Используя этот метод, некоторые могут хорошо просидеть весь период, ни разу не обеспокоенные блуждающими мыслями. Это будет приятный опыт, и они сразу почувствуют себя лучше. После этого они скажут: «Ммм, мне это нравится. Стоит это повторить». И тогда, в следующий раз, они будут ждать возвращения приятных ощущений.

Шен Янь. В сидении нет «меня»

Анна Едынак

Медитация и её понимание

Перевод Постоянного Озарения по Anna Jedynak. Meditation and its background // New Chan Forum №54, стр. 40-46

Медитацию не заменить никакими словами о ней. Но, прежде чем отправляться в путешествие, стоит взглянуть на карту.

Медитировать значит исследовать ум: наблюдать его и его явления непосредственно и несловесно. Медитировать значит слушать тишину ума. Это исследование мира за повседневной суетой. Однако нелегко удерживать внимание на этом мире, особенно поначалу. Так что, мы можем использовать различные техники медитации, помогающие сосредоточить и стабилизировать ум. Обычно мы стараемся направить внимание на один выбранный объект. Это может быть собственное дыхание или повторение про себя определённого слова или фразы. Мы направляем на это внимание и остаёмся с этим, больше не прилагая никаких определённых усилий. Постепенно наше осознание естественно проникается фоновой тишиной, тогда как наши умы успокоены устойчивым удержанием выбранного объекта.

Блуждающие мысли

Но тогда мы обнаруживаем, что это не легко. В голове крутятся всякие мысли – без нашего желания и разрешения. Они приходят и уходят, когда захотят. Они отвлекают и утаскивают нас от текущего переживания. Ум напоминает радио, передающее звуки на разных частотах. В медитации мы не сражаемся с этими мыслями, но также и не следуем за ними. Мы осознаём процесс и содержание мышления, однако стараемся не вовлекаться в это содержание.

Только то, что происходит сейчас, реально. Мысли обычно заняты чем-то, что было или будет. Переживать можно лишь то, что существует именно сейчас. Когда мы начали думать об этом, оно уже стало прошлым. Наблюдая работу ума, мы замечаем, что не воспринимаем реальность непосредственно; [она пропущена] через различные мысли. Мы обнаруживаем, что иногда они вызывают тревожность и беспорядок. Мы хотим пользоваться мыслями, когда они полезны, но не хотим, чтобы они управляли нами. Мы хотим быть свободны от их власти, хотим постепенно убрать фильтры ума. Мы жаждем непосредственного контакта с реальностью.

Изменение и я

И реальность меняется. Вся! Некоторые вещи меняются быстрее, некоторые медленнее. Не все изменения видны сразу, хотя они всегда происходят от одного мгновения ко другому, даже если сдвиг очень маленький. То, что кажется вещью – на самом деле, процесс. Мы используем имена, чтобы называть вещи, и поэтому кажется, что название обозначает что-то длящееся, устойчивое, определённое как отдельное ото всех остальных вещей. На самом деле, всё принимает форму [лишь] по отношению ко другим вещам, как итог многих переплетающихся причин. Ничто не является отдельной, длящейся цельностью. Ни у чего нет внутренней сущности, которую можно отделить ото вселенной. Только путём мышления о вещах мы можем представить их как длящиеся и независимые.

Наблюдение непостоянства и взаимных связей в мире помогает в медитации. Это освобождает нас от жёстких верований о мире и о себе. Помогает нам перейти от мышления о том, каковы вещи или какими они должны быть, к переживанию, что происходит вот сейчас. Вместо восприятия себя как определённой, самостоятельной, отдельной части мира – мы можем переживать своё тело изнутри. Можем просто чувствовать, слышать, видеть – и наблюдать колебания ума. Тогда мысли начинают стихать. Их замещает осознанность данного мгновения. Поначалу старые привычки рассеянного мышления могут вмешиваться в наше бдительное внимание. Вот когда в медитации полезен объект – мы направляем внимание на него, укореняем внимание на месте. Со временем медитация становится устойчивее. Выбранный объект становится менее важен, и внимание направляется на то, что находится за слоем мыслей.

Отсутствие постоянной, отдельной сущности относится не только к окружающим нас вещам, но и к нам самим! С чего бы нам быть исключением? Если подумать – отнюдь не с чего. Мы не одинокие острова; мы реагируем на окружающее и влияем на него. Клетки наших тел постоянно умирают и рождаются. Разные состояния ума начинаются, развиваются и проходят. Легко согласиться с этим во принципе, но такое согласие не приведёт к существенным изменениям в наших жизнях. Эти изменения могут прийти тогда, когда это переживается непосредственно, при всматривании в ум. И это намного труднее, чем думать о несуществовании себя. Мешает глубоко укоренённая привычка использовать своё видение своего «я» как точки соотнесения своих мыслей, эмоций и действий.

В медитации сначала стихают грубые мысли, затем и более тонкие. Жизнь становится более гладкой: проще, устойчивее, меньше подвержена напряжениям и психическому хаосу. Мы чаще проживаем настоящее мгновение. Когда нужно, мы «достаём» мысли, но они всё меньше связывают нас. Когда они появляются сами, мы знаем, что это просто мысли.

Однако самая устойчивая мысль – мысль о своём я. Мы ищем сущность себя в чём-то, что, на самом деле, является конструкцией ума, сделанной из скучковавшихся впечатлений, воспоминаний, мыслей, чувств, желаний и ожиданий. Мы отождествляем себя с этой конструкцией. Увидеть сквозь это её природу – то есть, осознать, что это лишь конструкция – получается, когда обманчивая активность ума прекращается хоть на миг, и остаётся единственное: ясная осознанность, что есть. Однако иногда может казаться, что центрированное на «я» восприятие отпало, но оно всё ещё подспудно действует.

Пока природа своего «я» не распознана, незнание о ней может создавать трудности. Вера в отдельное я заставляет нас проявлять неуместную заботу о его благополучии. Мы хотим длительного удовлетворения всех его нужд – для «себя», воспринимаемого как относительно постоянное в течение жизни, хотя его суть – постоянная изменчивость – не может этого обеспечить. Нас автоматически притягивают источники удовлетворения, с надеждой контролировать их, пришпилить и не терять. Когда что-то оказывается не так, как планировалось, мы страдаем не только от трудностей или боли, но и от негативных мыслей, разочарования, страха или гнева, которые мы добавляем. Восприятие отдельного «себя» ведёт к более-менее определённому ощущению неудовлетворённости или нехватки чего-то.

И всё же мы цепляемся за «себя», которые сами же сконструировали, поскольку так кажется безопаснее. Мы так привыкли отождествляться с этой конструкцией, что отпускание этой хватки может вызвать внезапный страх или ещё какие-то формы сопротивления. Трудные мысли и воспоминания могут подниматься из бессознательного. Вот почему полезно советоваться с более опытным практикующим, если нужно.

Иллюзии

Продолжение путешествия через ум не ведёт к потере наших жизней, сознаний или рассудка. Мы потеряем лишь некоторые иллюзии. Те, кто оставил иллюзии позади, не жалеют об этом. Они не считают совершенное непостоянство или отсутствие отдельного «я» плохой новостью. Напротив, раскрытие иллюзии себя убирает причину большинства их проблем. Они текут по жизни сквозь различные обстоятельства, благоприятные или нет. Меньше фокусируясь на себе, они естественно больше осознают чувства и нужды других. Они не вредят другим, а действуют в их интересах. Не потому, что выучили правила поведения, или такие уж ответственные и с сильной волей, а скорее потому, что они расслаблены и участливы, и отвечают на окружающее и на боль и радость других.

Именно наша повседневная жизнь – проверка нашей медитации. Безнравственное поведение – или даже вредные мысли и чувства – проявляют для нас, что иллюзия «я» ещё шевелится, и что в медитации осталось ещё много работы. По сути, медитация и забота о других поддерживают друг друга. Медитация ослабляет эгоистичное отношение и открывает пространство для большей эмпатии с другими, тогда как забота о других ослабляет бытие, центрированное на своём «я». Медитация и внимательная осознанность во многообразии повседневных житейских дел укрепляют друг друга.

Освобождение от иллюзии «я» – не единовременное действие, а постепенный процесс. В нём действительно могут быть прорывные события, но сам процесс требует времени. В ходе медитации мы становимся искуснее в распознании мыслей как мыслей, и не вовлекаемся в их содержание. Мысли и эмоции больше не питают друг друга; мы переживаем обширность и ясность ума; чувство «я» слабеет. Иногда о нём можно забыть, но мы всё ещё отягощены им, и оно может выражаться в различных импульсах, особенно в напряжённых ситуациях.

Ум привычно и автоматически поддерживает конструкцию «я». Но когда он прекращает делать это, хоть на миг, он узнаёт, что такое это «я» на самом деле. Потом конструкция возвращается. В этом ничего плохого, ведь она нужна нам в повседневной жизни: заниматься своими делами, работать, общаться с другими. Если прозрение во природу себя поверхностно, то «я» может продолжать изображать из себя реальную вещь. Но более глубокое прозрение не оставляет места для иллюзии себя. И всё же старые привычки, выкованные «старым» способом восприятия мира, могут принести плоды. Наши недостатки не отбрасываются прозрением автоматически, скорее, они высвечиваются. Медитация позволяет нам видеть, как старые шаблоны поведения не соответствуют новому восприятию мира, когда распознана природа себя. Как сильно это распознание повлияет на наши жизни – определяется тем, насколько крепка была наша практика, приведшая к этому, насколько глубоко было это распознание и насколько мы открыты ему при формировании наших повседневных мыслей и действий.

Просветление

У слова «просветление» много значений, и его используют для описания разных ступеней вышеописанного процесса.

  1. Одно из значений приравнивает просветление к самой медитации.
  2. Другое – к ощущению единства со вселенной.
  3. Ещё одно – к любому прозрению в обманчивую природу «я».
  4. И ещё одно – не любое старое прозрение, но более глубокий его вид, не оставляющий иллюзий относительно природы себя, даже когда конструкция «я» возвращается.
  5. Затем, пробуждённый образ жизни, свободный от любых привычек, основанных на этой иллюзии, и полная осознанность в разных условиях.
  6. Иногда вы можете слышать, что мы все уже просветлённые, в том смысле, что никому не нужно «удалять» его «я», поскольку невозможно убрать то, чего никогда и не было.

Смешение этих разных смыслов ведёт к путанице. Просветление в этих 4-м и 5-м смыслах, даже когда не осуществлено полностью – естественный плод связной практики. Его не ускорить какими-то психическими манипуляциями или насильственным, амбициозным подходом. Лучше расслабиться, наблюдать данный миг внимательно и открыться текущим итогам медитации.