Нам нужно напоминать себе, что предназначение практики — постепенно оставить позади цепляние за наше «я» и озарить ум. Цель практики — замедлить, а затем и прекратить нашу погоню, в которой мы жаждем удовлетворения страстей и обретения полной безопасности.

Шен Янь. В сидении нет «меня»

Мастер Чи Черн

Наблюдение мыслей

В наших умах бурлит масса мыслей, и обычно мы это знаем. Но эта осознанность – только на поверхности. Мы замечаем те мысли, которые легко обнаружить. Когда у нас появляется шанс практиковать дзенский метод сосредоточения и видения – и привести ум ко внутреннему наблюдению – мы яснее видим, как движется намного больше мыслей.

Некоторые эти мысли здравы, некоторые нет. Некоторые – то, что мы хотим думать; а некоторые – то, чего не хотим. Возникновение и прекращение этих многочисленных сложных мыслей так текуче и беспорядочно, что иногда и не верится; такого мы себе не представляли. Тем не менее, блуждающие мысли крутятся именно так.

Часто, начав учиться сидячей медитации, люди удивляются, осознавая, что блуждающие мысли не только не утихают (как ожидалось бы), но, кажется, и разрастаются. На самом деле, это не так. До обучения сидячей медитации блуждающие мысли были так же многочисленны, как и сейчас, если не больше. Но, поскольку ум не был тренирован в сосредоточении и осознании, эти мысли приходили и уходили незаметно. И даже замечая, мы осознавали только «грубые» мысли, на поверхности ума, да и те мы видели не очень ясно. Поэтому внимания они привлекали немного. Когда человек научается сесть и слегка успокоить свой ум, внешнее окружение несколько «прикрывается», и действие внутреннего отражения становится сильнее. Когда практикуешь созерцание и развиваешь видение, можешь увидеть блуждающие мысли яснее.

На самом деле, это продвижение во практике; если это происходит – хорошо. Только когда мы не понимаем причин этого кажущегося роста блуждающих мыслей, то возникает тревожность и, возможно, страх дальнейшей практики. Но, если мы понимаем происходящее и не обращаем особого внимания на блуждающие мысли, или не беспокоимся из-за них, то сосредоточимся скорее на методе практики и применим метод видения. Тогда волнения, вызываемые блуждающими мыслями, постепенно уменьшатся. Когда, применяя метод, мы тренируем и очищаем свой ум, он постепенно становится тих и спокоен.

Хотя толпа блуждающих мыслей всё ещё здесь, существуя на многих уровнях, дзенская практика – идти глубже и «выронить» эти блуждающие мысли, уровень за уровнем, пока мы не достигнем работы чистого ума. Она даёт нам способность наблюдать то, что есть, как оно есть на самом деле, и следовать верному пути понимания.

Поэтому видеть блуждающие мысли – это не проблема. Когда вы правильно понимаете метод, идею этого процесса, наблюдение блуждающих мыслей – на самом деле, и есть метод чаньской практики!

 


(Опубл. в книге 《爾然小品》 Dharma Drum Publications, 2010).
Пер. Постоянного Озарения по
https://masterchichern.org/2013/10/08/observing-thoughts/