Шен Янь
Пустотность и существование
Беседа Мастера Шен Яня. Перевод Постоянного Озарения по «Emptiness and existence».
Как мы воспринимаем существование и пустотность – показывает, как глубоко мы практиковали. Важно понимать эту тему, чтобы избежать застревания и смочь продвинуться дальше.
1. Утверждение
Пока наш ум не сосредоточен, то есть, до начала нашей практики, или даже когда мы усердно практиковали, но ещё не начали извлекать из этого пользу, мы воспринимаем явления как существующие. В этом рассеянном состоянии ума понятие «я» глубоко встроено во всё, что мы считаем «своим»: «моя» одежда, «мои» руки, «мои» друзья, «моё» имущество и т.д.
2. Отрицание
Усердно практикуя, мы можем достичь очень сосредоточенного состояния, где остаётся всего две-три мысли. В таком упрощённом состоянии ума, поскольку блуждающих мыслей мало, давление понятий «это моё» уменьшается соответственно. Тогда мы почувствуем, что можно отбросить мир и всё в нём находящееся – как не существующее или неважное. Мы думаем: «Я отбросил все мысли и наслаждаюсь блаженством освобождения. Поскольку ничего не существует, я очень беззаботен и лёгок». Но присутствие этой мысли значит, что, хотя мы воспринимаем пустотность, наше действительное состояние – ещё существование. Ещё чувствуется потребность оставаться в условиях освобождённости и счастья.
3. Двойное утверждение
Достигнув состояния, где осталась всего одна мысль, или «единый ум», мы можем чувствовать себя размером во всю вселенную, и что наши способности и силы безграничны. Также мы чувствуем великую симпатию и сострадание ко всем чувствующим существам, и что мы имеем право направлять их жизни. Здесь мы на ступени «двойного» утверждения, на более глубоком уровне существования. Хотя для состояния единого ума характерно расширенное чувство «я», это чувство не эгоистично, а скорее это ощущение энергии и ответственности. Сила ума здесь зависит от силы нашей предыдущей практики. Тот, кого не поддерживает крепкая практика, всё ещё может достичь единого ума, но у него не будет такого огромного чувства силы и ответственности – вряд ли он разовьёт ощущение [, что воплощает] бога или спасителя мира. Поэтому великие религиозные лидеры редки в истории человечества.
4. Двойное отрицание
Достигнув следующей ступени – «без мысли», или «отсутствия ума» – мы, как говорится, в состоянии «двойного» отрицания: пустотность самоё воспринимаем как пустую. Если человек привязан к пустотности (как на второй ступени), это называется «упрямая» пустотность, или иллюзорная пустотность. Но на ступени отсутствия ума мы действительно распознаём, что даже эта пустотность пуста. Поскольку мы опустошили пустотность, мы становимся истинно насущны, существующи, но это существование без привязанности. Мы определённо не будем чувствовать, что этот мир бессмыслен, а если нас спросят: «Ну, как практика?» – мы не ответим: «О, на самом деле, неважно, практикую я или нет».
Существование обычно связано с чувствами и эмоциями. Если пустотность тоже основана на чувствах и эмоциях, то это не настоящая пустотность. Лишь когда она не связана чувствами и эмоциональными привязанностями, мы действительно воспринимаем вещи существующими так, как они есть – это одновременно и подлинное существование, и подлинная пустотность. Только это практикующие могут считать первым уровнем вхождения во врата дзена.
Вопрос:
Можно ли описать продвижение во практике как последовательные отрицания предыдущих достигнутых ступеней и утверждения чего-то нового?
Шен Янь:
На самом деле, предыдущая ступень и то, что вы утверждаете теперь – это не две разные вещи. Мы говорим, что омрачения – это просто Бодхи (пробуждённость). Так что, «отрицание» не значит, что вы должны возненавидеть омрачения или избавиться от них прежде, чем породите мудрость. Вы не достигнете нирваны отрицанием сансары. Это одна и та же штука. Просто во процессе практики их восприятие меняется.