутры нас не обманывают. Лишь когда наш ум рассеян и ещё не установился, мы чувствуем изменения температуры. Когда наш ум в объединённом состоянии и не блуждает снаружи, мы уже забыли существование тела и телесных ощущений, то есть, мы не чувствуем, чтобы факторы окружающей среды, вроде температуры, вторгались в наше тело; тогда мы естественно годны сказать, что нет таких вещей как жара и мороз. Они даже не появятся в наших умах.