Убегание от проблем не только игнорирует закон причин и следствий, но и не имеет оснований в Буддадхарме. Ощущать усталость и отречение не означает обязательно уйти от мира; скорее, важно, чтобы это вело к выращиванию тщательного понимания мирских явлений, благодаря ведущим принципам Буддадхармы и её методов практики.

Шен Янь. Бегство от мира или отречение

Цзин Хоу

Учительница Дхармы Цзин Хоу (淨厚, мирское имя Цзю Миньтин) родилась в 1970 году в небольшой деревушке Юнцзин в центральной части Тайваня. В 1988–1993 гг. она училась в колледже Минчан по специальности «средства массовой информации». Затем четыре года работала преподавателем английского языка, а в 1997–1998 гг. училась по обмену в Ланкастерском университете на факультете социологии. Там студентка Миньтин познакомилась с русским студентом, тоже приехавшим по обмену, Вадимом Котиковым. Они разделяли интерес к буддизму, и их дружба привела к тому, что почти двадцать лет спустя Сестра Цзин Хоу приехала в Россию. В 2016 году она провела затворение по чаньской практике в Подмосковье, а затем ещё ряд встреч с практикующими Москвы и Санкт-Петербурга. (Для Вадима тоже то общение с последователями Мастера Шен Яня в Англии привело ко многим благим следствиям; например, он занялся переводами буддийских книг на русский язык… Но это уже другая история…)

Цзю Миньтин работала волонтёром Ассоциации по защите окружающей среды и Ассоциации по правам животных. Она интересовалась литературой, обучалась сценическому искусству. В период активной общественной деятельности много путешествовала по Индии, Китаю и Малайзии.

В 2000 году она приняла посвящение послушницы в чань-буддийской традиции у Мастера Шен Яня и приступила к интенсивной практике в монастыре Фагушань (Гора Барабан Дхармы) на Тайване. Четыре года она училась в Буддийском университете при монастыре. В 2003 году Сестра Цзин Хоу принесла 10 обетов полного монашеского  посвящения (бхикшуни).

В 2007 году Сестра Цзин Хоу приехала в Англию. Основав местную буддийскую общину, она вела группу чаньской практики, терапевтическую группу и группы по изучению буддийских текстов. В Бристольском университете она представляла буддизм в Межрелигиозном Центре и занималась научной работой по теме «Буддийское монашеское движение в Великобритании».

Общалась со многими интересными Учителями разных традиций: Ачаном Сумедхо и др. из Тайской Лесной Сангхи; Карма-Кагью – в основном, линии Тай Ситу Римпоче; Новой Кадампы; Сото-дзенского монастыря Throssel Hole – и, конечно, с последователями Мастера Шен Яня, создавшими Западное Чаньское Товарищество (см. о Мастерах Джоне Круке и Саймоне Чайлде).

Цзин Хоу Фаши работала с христианскими монахинями, студентами, сотрудниками общественных организаций и другими, помогая решать житейские вопросы, вопросы служения, суицидального мышления, поиска духовного пути…

Учительница Дхармы Цзин Хоу интенсивно практикует, проводит обучающие затворения и помогает в организации встреч с другими Учителями. Она изучает различные методы буддийской практики и их применение в соответствии с текущими ситуациями людей.

Русские практикующие отмечают, что Цзин Хоу Фаши может в удивительной степени вдохновлять на буддийскую практику; даже тех людей, которые казались далеки от всего этого. Своим примером Цзин Хоу учит лёгкости и непривязанности в каждое мгновение жизни. Талантливая, открытая и выразительная, Наставница помогает нам видеть наш потенциал, природу Будды в нашем сердце.


Отчёт о затворении

С 6 по 10 мая 2016 года прошло групповое затворение в традиции чань-буддизма, под руководством ученицы знаменитого чаньского мастера Шен Яня, Достопочтенной Наставницы Цзин Хоу. Я участвовал в нём как переводчик и решил поделиться впечатлениями.

Я не многого ожидал, когда узнал, что в Россию приезжает Сестра Цзин Хоу. В интернете не нашлось её учений, и я подумал, что это ещё один «наставник дзена для начинающих». Из тех, что могут научить основам практики, рассказать какие-то простые вещи, но без особых открытий для меня.

Всё же я понимал, что поучаствовать в затворении будет полезно. Плотное сосредоточение на практике в течение нескольких дней – это мощный толчок, который усиливает наш прогресс на месяцы или даже годы.

Дело в том, что многие занятия похожи на игру в кёрлинг. Капитан команды запускает по льду здоровенную шайбу, а двое помощников бегут перед шайбой со специальными шваброчками и полируют лёд на её пути. Так, чтобы шайба легко и гладко проскользила до цели.

Обычно мы не замечаем, что дела похожи на кёрлинг; нам часто кажется, что серьёзное дело – это всё время новые толкания, преодоления и суета. Но чему меня научила практика Книги Перемен – это тому, что для успеха проще всего дать процессам течь в их естественном ритме. Когда я только начинал «гадать» по Книге Перемен, я постоянно хотел выпадения «удачных» знаков, типа: «Окончательное свершение, благоприятен брод через великую реку». Но обычно выпадало что-то более скромное, типа: «Брод через малую реку, благоприятно ожидание». И со временем я понял, что не надо всё время жаждать зрелых плодов: «Дайте прямо сейчас!»

Особенно, когда у меня ещё маленькие, весенние ростки. Надо дать им спокойно расти, а тем временем наслаждаться той жизнью, которая уже есть. Когда выпадали «неудачные знаки» – вместо свершения моей воли принимать волю других – я начинал понимать, что это великолепные возможности для учёбы. Важно не только «распространять из себя», но и принимать в себя: осознавать что-то новое, проникаться законами окружающего мира. Поэтому, в конце концов, я понял, что не бывает «удачных» и «неудачных» моментов. Бывает подходящее время для большого прыжка, а бывает – для остановки и созерцания.

При таком отношении «великие дела» становятся довольно простыми. Ты запускаешь «шайбу» хорошим толчком, а потом заботишься, чтобы она гладко скользила в нужном направлении.

Поэтому период интенсивной практики – это не какое-то особое переживание, вроде экзотического путешествия: в зоопарк, на водопад и тому подобное. После чего мы возвращаемся в свою старую обшарпанную комнатку. Нет, дзенское затворение – это не экзотика полюбоваться, а обычная часть жизни. Только более глубокая и интенсивная, в более полном контакте со своим сердцем. Где мы можем пережить глубокие состояния, но не для восторгов и воспоминаний, а чтобы перенести это в дальнейшую повседневную жизнь.

Поэтому, хотя я не ожидал ничего особенного от Наставницы Дхармы Цзин Хоу, поучаствовать в затворении хотелось.

Вот я закончил вступительную часть своего «отчёта», и дальше хотел написать о том, каким же всё оказалось. О тех простых и неизвестных вещах, которые я понял за эти пять дней. В чём суть метода мочжао (безмолвного озарения), с которым до этого я бился несколько лет. Как боль становится помощником для сосредоточения. Как «мешающие» мысли оказываются просто способом саморегулировки энергии. Что такое слияние с окружающим. Как поддерживать равновесие между растворением и осознанностью. Как мысли из шторма превращаются в маленьких скромных мышек. Как безо всяких слов практикующие помогают друг другу. Как старая накипь на отношениях уходит в прошлое. Я хотел написать обо многом, но чувствую, что моя сегодняшняя практика, запущенная с лёгкой руки Сестры Цзин Хоу, ещё немного хрупка и не хочет многословия.

Поэтому скажу коротко: как и ожидал, я не услышал на этом затворении чего-то небывалого, принципиально нового. Дхарма Наставницы Цзин Хоу была очень простой и, как правило, очевидной. Но её слова, при всей простоте, всегда были толчками в нужную точку. С непрестанной добротой, заботой и юмором, махонький толчок за толчком, без особого напряжения, Наставница разогнала нас до скорости взлёта.

Уверен, я не единственный, кто после затворения стал начинать и заканчивать каждый день простираниями и случайно улыбаться людям на улицах.

Я годами читал и слушал о любящей доброте, о том, что путь Махаяны – открыть сердце окружающим. Я так хорошо это знаю, что даже писал об этом статьи. Но всего моего подробного понимания не хватало, чтобы делать это по-настоящему – прямо сейчас, открыто для всех встречных.

И я, конечно, уже читал, что наша жизнь вырастает не столько из обстоятельств, сколько из нашего собственного сердца. Но это оставалось для меня, увы, не всегда рабочей идеей.

Действительно, Сестра Цзин Хоу не сказала ничего особенно нового. Она просто показала, как мои «знания» оказываются настоящей правдой.

Теперь мне остаётся только следить, чтобы моя «шайба» продолжала лететь, не сбиваясь с курса и не сваливаясь с потока.

Спасибо, Цзин Хоу Фаши.


На сайте Zen-Do.Ru есть следующие беседы Учительницы Дхармы Цзин Хоу: