В китайской школе чань есть два метода для тех людей, чьи умы должны достичь устойчивости, безмятежности. Первый из этих методов – упорно трудиться. Например, носить воду, готовить пищу, рубить дрова и так далее, и ничего больше не делать в течение двух или трёх лет, или даже пяти – шести лет. После всех этих лет такой работы ум становится подлинно устойчивым.

Шен Янь. Вводная беседа

Шен Янь

Ум, как снег

Беседа Мастера Шен Яня 14.11.1993. Перевод Постоянного Озарения по http://www.westernchanfellowship.org/lib/wcf////a-mind-like-snow/

 

В повседневной жизни нам может быть чрезвычайно трудно успокоить ум. Может казаться, что единственное время, когда ум успокаивается – это когда нечего делать. Когда что-то происходит, внешне или внутренне, или когда вы сталкиваетесь с обретением или потерей, то потворствуете эмоциям, и ум становится возбуждён.

Большинство из нас хочет жить со спокойным, невозмущённым умом, и суметь отбросить привязанности. У нас могут быть даже идеи о том, как достичь такой ясности, и мы можем предлагать свои советы другим. Но, когда мы сталкиваемся с личными затруднениями, часто это всё улетает прочь, и мы не можем успокоить ум, что бы ни делали.

Недавно я побывал в Аризоне и заметил, что у большей части растений в пустыне иглы вместо листьев. У маленьких растений маленькие иглы, у больших большие. Даже на некоторых цветах были иглы. Кто-то сказал мне, что они служат защитой от солнечного жара, чтобы уменьшить испарения. Первичное назначение было не в том, чтобы кого-то уколоть. Я рассказываю вам эту историю потому, что у нас тоже есть свои иглы и колючки. Нам не нужно думать о них как об оружии, чтобы ранить других; скорее, как об инструментах, чтобы защитить или сохранить свои силы.

Если вы становитесь взволнованы, неуравновешенны, мучаетесь или злитесь каждый раз, встречаясь с затруднениями, то несомненно потеряете много сил. Если вы думаете, что другие неправы, или ситуация неправильна, и вы стараетесь избегать, отвергать или исправлять её, то станете неуравновешенны или измучены. Ещё не исправив ситуацию, вы уже ранили себя. Сначала вас ранят другие, и это уже скверно, но затем вы раните себя ещё больше, порождая отрицательные реакции и цепляясь за них. Так вы получаете урон дважды, или даже чаще, когда этот цикл повторяется.

С другой стороны, если вы сохраняете уравновешенный ум, то остаётся лишь первый уровень ущерба, и вы больше не будете добавлять к ущербу новый ущерб. Ещё лучше: вы можете дойти до такого положения, где больше не рассматриваете ситуацию как плохую.

Одна из причин, по которой мы практикуем, в том, что мы сможем всегда сохранять безмятежность ума.

Похоже, люди создают больше проблем, чем решают. У людей, создающих проблемы, горестные умы. Для них всё проблематично, и со своими проблемами они обращаются так, что невольно создают их ещё больше. Обратите внимание, как, оказавшись в дорожной пробке, некоторые налегают на гудок, хотя знают, что это не ускорит движения; и тогда другие гудят, потому что первые гудильщики их раздражают. В конце концов, все просто добавляют шума поверх шума. Мир часто кажется мне таким.

Вы замечали, как тихо, когда падает снег? Это потому, что снег поглощает звук. У снега многому можно научиться. Когда вы встречаете трудности, вместо отрицательной реакции позвольте своему уму впитать и растворить проблему. Таким образом, вы останетесь безмятежны и спокойны. Вам нужно найти, как практиковать таким образом, чтобы любые проблемы исчезали. Это великолепный метод для повседневной жизни. Помните спокойствие, которое возникает при снегопаде, и «охлаждайтесь».

 

Храм Кинкаку (Киото). Снегопад