Вы можете стать просветлённым путём практически любой деятельности. Вы можете пробудиться, когда устанавливаете свой телевизор, или когда вас ударили. Это на самом деле зависит от вашей готовности пробудиться. Согласно чаньской традиции, всё может стать катализатором, в зависимости от вашей способности и зрелости.

Шен Янь. Биография китайского монаха

Шен Янь

Жара и холод

Краткая беседа Мастера Шен Яня на воскресных медитациях 12 июля 1981 г. Перевод Постоянного Озарения по «Hot and Cold» / Chan Newsletter - No. 15 August 1981.

 

 

Самая удобная для всех температура – прохладная или умеренная: не слишком жарко, не слишком холодно. Наша практика должна идти так же: ни слишком жарко, ни слишком холодно. То есть, вам не нужно слишком париться ради избавления от омрачений или поиска мудрости, а, с другой стороны, не стоит относиться к этому слишком легко и практиковать расхлябанно. Это называется «Срединный путь».

В буддийских сутрах прохлада соответствует мудрости, а жар – омрачениям. Однако излишний холод тоже выражает омрачения. Есть две разновидности адов: в некоторых жгучая жара, а в некоторых ледяной мороз. Что значит ад? Ад – это место страданий, а страдания означают омрачения. Наша цель – заменить омрачения (вызванные беспокойствами или небрежностью) прохладой освежающей мудрости.

Действительно ли есть такие вещи как жара и холод? Иными словами, действительно ли существуют ад и страдания? В зависимости от нашего психического состояния, вы можете сказать, что они на самом деле есть; и что на самом деле их нет. Когда вы чувствуете, что подвергаетесь страданиям, то жара и холод очень реальны. Когда вы не чувствуете никаких омрачений, то жара и холод просто исчезают, вместе с адами. Большинство людей боится попасть в ад и жаждет подняться на небеса. Но на самом деле, и то, и другое – омрачения, так же как жуткий холод или жара сводятся к одному и тому же. Так что, если вы попадёте на небеса из жажды счастья, это счастье также будет и омрачением. Поэтому мы не можем получить одно без другого. Если ад существует, небеса тоже существуют. Но, когда наш ум свободен от омрачений, и ады, и небеса перестают существовать. Так что, с точки зрения дзена, нет небес, нет ада, нет будды, нет чувствующих существ. Иными словами, нет омрачений.

Но, если на основе этих взглядов – что нет ада и небес – вы скажете, что у вас нет омрачений, то это тоже омрачение! Любой человек, кто чувствует присутствие или отсутствие омрачений, не годен к тому, чтобы говорить, что нет небес и ада, и не годен говорить, что нет чувствующих существ и будды. В «Вималакирти сутре» мы находим, что, если твой ум чист, без омрачений, то земля, на которой ты живёшь, тоже будет чистой и без омрачений. Тогда будет ли какая-то жара или холод на той земле? Тогда холод это просто жара, жара это просто холод, омрачения это просто мудрость, а чувствующие существа – это просто будда.

Но сейчас, что бы я ни говорил, в этом зале медитаций явно очень жарко. Следует ли нам обманывать себя, говоря, что не жарко, тогда как мы потеем и едва не теряем сознание от жары? А зимой, когда здесь становится очень промозгло, надо ли отрицать, что это жёсткий дубак? Жара – это просто жара, а холод – это просто холод. Как мы можем сказать, что нет таких вещей? Может быть, сутры пытаются обмануть людей, говоря, что мороз – это жара, а жара – это мороз?

Нет, сутры нас не обманывают. Лишь когда наш ум рассеян и ещё не установился, мы чувствуем изменения температуры. Когда наш ум в объединённом состоянии и не блуждает снаружи, мы уже забыли существование тела и телесных ощущений, то есть, мы не чувствуем, чтобы факторы окружающей среды, вроде температуры, вторгались в наше тело; тогда мы естественно годны сказать, что нет таких вещей как жара и мороз. Они даже не появятся в наших умах.