Ощущение усталости и отречения – их первый шаг в изучении и практике буддизма; это распознание страданий и желание отречься, или выйти за их пределы.

Шен Янь. Бегство от мира или отречение

Шен Янь

Строгость и небрежность

Перевод Постоянного Озарения по «Strictness and laxity» (Tea words, vol.1 http://chancenter.org/cmc/publications/free-literature/).

Однажды, когда я проводил групповое затворение на Тайване, ко мне подошла китаянка средних лет из Флориды. Она захотела присоединиться к затворению, но я сказал:

– Нет, вы приехали на Тайвань развлекаться. Вам стоит наслаждаться этим, а не заниматься трудной практикой.

Но она сказала:

– Очень трудно найти возможность так практиковать. Я бы хотела попробовать.

Я спросил:

– Вы умеете медитировать?

– Нет.

– Если вы не умеете медитировать, то как вы сможете участвовать в затворении?

– Я пришла сюда не для практики медитации, а чтобы овладеть своим умом.

Я сказал:

– Очень интересно. Ладно, я дам вам попробовать. Когда все встают по утрам, вы можете продолжать спать. В периоды медитации, если хотите, вы можете встать и прогуляться. Если заскучаете, вы всегда можете покинуть зал медитации. Если склонны посидеть, то можете присоединиться к остальным в зале, только не мешайте их практике. Вам даже не нужно сидеть на подушке – можно на стуле.

Услышав это, женщина сказала:

– Всё это здорово, но почему вы обращаетесь со мной не так, как с другими?

– Я не верю, что вы по-настоящему готовы практиковать. Думаю, вы пришли сюда, в основном, приятно провести время.

Ещё одна женщина из практикующих была постарше и, хотя она изучала медитацию, я разрешил облегчённый режим и ей, потому что она сказала:

– Я уже очень стара и не могу выдержать очень суровое расписание. Если я не посплю достаточно, то могу не выдержать целый день. Если я слишком долго сижу прямо, мои спина и ноги болят, и я не смогу этого выдержать.

Так что, я сказал им:

– Вы обе – особый случай. Заселяйтесь в одну комнату. Вообще-то, неважно, будете ли вы приходить на еду во-время. Можете делать, что хотите.

Поначалу эти две дамы легко проводили время. Посидев в зале медитации, когда они чувствовали небольшую усталость, они смотрели друг на друга и, если одна была готова встать, вторая тоже вставала. Они приходили в зал и уходили вместе. Вечером, когда одна была готова пойти спать, обе шли спать, хотя остальные продолжали медитировать. Через три дня они заметили, что все остальные практиковали очень упорно, и они начали чувствовать себя странно. Они спросили меня:

– Зачем мы сюда пришли?

– Разве вы пришли не для практики?

– Но, если мы продолжим так, как в эти три дня, то семь дней этого затворения вряд ли принесут нам какую-то пользу.

– В таком случае, не хотите ли присоединиться к остальным? Но я не буду навязывать вам никаких строгих правил; можете по-прежнему поступать, как хотите.

Итак, эти две дамы решили брать пример с остальных и следовать строгим правилам.

На четвёртый день они пережили массу боли и мучений. В пятый день у них было крепкое чувство стыда. Старшая женщина думала, что её жизнь на исходе, и для практики осталось мало времени; женщина из Флориды думала, что это действительно редкий случай – вернуться на Тайвань и практиковать на таком затворении. Не стоило тратить это время зря. Она подумала: «Даже если я умру в зале медитации, пускай. Я не пойду спать пораньше; я буду делать то же, что и эта молодёжь». На самом деле, когда она заметила движения некоторых других людей, то подумала: «Эти юнцы понятия не имеют, что такое практика. Только мы, люди постарше, знаем, что значит практиковать. Наше время почти вышло; а они ещё молоды и здоровы. Почему они не стараются сильнее?»

Однажды старшая женщина долго сидела неподвижно. Женщина из Флориды подумала: «Она такая старая, но может так долго сидеть, не двигаясь. Я должна смочь то же самое». Так она стала соревноваться со старушкой. Через два часа она больше не могла выдержать. Она была готова встать, но увидела, что пожилая дама ещё сидит. Она решила: «Ну его! Я скорее умру в зале, чем встану. Если старушка может, то и я смогу». В конце концов, пожилая женщина просидела четыре часа, а она шесть часов подряд. Изо всех практикующих на затворении лучшие плоды получили эти две женщины, особенно та из Флориды.

Это показывает, что в чаньской практике нет жёстких и быстрых правил для строгости или небрежности. Скорее, они меняются в зависимости от разных ситуаций. Как правило, если вы не накладываете строгих правил на молодёжь, они могут принять это слишком легко и, в конце концов, просто уйти. Но люди постарше или в особых ситуациях могут чувствовать сильный стыд, что могут потерять возможность практиковать – и, как бы легки ни были правила, они могут работать очень упорно и получить лучшие плоды.